Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонскаяложа в Росии была учреждена Петром Великим, немедленно по его возвращении изпервого   путешествия.   Сам   Кристофер   Врен,    знаменитый    основательново-английского  масонства,  будто  бы  посвятил  его  в  таинства  ордена,мастером стула в основанной Петром ложе был Лефорт, Гордон - первым,  а  самцарь - вторым надзирателем.     Предание это, лишенное какой  бы  то  ни  было  документальной  основы,находит себе лишь косвенное подтверждение в том  высоком  уважении,  которымимя Петра пользовалось среди русских  братьев  XVIII  века,  распевавших  насвоих собраниях известную "Песнь Петру Великому" Державина.  Оно  показываеттолько, что  русские  масоны  сознательно  или  бессознательно  связывали  смасонскими идеями преобразовательную деятельность  Петра,  "которая  была  вРоссии таким же нововведением в смысле цивилизации, каким масоны должны былисчитать  и  свое  братство"   (Пыпин.   Русское   масонство   до   Новикова.В.Евр.18б8г.,№ 6,стр.548.  Записка  о  масонстве  Л-ра  в.  Р.Стар.  1882г.,сентябрь, стр.534.)     Первое безусловно достоверное известие  о  начале  масонства  в  Россииотносится к 1731 году, когда, как гласит  официальный  источник,  английскийгроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд  Ловель  назначил  капитана  ДжонаФилипса провинциальным великим мастером "для всей  России".  Таким  образом,первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континенте, из Англии,но, разумеется, здесь еще не может  быть  и  речи  о  русском  масонстве,  иФилипс, конечно, распространял орденское учение лишь в  тесном  кругу  своихединомышленников, переселившихся в Россию.     Этот кружок, по-видимому,  твердо  держался  в  течение  всего  периоданемецкого наводнения при Анне Иоанновне, так как уже 10 лет спустя (1740 г.)английская Великая Ложа назначила нового гроссмейстера  для  России  в  лицегенерала русской службы Джеймса (Якова) Кейта. Может быть, к этому времени иследует отнести случаи вступления русских людей в  масонский  союз:  недаромрусские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.     Более мы ничего не слышим об английском масонстве до 1771  года,  когдабыла основана в Петербурге ложа Parfaite Union, которую английские источникиназывают первой правильной ложей в России (Пынин. Хронологический  указательрусских лож от первого введения масонства до запрещения его.  1731  -  1822.СПБ.1873, стр.8).     Таким образом масонство  в  России  начинает  развиваться  в  сороковыхгодах, т.е. уже в царствование  Елизаветы,  хотя  все  еще  остается  чуждымрусскому обществу и вербует себе "адептов" главным образом  среди  немецкогоэлемента в Петербурге, лишь изредка  привлекая  на  свою  сторону  некоторыхпредставителей русской знати, близко сталкивавшейся с иностранной жизнью, и,может быть, вступавшей в "орден" во время пребывания за границей.     Так, в 1747 году имел место известный допрос вернувшегося  из  Германииграфа Головина, в поступках  которого  Елизавета  "довольные  причины  имеласовершенно сомневаться", потому что  подозревала  его  в  не  совсем  чистыхсношениях с прусским королем. Так как Фридрих был  известен  за  ревностногомасона, то естественно, что Головин на допросе должен был  дать  откровенныепоказания и о своей принадлежности к масонству. Кроме себя,  он  назвал  ещеграфов Захара и Ивана Чернышевых, как "живших в оном де ордене".     Любопытным свидетельством вполне легкомысленного отношения к  масонствув те времена является история вступления в орден известного Ив.Перф.Елагина.Впоследствии, ревностный масон и  провинциальный  великий  мастер  для  всейРоссии, Елагин вступал в братство "свободных каменщиков" (в 1750 г.)  толькоиз  любопытства  и  тщеславия.  С  одной  стороны  его  притягивала  к  себезнаменитая масонская "тайна", а с другой -  возможность  общения  с  людьми,"кои  в  общежитии  знамениты"  и  стояли  высоко  над  ним  "и  чинами,   идостоинствами, и знаками".     Не обошлось здесь и без "лестной надежды"  заручиться  покровительством"друзей, могущих споспешествовать  его  счастью".  Ясно,  что  те  серьезныевнутренние побуждения, которые  заставляли  Елагина  впоследствии  искать  вмасонстве более глубокого содержания, тогда в  нем  еще  отсутствовали,  какотсутствовали они и вообще в русском обществе.     К 1756 году относится любопытное доказательство существования некоторойсвязи между масонством и наиболее образованным слоем петербургской молодежи.Имеется в виду показание Михаила Олсуфьева о масонской  ложе  в  Петербурге,представленное императрице графом А.И.Шуваловым. В списке  к  "гранметрам  имасонам" здесь причислено около 35 лиц, среди которых,  кроме  знатных  именРомана Воронцова (отца княгини Дашковой), Голицыных, Трубецкого  и  др.,  мывстречаем   лучших    представителей    молодого    русского    просвещения:АЛ.Сумарокова,  будущих  историков  -  князя  Щербатова  и  Болтана,  ФедораМамонова, П.С.Свистунова и т.д. Участие этих лиц в масонской  ложе  являетсяверным доказательством того, что в конце  царствования  Елизаветы  масонствоначало  уже  укореняться  в  русской  почве,   давая   готовые   формы   дляидеалистических стремлений, впервые  пробуждавшихся  тогда  в  лучшей  частимолодежи.     Путь, приведший к масонству главных представителей русской общественноймысли,  был  у  всех  их  совершенно  одинаковым:  все  они   прошли   черезвольтерианство, испытали на себе всю тяжесть вызванного им душевного разладаи  бросились  затем  искать  спасения  в  масонстве.   Мы   видим   Елагина,"прилепившегося к писателям безбожным", "спознавшегося со всеми афеистами  идеистами", которые, "пленив сердце его сладким красноречия  ядом,  пагубногоада горькую влияли в него  отраву".  Мы  видим  Новикова,  находящегося  "нараспутий между вольтерианством и религией" и не имеющего  "точки  опоры  иликраеугольного камня, на котором мог бы основать  душевное  спокойствие".  Мывидим Лопухина, только что дописавшего перевод главы  Гольбаха  и  в  порыве"неописуемого раскаяния" вдруг предающего огню свою красивую тетрадку.     Конечно, все  они,  подобно  Лопухину,  "никогда  не  были  постояннымивольнодумцами", но первое впечатление от чтения безбожных  "ансиклопедистов"действовало на них настолько ошеломляюще, что даже лучшие принимали  вначалецеликом новую веру. Но переход от старой  веры  совершался  слишком  быстро,чтобы  быть  прочным  и  окончательным.  Скоро  заговорила  совесть,  и  придобросовестных анализах своих мыслей и чувств молодое поколение приходило  ктяжелому сознанию полного внутреннего разлада.     Здесь-то и  пришло  на  помощь  забытое  масонство  с  его  мистическойрелигиозностью и "нравственными преподаяниями", с его "древним  любомудрием"и "истинной наукой". Здесь  получила  успокоение  смущенная  вольтерианствомрусская душа,  найдя  в  "ордене"  тот  "краеугольный  камень",  на  котором"основал свое  спокойствие".  Мало  того,  личная  трагедия  привела  лучшихрусских людей  к  сознанию  общественной  опасности  и  сделала  их  истинноинтеллигентными  работниками,  боровшимися  против  общественного   бедствия"злонравия",  избрав  себе  орудием   религиозно-идеалистическую   философиюмасонства.     Вот  с  этого-то  момента  масонство  в   России   становится   русскиммасонством, несмотря на иноземное его происхождение и иноземные формы,  дажесодержание его было  всецело  чужим,  но  оно  было  согрето  русским  духомпроснувшегося  национального  самосознания  и  потому  может  быть  по  всейсправедливости названо первым идеалистическим течением русской  общественноймысли.     Русские масоны  отзывались  о  тамплиерах  чрезвычайно  одобрительно  :"Пышные церемонии рыцарства; кресты, кольца, эпанчи и родословные  поколеньядолжны были произвести великое впечатление над  нацией  военной,  в  которойодно токмо знатное дворянство работами нашими занималось... Между нами такаявоинская пышность не может быть неприятной, ибо все  члены  наши  предводилибатальонами и целыми армиями! Весьма приличествуют  и  кресты  оные  особам,которые в общежитии таковыми знаками чести; украшены, или которые ничего такжадно  не  желают,  как  получения  оных."  (Ешевский.   Московские   масонывосьмидесятых годов прошлого столетия. Соч., т. III, стр.484.)     Поэтому  ложи,  принадлежавшие  к   тамплиеровской   системе,   нередковырождались в те "шумные празднества".

Оказывается, насекомые используют числа, чтобы рассказать собратьям, как добраться до еды. Новосибирских ученых Жанну Резникову и Бориса Рябко, которые исследуют поведение насекомых, сейчас буквально ...

То, о чем рассказал ученый, похоже на фантастику: он сообщил, что якобы еще 40 лет назад на Луне встречались следы древнейшей и явно внеземной цивилизации. Вот только НАСА приказало уничтожить фотосви...

Вряд ли есть страна в мире, где бы полностью отсутствовали аномальные зоны, дело только в их масштабе и в опасности для человека. Есть свои аномальные зоны и в США, в них происходят загадочные явления...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история Полезная информация