Масонство в Речь Посполитую проникает из Пруссии, и с  1784  г.,  после создания "Великого Востока Польского и Литовского", получает  здесь  прочную организацию. (Добрянский С.Ф. Масонские ложи в Литве.  Записки  СЗО  РГО.  -Вильно, 19П). Этот процесс слабо отражен как в рукописных, так и в  печатныхисточниках.     Естественно, что на  землях  Беларуси  вольнокаменщичество  было  тесносвязано с  Варшавой.  Но  в  то  же  время  известны  примеры  проникновениямасонства и с Востока. Так, Бакунин утверждал, что  в  Могилеве,  который  с1772 г. находился в составе Российской империи, существовала ложа  "Геркулесв Колыбели".     С начала XIX века (1809  -  1814)  начинается  второй  этап  масонскогодвижения на Беларуси.  Основная  цель  и  направления  деятельности  вольныхкаменщиков остались прежними,  в  то  время  как  условия  их  существованияизменились коренным образом - не было больше свободы, на Беларуси  поселилсяказенный дух империи.     Вместе  с   тем,   либерализм   молодого   императора   Александра   I,восстановление автономного Царства Польского  поспособствовали  появлению  впольско-белорусском обществе определенных надежд. На высшем уровне  началисьспоры о  присоединении  к  этому  Царству  литовских  губерний  (Ви-ленской,Гродненской, Менской) или создания автономного Великого Княжества Литовскогов границах Российской империи.  Надежды  каменщиков  на  Александра  I  былинастолько сильны,  что  они  праздновали  его  именины  (основание  минского"Северного факела" было приурочено даже к этому событию), считали его  своимпатроном  и  призывали  к  решающим   изменениям   в   обществе.   Об   этомсвидетельствует написанное по случаю торжественного собрания обращение,  гдевысказывалась благодарность императору за  то,  что  он  "не  запретил  ложеработать", что его стремления совпадают с вольнокаменщическими и  направленык "единству и счастливому быту всех", приближают время, "когда  мощная  цепьмасонов займет всю землю", а народ, "который возвысится в своих стремлениях,будет благословлять имя Александра и ложи".     Несомненно,   что   философия   масонов    начала    XIX    в.    имелагуманистически-либеральное направление французского просвещения, а  основнымпринципом  их  деятельности  было  равенство  людей,  который  декларировалафранцузская  революция.  Яркое  доказательство  тому  -  выступление   члена"Северного факела" Людвика Плятара в  1817г.,  которое  сохранилось  в  видепересказа чиновника.     Тогда он сказал: "Только  через  установление  равенства,  через  искрублаготворительности,  которую  мы  на  протяжении  веков  хранили,  заяснеетнекогда день возрождения, в  который,  ради  возродившегося  мира,  вернетсяпервая невинность, непорочность и счастье".     И далее, говоря о свободе  и  равенстве,  отмечал,  "что  перед  трономнаипреосвященнейшего одинаково согнут колени как сын и брат Королевские, таки ремесленник, который живет трудом своих рук; нет у  нас  другого  хозяина,только закон равенства, поэтому каждый, без исключений, слепо подчиняется  ипослушным ему быть должен, и это есть  правдивая,  много  веков  тому  назадустановленная и сохраненная, единая для  всех  истина  в  обличий  закона...Подчиняясь этому закону и внешним обстоятельствам,  мы  будем  противостоятьтемноте,  утешать   страдающих,   умножать   число   защитников,   уменьшатьпреследователей, расширять власть равенства и тогда превратим темных жителейв людей, всех людей в братьев, а весь мир в невенчанную невинность, и народупоменяем  святыни".  (Bakounine  T.   Les   repertoires   biographique   desfranks-masons russes. - Bruxelles, 1949.- S. 123-124).     Люди,  которые  считали  целью  своей   жизни   самоусовершенствование,установили в своей организации достаточно жесткие правила - масоном  не  могбыть человек, который вел развратную жизнь, пил, и даже играл в карты, о чемсвидетельствует,  к  примеру,  анонимное  письмо  и  ярко  продемонстрировалтоварищеский суд над членом ГЪТолочинскйм. Среди каменщиков были случайные инеустойчивые люди, да  и  сама  скорость  появления  лож  говорит  скорее  очувствах, а не о действиях.     В 1817 г.  руководство  "Северного  факела"  обратилось  к  руководствуЛитовской провинциальной ложи с письмом, где писалось, что подмастер  ксендзСамуэль Костровицкий не  принимает  участия  в  работе  ложи.  Вызванный  натоварищеский суд, он заявил,  что  единственная  преграда  этому  -  папскиебуллы, которые запрещают священнослужителям участие в масонском движении,  очем он будто бы не знал при вступлении. Чтобы этот  случай  не  остался  безнаказания, ложа просила "пускай падет на  него  заслуженное  презрение  всехбратьев  в  мире".  Костровицкий  же  на  прощание  прислал  письмо   бывшимприятелям, где по-христиански писал, что "никогда не перестанет  считать  ихбратьями и своими близкими, которые всегда имеют право на  его  помощь".  Нобратья остались непоколебимы, только пожалели в своем постановлении,  что  вначале XIX в. на свете еще есть такие  люди,  которым  религиозный  фанатизмзакрывает свет истины".     Несмотря на исключение нескольких членов, ложа все же немного  улучшиласвою  деятельность.  Основным  направлением  его  была  благотворительность.Денежные средства в казну поступали двумя путями - это  членские  взносы  завведение в ступень и  благотворительные  пожертвования.  Известно  несколькоконкретных случаев, куда направлялись деньги: в 1817  г.  пожертвованные  Б.Берповичем 700 руб - художнику Домелю, в 1817 г. Трембинским - на одежду длябедных, в 1818 г. Л. Дыбовский обязался выплачивать по 100 зл. на бедных.  Сочень интересной инициативой выступил в 1820 г. магистр Ходько. Он предложилсоздать в Минске школу для воспитания и образования детей бедняков по методуЛанкстера. К сожалению, неизвестно, было ли это предложение  принято  и  этоучреждение открыто. Однако, в общем примеров благотворительности не много.     В Минске существовали две ложи:     1) символичная, с членством 1 - 3 степени, т.е. ученик,  подмастерье  имастер (руководство имело и высшие ступени) - "Северный факел"     2) высший капитул с членством б - 7 ступеней,  т.е.  рыцарь  востока  икавалер злато-розового креста - "Гора Табор"     В первой ложе было не менее  215  членов  (число  222,  которое  даетсячиновником, ошибочное), во второй - 31 член. Конечно же, эти цифры общие  завсе время существования лож и достаточно  условные.  Многие  каменщики  былиодновременно участниками нескольких лож,  как,  например,  помещик  Минскогоуезда  П.  Пристановский,  который  считался  от  1814  г.   в   "Счастливомосвобождении" (Несвиж), от 1816  г.  в  "Северном  факеле",  ас  1819  г.  в"Святыне покоя" (Несвиж), а также с 1821 г. в "Горе Табор".     Вольные каменщики очень беспокоились о расширении сети своих  филиалов.Так, помещикам Денисенского уезда И. Акушке, Волосовскому и  С.  Рашковскомутребовалась в 1817 г. 3-я ступень, чтобы основать новую  символическую  ложуна своем месте жительства.     Основателями "Северного факела" в 1816 г. были семеро  человек,  т.  к.считалось, что именно это количество членов  делает  ложу  совершенной.  Этобыли - Ян Барейко-Ходь-ко, инициатор и первый магистр ложи, Ян Норвид,  ПетрПристановский, Ян Сераковский, Альберт Бургельский, Вин-цент Левкович и ЮзефРагоза.     Как  свидетельствует  Малаховский-Лямпицкий,  в   1820   г.   должности"Северного факела" были распределены следующим образом:     магистр - Доминик Манюшка, бывший майор армии ВКЛ     зам. магистра - Апполинарий Ванькович     зам.  магистра  по  обрядам  -  Теодор  Любовский,  директор   Менскогоармейского госпиталя     1-й надзиратель - Николай Пашковский, адвокат     2-й надзиратель - Винцент Фрибес, секретарь Менского губернатора     представитель в Провинциальном Литовском  комитете  -  Юзеф  Завадский,печатник и издатель     оратор - под инициалами Z.I     секретарь - Винцент  Гриневский,  адвокат  2-го  департамента  Менскогоглавного суда     зам. секретаря - Гилярий Якубовский, регент 2-го департамента  Менскогоглавного суда     зам. по общим языкам - Петр Шнейдер, преподаватель гимназии     1-ый стюарт - Юрий Кобылинский, титулованный советник     2-й стюарт - Ипполит Гайдукевич     Ложи имели в своей  структуре  служителей  и  почетных  членов,  что  вотношении к "Северному факелу" выглядит следующим образом:  из  215  человекбыло 143 члена, 9 служителей и 63 почетных члена.     Минские каменщики группировались вокруг  двух  центров  -  это  Минскийглавный суд, 8 сотрудников  которого  были  членами  "Северного  факела",  иМинская мужская гимназия, 7 человек. Большинство же членов - это  средняя  имелкая   шляхта   Минского,   Новогрудского,   Вилейского,   Дисенско-го   иБорисовского  уездов  Минской  губернии.  Среди  них  несколько   служителейгосударственных учреждений, адвокатов, музыкантов, медиков,  возможно  такжепроисхождением из шляхты.     Финской    ложей    наивысшего    капитула    была    "Гора     Табор":доалаховский-Лямиицкий относит появление этой ложи к 1818 г. Согласно другимисточникам, это произошло только в  апреле  1821  г.  Магистром  был  выбранМинский  вице-губернатор  Людвик  Каменский.  Согласно-списку,  который  oftпредставил властям после закрытия ложи, "Гора Табор" насчитывала не менее 31члена (преимущественно из "Северного факела" и несвижских лож).     Денежных счетов и архива по ней чиновники не  открыли,  что,  будто  быподтверждает слова Каменского, о том, что ложа вообще не существовала, а всечлены платили взносы "Великому Востоку Польскому и Литовскому" лично. Однакосовсем о противоположном свидетельствует факт получения А.  Ваньковичем,  Л.Ашторпом, Ратын-ским и Зеновичем 8 октября 1821  г.  6-й  степени  -  рыцарьвостока.     Ложа все же была по характеру своей деятельности скорее фиктивной, этойдеятельности она просто не успела начать. Даже раньше указа Александра I  от1 августа 1822 v. заместитель Царства Польского Заенчик,  обеспокоенный  всебольшей радикальностью масонов, (о которых Минский  губернатор  в  секретномписьме писал, что они были опасны из-за  своих  стремлений  "к  равенству  инезависимости") издал приказ, согласно которому "Великий Восток  Польский  иЛитовский" ликвидировался с 1 октября 1821 г., а  все  провинциальные  ложи,ему подчиненные, до 15 октября.     Именно после  этого  приказа,  29  сентября  1821  г.  Великий  магистрРожнецкий прислал в "Северный факел" письмо, где было сказано; "Закрыть ложуи для  сохранения  всех  архивов,  вещей  и  денег  основать  комитет  из  3человек.., чтобы все было спрятано в надежном месте, чтобы печати были сданыв архив, были составлены  инвентари  всех  бумаг,  движимого  и  недвижимогоимущества, и вместе с постановлениями о закрытии лож были переданы  Великомумагистру".     Прошло почти 7  лет,  пока  чиновники  Комитета  по  разбору  масонскихархивов закончили свою работу,  и  24  января  1829  г.  цесаревич  направилминскому губернатору приказ; в  котором  говорилось:  "...5)  все  масонскиебумаги и  архивы,  а  также  печати,  короны  и  другие  знаки,  присвоенныеразличным степеням, сложив в отдельные сундуки, онечатов, хранить  в  архивегубернатора по секретным делам".     Продолжение этого дела происходило через 10 лет, и судьба материальногонаследства незавидная. 21  июля  1839  г.  местные  власти  получили  приказВиленского военного губернатора кн.  Долгорукого  :  "Все  масонские  знаки,книги, бумаги, дипломы и другие вещи - вырыть яму внизу под горой, на улице,ведущей вдоль Жидовского кладбища  до  Ляховки  -  сжечь>>.  Исполнили  этотприказ  Минский  полицмейстер  майор  Тизенкхаузен,  стряпчий  Семенкевич  ичиновник по специальным поручениям Будько.     (Данный материал опубликован С. Рыбчонком в журнале "Годнасьць"  №1(2),1994 г.)

В Палестине арийские имена полностью исчезают к 1000 году до н. э., и даже на территории Митанни от них остается едва заметный след. Здесь язык ариев поглотили различные семитские и малоазийские диале...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА АФИНЯН I. Килонова смута 1.… [Судили их триста судей] из благородных родов, принеся присягу над жертвенными животными, [причем обвинял] Мирон. Когда...

Мистические знания берут свое начало в глубокой древности. Эзотерическая традиция говорит о существовании еще со времен Атлантиды оккультных центров, которые управляли людьми и событиями при помощи че...

Еще статьи из:: Мировая история Тайны мира