Европейское общество было охвачено могучим  стремлением  познать  тайны духа и физического мира. Преклонение пред ищущим  разумом  достигло  высшего напряжения и разрешилось мистическим порывом, который захватил  со  страшной силой  даже  ученых.  Эммануэль  Сведенборг  -  знаменитый  шведский  ученый математик и естественник, попытавшийся в своих громадных фолиантах  подвести итог, объединить все добытое наукой его времени, превращается  в  духовидца, разговаривающего с духами умерших; по их рассказам и собственным наблюдениям описывает  тайны  неба  и   земли   с   точностью   и   грубой   реальностью рационалиста-естествоиспытателя. Учение его, представляющее  странную  смесь элементов  рационализма,  пережитков   мистицизма   и   бредовых   фантазий, переводится на французский язык врачом Шастанье.     Ищущие премудрости обращаются к теософии. Изучается каббала, изощряется аллегорическое толкование символов. Растет  стремление  переделывать  людей; воспитывать новое нравственное чувство; отыскать точную форму  непостижимогоБожества. В пылком энтузиазме искатели задавались целью  приподнять  завесу,скрывающую мировые загадки, уловить тайну жизни, творчества, смерти.     Наступила  благодатная  пора  для  самозванных  мудрецов  и  целителей,которых считали обладателями алхимической мудрости -  философского  камня  ижизненного эликсира.     Одно из видных мест среди этих авантюристов занимает  граф  Сен-Жермен.Он последовательно является почти во всех европейских государствах во второй половине XVIII века под самыми разнообразными именами: графа  Зароги,  князяРакочи,  генерала  Салтыкова,  маркиза  Монферата,  графа   Беллами,   графаВельдона, графа Сен-Жермена. Все в нем. таинственно и  необычайно  для  глазлегковерного общества: и происхождение, и сама жизнь, и  смерть.  Португалецли он, испанец, еврей,  француз  или  русский  -  никто  не  мог  сказать  суверенностью.  Ему  дают  несколько  отцов  и  одну  мать:  вдову  Карла  IIиспанского, королеву Марию. Сам он  уверял  принца  Карла  Гессенского,  что родился от первой жены венгерского принца Ракочи.     Всегда изысканно  одетый,  ни  в  чем  не  нуждавшийся,  с  благородной осанкой,  он  был  хорошо  принят   при   французском   дворе,   пользовалсяблаговолением Людовика XV, считался большим вольнодумцем и чародеем.  Знатокистории, он хорошо умел использовать впечатление, которое создавалось у  егознакомых, слушавших  его  точные  описания  жизни  и  мыслей  давно  умершихисторических деятелей. Немудрено, что легковерные считали его  пятисотлетнимстариком, в то время, как ему не было и восьмидесяти лет.     Несколько удачных советов  медицинского  характера  создали  ему  славулекаря,  которую  он  искусно  поддерживал,  продавая  особый  целебный  чайСен-Жермен. Прекрасный  знаток  драгоценных  камней,  он  однажды  предложилЛюдовику XV улучшить качество одного из принадлежавших  королю  бриллиантов,вернул обратно камень большой ценности и тем снискал себе  славу  обладателяфилософского камня. Ловкий шарлатан подсмеивался  над  легковерными,  но  немешал сплетням, создавшим ему ореол  чудотворца.  Принятый  в  члены  ОрденаСтарого Послушания, он был убежденным атеистом. Вечный скиталец  но  Европе,едва ли не тайный шпион французского двора, он  скончался  на  руках  принцаГессенского,  сумев  до  самой  смерти  поддерживать  в   своем   сиятельномгостеприимном хозяине чувство  почтительной  доверчивости  и  благоговейногопреклонения.     Не менее его обращал  на  себя  внимание  выступивший  позже  в  Парижечародей, называвший себя  графом  Калиостро.  Непостижимая  смесь  обмана  исамоуверенности, образованноеTM и  невежества,  красноречивый  авантюрист  ишарлатан-мистик неутомимо менял арену своих действий и свое имя. Здесь  графФеникс, там  граф  Пеллегрини,  он  производил  неотразимое  впечатление  надоверчивых  простаков.  В  его  Парижском  салоне,  убранном   с   восточнойпышностью,  стоял  бюст  Гиппократа  и  висела  в  особой   рамке   страннаякощунственная молитва: "Отче Вселенной, Ты, которому все народы  поклоняютсяпод именем Иеговы, Юпитера и Господа, Верховная и первая причина, скрывающаяТвою сущность от моих глаз и показывающая мне только мое  неведение  и  Твоюблагость, дай мне в этом состоянии слепоты отличить добро от зла и оставлятьчеловеческой свободе ее права, не посягая на  Твои  святые  заповеди.  Научименя бояться пуще ада того, что мне запрещает  моя  совесть  и  предпочитатьсамому небу то, что оно мне велит..."     Во Франции он положил основание  ложам  египетского  ритуала,  имевшегоцелью физическое и духовное возрождение. Сам он, под именем Великого  Кофты,стоял во главе  своей  системы,  которая  была  доступна  для  обоих  полов.Высокопоставленные люди вроде герцога Монморан-си-Люксембурга и кардинала деРогана покровительствовали ему,  даже  ученые  поддались  его  шарлатанству.Духовидец и вызыватель  умерших,  возродитель  юности  -  он  долго  дурачиллегковерное парижское общество, пока не был запутан вместе со своим ученикомкардиналом  де  Ро-ганом  в   процессе   но   поводу   похищения   ожерелья.Освобожденный, он, однако,  вынужден  был  оставить  Францию,  вскоре  попал(проездом через Италию) в руки святейшей инквизиции и  умер,  осужденный  напожизненное заключение в тюрьме.     Совпадение произношения двух  английских  слов  "работа"  и  "таинство"словно  толкало  масона  в  ряды  тех,  кто   отдался   всей   душой   этомугорячечно-мистическому настроению 1770 - 1790 годов.     В  речах  видных  масонов  постоянно  встречаются  ссылки  на   древниемистерии. Естественно, что возродившаяся алхимия,  изыскания  розенкрейцероввстречают горячий отклик во французском масонстве, и  так  называемая  наука"Гермеса трижды  Великого"  -  "герметическая  мудрость"  -  находит  рьяныхпоследователей.  В   1770   году   аббат   Пернетти   основал   в   Авиньоне"герметическое" общество,  преобразовавшееся  скоро  в  Великую  шотландскуюложу.     Притягивало  ищущих  премудрости  и  учение  о  духовном   возрождении,облеченное в самые разнообразные формы. Еще в 1754  году  Мартинец  Паскали,человек очень темного происхождения, постоянно скитавшийся по свету,  создалсистему  "избранных  Коэнов"  (священнослужителей).  В  своем   трактате   овозрождении он проповедовал своеобразный  мистический  пантеизм  с  примесьюгностицизма. Вначале все существа заключались в лоне Божием. Созданный Богомчеловек пал, но стремился вернуть свое прежнее состояние и для этого  долженотождествлять свою волю с волей Бога и, следовательно, слиться с  Богом.  Нодля этого необходимо вмешательство промежуточных духов, при  помощи  которыхчеловек постепенно восходит к Богу посредством таинственных обрядов.     Паскали установил 9 степеней, разделенных на три  класса:.  1)  ученик,подмастерье, мастер, великий избранник и ученик Коэн; 2)  подмастерье  Коэн,мастер Коэн, великий архитектор  и  рыцарь  командор.  Наконец,  3-й  класс:рыцарь золотого и розового креста - несомненная анаграмматическая  переделкарозенкрейцера. Возрождающийся вдохновляется дыханием Божьим и может  познатьвсе сокровенные тайны природы и все науки, в том числе  и  каббалу.  В  1765году Великая ложа Франции отвергла учение Паскали и отказалась признать  еголожи, но он  нашел  отклик  в  сердцах  светских  людей,  ученых,  философов(Гольбах), священников  (убежденный  визионер  аббат  Фурнье),  но  особеннопрославился "мартинезизм", превратившись в "мартинизм" в  обработке  ученикаМартинец Паскали, маркиза Сен-Мартэна.     Отставной военный, с мягкой и кроткой душой, он делил свое время  междуразмышлениями, филантропией, музыкой, открывая свою душу в интимных  беседахс друзьями. В  1773  году  выходит  его  книга  "О  заблуждениях  и  истине.Сочинение неизвестного философа".  Под  маской  таинственности  автор  делалнападение на религии и  на  саму  власть.  Религии  осуждены  уже  самим  ихразнообразием.  Правительство  ложно  в  своей  основе  вследствие  того  жеразличия и неразумных столкновений. Гражданский и уголовный кодексы блуждаютво тьме и, пропуская виновного,  обрушиваются  на  главу  невинных.  Мрачнойкартине упадка противопоставляется живое изображение естественного состояниявсеобщего равенства, которое  продолжалось  до  чех  пор,  пока  человек  неупотребил во зло своей свободной воли.  Единственное  спасение  для  павшегочеловека - подчинение принципу любви - деятельной и разумной причины. Толькотому,  кто  возвышается  своим  желанием   сделать   людей   счастливыми   испособностью любить, и должна принадлежать власть и даже диктатура, пока  невернется естественное равенство.     Сен-Мартэн имел немало верных последователей, но мартинисты не вышли запределы внутреннего самоусовершенствования, погружаясь в переживания  своего"я" - учитель недаром говорил: "тень и молчание - любимые убежища истины".     Если Сен-Мартэн нашел свою "деятельную и разумную  причину"  для  того,чтобы внести единство в мир нравственный,  то  магнетизер  Месмер  предлагалобществу  единый  принцип  мира  физического  -  всемирную  жидкость,  черезпосредство которой существа оказывают друг на  друга  влияние,  которое  ониназывают животным магнетизмом и которому приписывал целебную  силу  от  всехболезней.  В  залы  магнетических   сеансов   стекалось   многочисленное   иразнообразное общество. Пациенты толпились вокруг большого чана с  сернистойводой. Длинные веревки выходили из деревянной крышки.  Больные  обвивали  еевокруг себя и, чтобы легче  циркулировала  магнетическая  сила,  прикасалисьдруг к другу, кроме того, они держались за железные  прутья,  выходившие  изтой  же  крышки.  В  воздухе  слышалась  таинственная  музыка.  Со   многимипациентами, особенно женщинами, делались нервные припадки  и  их  уносили  в"зал кризисов". Среди этой стонущей,  дремлющей,  кричащей  массы  пациентовпрогуливался с важностью сам чародей, прикасаясь к больным своим жезлом  илирукой.     Напрасны были усилия Академии разоблачить шарлатанские приемы  Месмера.Популярность его возрастала. Образовалось Общество Гармонии для материальнойподдержки  животного  магнетизма.  За  Месмером  последовали  его   ученики,демонстрируя и эксплуатируя сомнамбулизм  и  ясновидение.  Общество  жаждаловеры и верило. Недаром ученик Месмера Пюисегюр говорил скептикам: "Верьте  -хотите".

АРТЕФАКТЫ «ЗАПРЕЩЕННОЙ» АРХЕОЛОГИИ  Сегодня в мире собрано огромное количество заслуживающих доверия свидетельств того, что многие технологии и принципы, используемые в технике XX в., были известны и...

Речь идет о общем количестве подразделений российского спецназа, действовавших на территории Чеченской республики в обе военные компании.При чем в данном случае речь идет только о подразделениях МВД, ...

Что такое “гипнотический взгляд”, “взгляд силы”, “пронизывающий”, “влекущий” и т.д.? Поскольку в жизни примеров бесчетное количество, то и рассуждать об этом можно бесконечно долго. Причинить же вред ...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история Бизнес идеи