Изображения в Исламе

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О создающих изображения

Люди, создающие изображения в малой степени уподобляются Всевышнему Аллаху, сами об этом не подозревая, и их ждёт за это великое наказание. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”» аль-Бухари 10/324, Муслим 2111.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучить его в Аду»”. аль-Бухари 4/395, Муслим 2110.

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «В день Воскрешения появится голова из Огня и скажет: “Поистине, мне велено предать мучению троих: каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, всякого тирана, и создающих изображения”». ат-Тирмизи 2/95, Ахмад 2/336. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Какого было отношение пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников к изображениям живых существ?

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображены живые существа, и когда посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) увидел эту занавеску, цвет его лица изменился, и он сказал: «О ‘Аиша, в день Воскрешенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении!» ‘Аиша сказала: “И после этого мы разорвали её, сделав из неё подушку”. аль-Бухари 5954, Муслим 2107.

Усама ибн Зайд рассказывал: “Однажды я вошёл в Ка’бу, к находившемуся там посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) который, увидев изображения на стенах(1), повелел принести ведро воды. Я принёс ему воды, и он, смывая эти изображения,(2) говорил: «Да погубит Аллах народы, которые изобра-жают то, что они не создавали». ат-Табарани 1/130, Ибн Абу Шайба 8/484. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 996.

‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я организовал угощение и пригласил пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Он принял моё приглашение, однако, придя и увидев (в доме) изображения живых существ, он удалился”. Ибн Маджа 2/323, Абу Йа’ля 1/37. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Абуль-Хайадж аль-Асадий сказал: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «Не направить ли мне тебя с тем, с чем в своё время направил меня посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) ? Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй её с землёй»”. Муслим 969.

Сообщается, что когда ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) один из жителей Шама пригласил в гости, ‘Умар спросил: “Имеются ли у вас в доме изображения живых существ?” Хозяин дома ответил: “Да!” После этого ‘Умар не вошёл в его дом до тех пор, пока не были поломаны и выброшены эти изображения. аль-Байхакъи 2/268. Иснад достоверный.

Сподвижники пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) настолько строго относились к тому, что является запретным, что даже не заходили в дома, в которых находились изображения живых существ! Такими же были и имамы нашей общины, а что касается сторонников мазхаба имама Малика, то они вообще считают, что даже смотреть на изображения живых существ запрещено! Они говорят, что если создавать изображения запрещено, то и смотреть на эти изображения запрещено”. См. “аль-Хауа фи фатауа Абиль-Фадль…” 27.

О запрещении держать в домах что-либо, на чём изображены живые существа

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашёл лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре, и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из неё два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”». Ахмад 2/305, Абу Дауд 4157. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Держать в своих домах какие-либо изображения живых существ является грехом и ослушанием Аллаха и Его посланника (Да благословит его Аллах и приветствует). Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил держать в домах изображения, а также их создавать”. ат-Тирмизи 1749, Ибн Хиббан 1485. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса.

Имам аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “В хадисах речь идёт о любых изображениях, имеющих душу. Таковыми могут быть рисунки на стенах, потолках, изображения, вышитые на одеждах и тканях или скульптуры, памятники и т. п. См. “аль-Кабаир” 203.

Также к изображениям относятся и фотографии, как сказали это большие ученые, среди которых и Ибн Баз, и Ибн Усеймин и аль-Альбани (да смилуется над ними Аллах).

См. “Адабу-ззифаф” 113.

Ангелы милости не входят в дома,в которых имеются изображения живых существ

Сообщается со слов ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллаха), что пророк Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ангелы(3) не входят в дома(4), в которых есть собака(5), изображения или осквернённый(6)». Абу Дауд 227, ан-Насаий 261. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

О порицании совершения молитвы в местах или в одеждах с изображениями живых существ

Сообщается со слов Анаса, что у ‘Аиши была тонкая шерстяная занавеска, которой она отгораживала часть своего дома, и однажды пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Убери отсюда эту свою занавеску, ибо, поистине, её изображения всё время стоят у меня перед глазами во время молитвы». аль-Бухари 374.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Мнение большинства сподвижников состоит в том, что не желательно входить в церкви, в которых имеются изображения живых существ, а что касается молитвы в них или в любом другом месте, где имеются изображения, то это ещё более порицаемо, и это истина, в которой нет сомнения!” См. “аль-Ихътияратуль-фикъхийа” 5/327.

От ‘Аиши передаётся, что однажды, когда пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) совершил молитву в новой одеж-де, украшенную узорами, которую ему подарили, он велел вернуть эту одежду, и сказал: «Она отвлекала меня от моей молитвы». аль-Бухари 373, Муслим 556.

Имам ан-Науауи сказал: “Что касается одежды, на которой изображены живые существа, кресты или что-либо отвлекающее, то молиться в ней нежелательно, и на это указывают дос-товерные хадисы”. См. «аль-Маджму’» 3/180.

Также, учёные запрещают обтирание носков с изображениями живых существ, при совершении омовения.

Когда изображение не является полноценным?

Самым главным в изображении является голова, и если ее удалить, то это уже не изображение! Доказательством этому является слова пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Изображение – это голова, и если удалить голову, то нет изображения». ас-Суюты в “аль-Джами’у-ссагъир”. См. также “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1921.

Также на это указывают слова Джибриля (мир ему), который сказал: «…повели отде-лить голову скульптуре, и скульптура станет подобной дереву». Ахмад 2/305, Абу Дауд 4157. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Что из изображений является дозволенным?

Дозволенно фотографироваться, если в этом есть необходимость, как, например, на паспорт. Все учёные это дозволяют.

Также дозволенны детские игрушки в виде кукол и т. п. если есть в них польза. Ар-Рубайи’ бинт Му’аууиз (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Утром в день ‘Ашура пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) отправил человека, чтобы он возвестил в селениях ансаров: «Пусть поевший утром этого дня уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведёт его до конца»”. Ар-Рубаййи’ сказала: “С тех пор мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку (чтобы он увлёкся), пока не наступало время разговения”. аль-Бухари 1960.

Также и у ‘Аиши в детстве были игрушки, среди которых была лошадка с крыльями, и сама она говорила: “Я играла в куклы у посланника Аллаха “. аль-Бухари 6130, Муслим 2440.

Дозволено также рисовать природу. Сообщается, что как-то раз к Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) пришёл один человек и сказал, что он зарабатывает на жизнь своими руками, делая изображения. Ибн ‘Аббас ему сказал: “Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). Я слышал, как он (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто создаст какое-либо изображение, Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не сможет сделать этого никогда!»” Услышав его слова, этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело от страха. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: “Горе тебе, если уж ты непременно и впредь хочешь заниматься этим, то тебе следует изображать деревья и всё то, в чём нет души”. аль-Бухари 2225.

Заключение

К большому сожалению, в наше время многие мусульмане не уделяют должного внимания этому важному вопросу, считая его незначительным и забывая о вреде картин и скульптур живых существ. Мы уже видели, как картины и скульптуры испортили рели-гию многих народов. Так, например, христиане поклоняются изображениям ‘Исы и Марьям, а также разным иконам. Во многих европейских странах устанавливают повсюду скульптуры своих вождей, которые они почитают и, к сожалению, в этом им стали упо-добляться некоторые арабские страны. Многие заблудшие суфии ставят перед собой во время молитвы фотографии своих шейхов, думая, что они их вдохновляют, и ожидают от них благословения. Многие юноши и девушки целые дни проводят, коллекционируя фотографии своих кумиров, что у них даже не остаётся времени подумать о религии. Сильно получили распространение фотографии обнаженных женщин, которые можно увидеть во многих журналах, газетах, книгах, но особенно на экранах телевизоров. Многие невежественные мусульмане тратят большие деньги на памятники с фотографиями своих умерших родственников и заказывают картины семьи или покойного отца, чтобы повесить их в доме. Они тратят на это большие деньги, которые, если бы были потрачены на бедных в качестве милостыни за умершего, могли бы принести ему пользу. Многие мусульмане и не пытаются убрать эти изображения, даже когда это возможно. Ведь хозяин своего дома может сделать так, что в его доме всё будет в рамках шариата. Имея возможность купить детскую одежду без изображений, многие мусульмане всё равно поку-пают её, не придавая этому никакого значения.

Каждый мусульманин должен усвоить, что изображение живых существ в Исламе запрещено и это – один из больших грехов, их вред велик и истинному мусульманину достаточно того, что Аллах и Его посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) запретили это, даже если он и не знает объяснение и истинную причину этого повеления!

И в заключение хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

_________________________

1 Это произошло в день завоевания Мекки.

2 На этих стенах были изображены живые существа.

3 В этих хадисах речь идёт об ангелах милости и благословения.

4 Учёные говорят, что речь идёт не только о домах, но также и о любых помещениях, будь то палатка или шалаш и т. п.

5 Собаку дозволено держать только для охоты и для охраны. Посланник Аллаха сказал: «Награда то-го, кто держит собаку не для охоты и не для охраны земли и скота, каждый день уменьшается на два карата». Муслим 1527.

6 Т. е. человек без полного омовения. Ученые говорят, что имеется ввиду не такой человек, который за-тянул совершение полного омовения, а человек, который всегда ленится совершить полное омовение и для которого находиться без полного омовения является обычным состоянием.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*