К масонским ложам  Германии  принадлежали  многие  великие  люди  XVIIIвека, - между ними Гете, Лессинг, Гердер. Они, конечно, держались в стороне от той мистико-шарлатанской шумихи,  которую  подняли  большинство  немецких лож, они стояли далеко и от их работ,  и,  кроме  Гете,  редко  посещали  их заседания. К масонству их  привлекали  те  просветительские  и  гуманитарные идеалы, которые в принципе признавались основателями масонства,  и,  защищаяэти идеалы в своих произведениях, они видели в них чисто масонские  понятия,на что прямо указывали.     Лессинг, например, в своих "Масонских беседах" доказывает, что сущностьмасонства заключается не в "обрядах, знаках, рисунках и словах", даже  не  вделах благотворения, а в воспитании людей согласно  с  идеалами  гуманности.Масонство в  глазах  Лессинга  -  не  историческое,  а  отвлеченно-идеальноепонятие, оно существовало всюду, где люди  были  проникнуты  чувством  любвидруг к другу и уважения к великим началам свободы и общественности.  В  этомсмысле  Лессинг  утверждает,-что  "можно   исполнять   высокие   обязанностимасонства, не называясь масоном".     Что касается Гете, то он не  удовлетворялся  только  представлением  оботвлеченном от действительности типе идеального масонства, а  хотел  оказатьреальное влияние на немецкое масонство. Он хотел быть масоном не только  внемасонских лож, но и внутри их. Принятый в 1770 году в  число  масонов,  Гетеоставался им до своей смерти и в противоположность Лессингу и Гердеру  оченьчасто посещал заседания масонских лож, однако и он держался в стороне от техлож, которые приняли систему высших ступеней.  Поэтому-то  практически  Гетепринял наибольшее участие в масонстве только в  более  позднее  время  своейжизни,  когда  среди  масонов  появилось  стремление  упростить   ритуал   иорганизацию лож и оздоровить их деятельность. В его  глазах  масонство  былосоюзом чистейшего братства, в котором все члены равны, и в то же  время  дляразвития  общественности  "в  том  смысле,  что  оно   призывает   людей   кобъединенной деятельности, направляя мысль отдельных людей  сначала  на  нихсамих, а потом и на целое".     В натуре Гете была склонность  к  таинственности  и  к  символике  (онаотразилась и в его двух  самых  замечательных  произведениях  -  "ВильгельмеМейстере" и "Фаусте") и поэтому Гете довольно мягко  отнесся  к  мистическимкрайностям немецкого масонства.     Он в конце своей жизни стал мечтать о том времени, когда масонский союзохватит весь, человеческий род, и все люди сольются в общей работе на  благочеловечества.     Были отдельные ложи, которые не подчинялись общему духу и  старались  вчистоте  сохранить  первоначальные  принципы  масонства.   К   таким   ложампринадлежала франкфуртская ложа  "Единение",  которая  ставила  своей  цельюспособствовать братскому единению разумных людей на началах  нравственности,была чужда всякого властолюбия и не допускала в свою среду никаких искателейприключений и шарлатанов. Такого же характера была и ложа в  Вецларе.  ПослеВильгельмсбадского конгресса (1783 г.) обе эти  ложи  согласились  выпуститьокружное послание ко всем германским ложам, в которых они, указывая  на  то,что дух деспотизма, корыстолюбия  и  сумасбродной  мечтательности  проник  всреду масонов, призвали всех желающих вступить в основываемый ими на началахбратства, свободы  и  терпимости  новый  масонский  союз,  они  назвали  его"электрическим", потому что он должен был подражать электрическим  философамдревности и "не привязывая себя ни к какой отдельной системе, брать изо всехлучшее и наиболее убедительное".     Инициатором этого союза  был  асессор  императорского  каммергерихта  вВецларе Дитфурт, который и на Виль-гельмсбадском конгрессе требовал  реформымасонства в духе простоты  и  равенства.  "Электрический  союз"  имел  оченьбольшой успех. Уже в 1789 году, через шесть лет поеле его основания,  в  немнасчитывалось 30 лож. По в скором времени он сам изменил провозглашенному импринципу независимости и равенства всех  лож.  В  1788  году  он  подчинилсяВеликой Ложе Англии, признав себя ее  провинциальным  отделением  и  дав  ейправо утверждать избранного союзом гроссмейстера.     Это вызвало  раздоры  в  среде  "Электрического  союза".  Готская  ложа"Компас"  признала,  что  подчинением  Англии  нарушены  основные   принципы"Союза". Она вышла из него (1790 г.)  и  пригласила  всех  согласных  с  неюосновать  новую  масонскую  организацию  под  названием  "Национальной  ЛожиГермании" на началах полной независимости.     Но "Национальная Ложа" не имела большого успеха. К ней примкнуло только13 лож, и после смерти Боде (1793 г.) организованный им союз распался.     "Электрический  союз"  продолжал  еще  существовать  в  течение  первыхдесятилетий XIX века. Но уже после революции и последовавших за нею войн,  -времени, которое вообще было неблагополучно для  масонских  организаций,  онпостепенно стал угасать.     Наряду  с  Франкфуртом  попытка  оздоровить  немецкое  масонство   былапредпринята и в Гамбурге. Она исходила от известного  в  тогдашней  Германииактера, друга Боде, Фридриха Людвига Шредера.     Став во главе гамбургской ложи, Шредер ревностно принялся  за  реформы.Он хотел упростить сложный  ритуал  масонских  лож,  уничтожить  шотландскиеложи, и вообще приблизить его к тому виду, какой оно имело в  момент  своегозарождения в Англии. "Книга Конституций" Андерсена  для  него  была  главнымпервоисточником масонства. Чтобы  рассеять  мистический  туман,  окутывавшийпроисхождение масонства, он учредил в 1802 году "Тесный исторический  союз",одной из ближайших целей которого было доказать, что все высоте шотландские,розенкрейцерские и  др.  степени  -  ничто  иное,  как  выдумка  позднейшеговремени, не имеющая никаких корней в истории масонства.     Идеи Шредера находили себе сочувствие среди  очень  многих  масонов,  иразработанный ими в 1800 году упрощенный ритуал был принят довольно  большимчислом масонских лож. Некоторые ложи  даже  прямо  подчинились  гамбургской,признали  себя  ее  дочерями.  В  1811  году  эта  ложа  провозгласила  себянезависимой от Англии и стала называться Великой Ложей. Шредер умер  в  1816году, последние годы жизни он был гроссмейстером этой ложи.     Несмотря на все реформаторские стремления, возникшие в среде  масонствав конце века, оно, в большинстве случаев, в массе  своих  членов  оставалосьверно тому духу средневекового обскурантизма и той нетерпимости, которой оноотличалось в XVIII веке. На его чахлой почве не расцвело тех цветов, которыенадеялись увидеть здесь великие мыслители XVIII века. Прусское правительствоФридриха Вильгельма III, испуганное теми одиноко прозвучавшими в конце  векаголосами в защиту терпимости, свободы мысли и гуманности, запретило (эдиктом20 октября 1798 года) все масонские  ложи,  кроме  тех,  которые  входили  всостав трех великих лож Берлина, и поставило работу даже и в этих ложах  подстрогий надзор правительства, - но это  была  совершенно  напрасная  боязнь,немецкое масонство не угрожало прусской государственности и в тех  передовыхдвижениях, которые возникали в это время и позднее в Германии, было  повинноне оно.

Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный чудо-ребенок, начал давать концерты для европейской знати и сочинять первые произведения в шесть лет. Через тридцать лет, в зените славы, он умер после недолгой бо...

ДРЕВНЕЕ ДРЕВНИХ  ЧЕРНЫЕ КАМНИ ИКИ  Тихоокеанское побережье Перу давно уже привлекает внимание археологов всего мира. Здесь были обнаружены очага древнейших цивилизаций, от которых нас отделяют тысяче...

«В составленных авторами разных стран и веков паранормальных хрониках содержатся поразительные факты спонтанных исчезновений людей, затем появлений их спустя годы, чтобы побывав среди близких день-два...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история Полезная информация