Ангелы в Исламе

Вторым столпом веры в Исламе является вера в ангелов. Эта вера предполагает твердую, свободную от сомнений, убежденность в том, что у Аллаха есть ангелы, сотворенные Им из света и абсолютно покорные Его повелениям. Мусульманин верит в то, что Аллах возложил на каждого из ангелов определенные обязанности, выполнением которых они заняты, и наделил их необходимыми для этого возможностями. В исламской литературе арабский термин чаще всего используемый для обозначения ангелов – маляк (мн. маля’ика), считающийся сокращением от маль’ак или ма’ляк, которые происходят от ‘алюк, означающий “послание”. (1) Таким образом, подлинное значение слова маляк – “посланец”, (2) которое соответствует кораническому описанию ангелов: Аллах избирает посланников из ангелов и из людей. Поистине – Аллах, Слышащий, Знающий! (Коран, 22:75).

И когда явились наши посланцы (ангелы) к Луту, огорчен он был ими, и стеснилась его мощь… (Коран, 11:77).

СУЩНОСТЬ

В Коране можно найти множество упоминаний об ангелах. Однако, из этих аятов можно получить не очень много информации об их сущности. В соответствии с кораническими текстами, ангелы по своей сущности – не подобны Аллаху, Всевышнему. К этому выводу можно прийти, рассматривая аяты, отвергающие заявления язычников, приписывавших Аллаху – дочерей:

И приписывают они Аллаху дочерей, – хвала Ему! – а им бывает то, чего они пожелают. (Коран, 16:57).

Согласно Аш-Шаукани, племена Кинана и Хуза’а считали, что ангелы – дочери Аллаха. Для себя же они, как и все арабы, предпочитали сыновей. Этот аят показывает абсурдность их убеждений: (3)

…и бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без всякого знания. Хвала Ему и превыше Он того, что они Ему приписывают! (Коран, 6:100).

В двух аятах, следующих за этим, подчеркивается, что ангелы и все иные существа, помимо Аллаха – сотворены.

Создатель внове небес и земли! Как будет у Него ребенок, раз не было у Него подруги и когда Он создал Он всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ! Это для вас – Аллах, ваш Господь, – нет божества, кроме Него, – творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Поистине, Он – Поручитель над каждой вещью! (Коран, 6:101,102).

СВЕТ

Хотя нет аятов Корана, упоминающих о происхождении ангелов, есть достоверные хадисы, которые повествуют о сущности материала, из которого сотворены ангелы. Ангелы сотворены из света, согласно следующему высказыванию Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданному Айшей:

Ангелы сотворены из света, джинны сотворены из огня и Адам сотворен из того, что упоминалось вам. (4)

Так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не дал более детального разъяснения в отношении сущности света или его характеристик, то любое заявление по этому вопросу рассматривается как спекулятивное и отвергается большинством ученых. В эту категорию входят высказывания, лживо приписываемые некоторым сподвижникам и их ученикам. Например: якобы Абдулла ибн ‘Амр сказал: “Аллах сотворил ангелов из света Своих предплечий и Своей груди”, или подобно этому, якобы сказал ‘Икрима: “Ангелы были созданы из света Всемогущего, а Иблис (имя Сатаны) был сотворен из огня Всевышнего”. (5)

ПРЕЖДЕ ЧЕЛОВЕКА

Время сотворения ангелов не определяется в Коране и Сунне. Однако, можно сделать вывод из некоторых коранических текстов, что они были сотворены до сотворения человека. В одном из таких высказываний Аллах сообщает ангелам о том, что Он сотворит в будущем халифа (наместника) на земле:

И вот сказал Господь твой ангелам: “Я установлю на земле наместника”. (Коран, 2:30).

ФОРМА

Хотя ангелы сотворены из света, как было указано выше, нельзя сказать, что они проявляются в виде света, как предполагают некоторые. Потому что они не были описаны так ни в Коране, ни в Сунне. В своем естественном состоянии они – невидимы для человеческого глаза. Ангел Джибриль приносил откровение Пророку (мир ему и благословение Аллаха), в то время когда он находился вместе со сподвижниками, и никто из них не видел Джибриля.

Абу Саляма передал, что Айша сказала:

“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О, Айша! Здесь Джибриль приветствует тебя миром”. Я сказала: “И ему мир и милость Аллаха. Потому что ты видишь то, что я не вижу”. (6)

Однако, ангелов могут видеть некоторые животные. Абу Хурайра сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Если вы слышите крик петуха, просите благословения Аллаха, потому что он (петух) видит ангела. (7)

НЕПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКУ

В своем нормальном состоянии, ангелы не подобны человеку с парой крыльев, как они изображаются в греко-римской традиции (8) и произведениях искусства, испытавших влияние христианской традиции. (9) Ангелы – огромны по размерам и обладают числом крыльев от двух до нескольких сотен:

…сделавшего ангелов посланниками, обладающими крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно… (Коран, 35:1).

Абдулла ибн Мас’уд сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел Джибриля в его естественном виде, в котором он имел 600 крыльев, каждое из которых заполняло горизонт. И с крыльев падали разноцветные капли подобные жемчугу и кораллу. (10)

Я видел его, нисходящим с небес и его огромная фигура заполняла пространство между небом и землей. (11)

Джабир ибн Абдулла сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Мне было позволено рассказать об одном из носителей Трона. (12) Расстояние между его локтем и плечом – (птица пролетит за) (13) семьсот лет. (14)

КРАСОТА

В целом считается, что ангелы сотворены в прекрасном виде, на основании следующего коранического описания Джибриля:

Научил его (Мухаммада) сильный мощью (Джибриль), обладатель могущества (мирра) (15)… (Коран, 53:5,6).

Дополнительное подтверждение можно получить из:

Когда же они увидели его, то возвеличили его, и порезали себе руки и сказали: “Далек Аллах! Это – не человек, это – только благородный ангел”. (Коран, 12:31).

ВИДИМОСТЬ

Согласно аятам Корана и хадисам, ангелы могут принимать форму человека в определенных ситуациях. Например можно найти описание того, как Джибриль пришел сообщить Марйам о предстоящей беременности:

И вспомни в Писании Марйам. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное. И устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека. (Коран, 19:16,17). Также передано в достоверных повествованиях от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что Джибриль посещал его в различных человеческих обличиях. Иногда сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были свидетелями как Джибриль приходил к Пророку в образе красивого сподвижника по имени Дихйа ибн Халифа Аль- Кальби, а иногда в образе неизвестного бедуина.

‘Умар ибн Аль-Хаттаб (16) сказал: “Однажды, когда мы сидели вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), пред нами появился человек, чьи одеяния были чрезвычайно белыми и чьи волосы были чрезвычайно черными. На нем не было видно следов путешествия и никто из нас не знал его. Он прошел и сел напротив Пророка (мир ему и благословение Аллаха) коленями напротив его колен и, положив ладони на его руки, он сказал: “О, Мухаммад! Расскажи мне об Исламе…”. В повествовании упоминается, что человек спрашивал об имане (вере), ихсане (искренности) и знамениях Последнего Часа. После того, как человек вышел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своим сподвижникам, что вопрошавший был Джибриль, который приходил научить их религии. (17)

Айша также рассказала похожий хадис об этом .(18)

ПОЛ

Несмотря на то, что ангелы принимают образ человека, они не мужчины и не женщины, (19) а также нет никаких доказательств в исламских текстах, что они размножаются. В Коране арабы-язычники порицаются за то, что приписывают ангелов – в дочери Аллаху или даже женщинами:

Спроси же их: “Разве у твоего Господа дочери, а у них сыновья?” Разве Мы создали ангелов женщинами, и они видели? (Коран, 37:149,150).

И сделали они ангелов, которые – рабы Милосердного, женщинами. Разве они были созданы при них? Запишется их свидетельство и они будут спрошены! (Коран, 43:19).

ИМЕНА

Хотя в мусульманском фольклоре ангелам приписывается много имен, только несколько из этих имен подтверждаются достоверными текстами.

Джибриль

Джибриль (Гавриил) – ангел Откровения. Ибн ‘Аббас сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был очень щедрым человеком и его щедрость становилась великой в течение Рамадана, когда он встречался с Джибрилем. Джибриль приходил к нему каждую ночь в Рамадане, чтобы проверить Коран вместе с ним. (20)

Джибриль упоминается в Коране многими достойными титулами:

И поистине, это – послание Господа миров. Снизошел с ним дух верный (Ар-Рух Аль-Амин). (Коран, 26:192,193).

…и Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым (Рух Аль-Кудус). (21) (Коран, 2:87).

Мика’иль

Мика’иль (Микал, Михаил) (22) – ответственен за дождь. (23) Абдулла ибн Аль-Уалид рассказал, что когда группа иудеев спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении его сотоварищей (ангелов) и он рассказал им, что это Джибриль, они сказали: “Джибриль! Тот, кто нисходит с войной, сражением и наказанием. Он – наш враг. Если бы ты сказал Мика’иль, тот, кто приносит милость, дождь и растения, это было бы лучше”. (24)

Исрафиль

Исрафиль (25) – ангел, который дунет в рог (сур), обозначая конец света. (26) Абу Са’ид сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Как я могу наслаждаться, когда обладатель рога поднес его к губам, склонил голову и прислушивается, ожидая повеления дуть… (27)

Малик Малик – имя главного ангела-хранителя Ада. Его имя упоминается в Коране: И воззвали они: “О Малик! Пусть покончит с нами твой Господь!” Он сказал: “Вы останетесь”. (Коран, 43:77).

Мункар и Накир

В соответствии с достоверными повествованиями, Мункар и Накир (28) – два ангела, которые будут опрашивать каждого человека после смерти. передали, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Когда умерший похоронен, два иссиня-черных ангела придут к нему. Одного из них зовут Мункар и другого – Накир. Они спросят: “Что ты скажешь об этом человеке?” Если он был верующий, то он ответит: “Он – раб Аллаха и Его посланник…”. (29)

Харут и Марут

Харут (30) и Марут (31) были ангелами, посланными к людям Вавилона, как испытание их веры:

…но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству и тому, что было ниспослано обоим ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту. Оба они не обучали никого, пока не говорили: “Мы – искушение, не будь же неверным!” (Коран, 2:102).

Другие

Есть несколько высказываний от сподвижников и их учеников, в которых ангела смерти упоминают как Изра’иль. (32) Однако, нет повествований, которые можно было бы достоверно отнести к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). (33) В действительности похоже, что происхождение этих высказываний – из иудейской литературы, где можно найти подобные описания. (34) Хранителя Рая также именуют Ридван (35) в некоторых повествованиях, приписываемых Пророку (мир ему и благословение Аллаха), но ни одно из них не является достоверным.

Некоторые ученые также считают, что есть два ангела – Ракиб и ‘Атид, основываясь на следующем тексте:

Вот принимают два приемщика, справа и слева, сидя. Не произнесет он и единого слова, иначе как у него – готовый (‘атид) надсмотрщик (ракиб). (Коран, 50:17,18).

Однако, это не реальные имена ангелов, но описание ангелов, которые фиксируют все дела человека. (36)

СПОСОБНОСТИ

Ангелы служат Аллаху на земле и на небесах. Таким образом, каждый момент, который имеет место в мире – результат деятельности ангелов. (37) Всемогущий сказал: и (ангелами) распространяющими приказ (Аллаха). (Коран, 79:5) и (ангелами) разделяющими повеления (Аллаха)! (Коран, 51:4).

Мысли

Некоторые ангелы способны читать мысли людей. Согласно достоверным высказываниям, записывающие ангелы знают о намерениях человека и записывают дела совершенные или несовершенные. Абу Хурайра сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Ангелы говорят Аллаху: “Этот человек замышляет зло”. А Он знает прежде их. Он отвечает: “Смотрите за ним. Если он совершит зло, запишите его, но если он откажется от него, запишите ему одно доброе дело. Поистине, он оставил его ради Меня”. (38)

Подвижность

Ангелы способны преодолевать огромные расстояния с непостижимой разумом скоростью: Восходят ангелы и дух к Нему в день, величина которого в пятьдесят тысяч лет. (Коран, 70:4).

Покорность

Ангелы, по природе, – покорные рабы Аллаха и не способны неповиноваться Ему, в соответствии с текстами Корана:

И Аллаху поклоняется то, что в небесах и на земле из животных, и ангелы, и они не превозносятся. Они боятся своего Господа и делают то, что им повелено. (Коран, 16:49,50).

ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

В соответствии с различными текстами Корана и Сунны, ангелы находятся в постоянном контакте с людьми. Сообщается, что они играют роли во всех стадиях человеческого существования – от рождения до смерти, и даже в могиле.

Рождение

Ангелы посылаются в утробу от зачатия прежде рождения, исполняя повеления Аллаха в отношении каждого человека. Анас ибн Малик сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Аллах, Всевышний и Славный, назначает ангела как хранителя утробы, который говорит: “Мой Господь! Он (плод) подобен капле. Мой Господь! Сейчас он подобен пиявке. Мой Господь! Он стал подобен жеванному комку”. Затем, если Аллах пожелает завершить его творение, ангел спрашивает: “Мой Господь! Будет ли он мужчиной или женщиной?…” (39) Абдулла ибн Мас’уд сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Каждый из вас собирается в утробе матери сорок дней, затем становится подобным пиявке (сгустку крови) на такой же период, затем становится подобным комку на такой же период. Затем Аллах посылает ангела и приказывает ему записать четыре вещи: его пропитание, его срок, его дела и будет он несчастлив или счастлив. Затем ангел вдувает душу в него…”. (40)

Вдохновение

От рождения до смерти, каждому человеку предназначен ангел, вдохновляющий его на добро и охраняющий его от зла. Абдулла ибн Мас’уд сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Каждому из вас назначен сотоварищ из джиннов и один из ангелов… (41) Эти ангелы ответственны за то, чтобы наставлять каждого человека, по воле Аллаха, к праведности. (42) Коран также говорит в отношении ангелов-хранителей: У него (человека) есть (ангелы) следующие (му’аккибат) (43) непосредственно и перед ним и позади, которые охраняют его по повелению Аллаха. (Коран, 13:11). Однако, согласно высказываниям Пророка (мир ему и благословение Аллаха), эти ангелы – хранители оставляют человека в определенных ситуациях. Например, Абу Тальха сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки, или изображения, либо изваяния живых существ. (44)

Запись дел

Два ангела также приставлены к каждому человеку для записи его дел. Коран упоминает о них в следующих аятах:

А ведь над вами есть хранители – благородные писцы. (Коран, 82:10,11).

Вот принимают два приемщика, справа и слева, сидя. Не произнесет он и единого слова, иначе как у него – готовый надсмотрщик. (Коран, 50:17,18).

Абу Умама сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) описал их следующим образом:

Поистине, (ангел) слева поднимает перо (не записывая) мусульманина, совершившего грех на шесть часов. Если он покается и просит Аллаха о прощении, дело отбрасывается в сторону, иначе оно записывается как одно (дурное дело). (45)

Мольба

Согласно Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) есть также ангелы, которые молятся Аллаху за человека в определенных случаях. Например сообщили, что он сказал:

Когда любой из вас ожидает (наступления времени) молитвы, он – в молитве, и ангелы говорят: “О, Аллах! Смилуйся над ним и прости его!” – пока он не покинет места молитвы… (46)

Смерть

Некоторым ангелам предписано извлекать душу человека из его тела во время смерти. Об этом упомянуто в Коране:

Скажи: “Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены”. (Коран, 32:11).

Он – Властвующий над Своими рабами, и посылает Он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, Наши посланцы упокояют его, и они ничего не опускают. (Коран, 6:61).

На других ангелов возложено – принять душу и путешествовать с ней из этого мира и вернуться в него. Аль-Бара’ ибн ‘Азиб сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Когда верующий покидает этот мир и вступает в следующий, ангелы с ликами сияющими подобно солнцу нисходят на него с небес, неся одеяния и благовония Рая, и (затем они) садятся по бокам. Затем прибывает ангел смерти, садится у его головы и говорит: “О, добрая душа, приходи к прощению и угоде Аллаха”. Затем она (душа) выходит подобно тому как стекают капли воды с мокрой кожи, и он (ангел) принимает ее. В мгновение ока, после того как он взял ее, они берут ее и кладут в одеяние и благовония. Тогда от души начинает исходить аромат подобный сладчайшему мускусу, который можно найти на лице земли. Затем они возносятся с ней и каждая группа ангелов, встреченная ими, спрашивает: “Кто эта добрая душа?”, на что они отвечают: “Такой-то, сын такого-то”, называя его лучшим из имен, которым называли его люди на земле. Затем они приносят ее к нижнему небу и просят открыть врата. Они открываются и архангелы каждого неба сопровождают ее к следующему небу, пока ее не принесут к седьмому небу, и Аллах, Великий и Славный, скажет: “Запишите книгу Моего раба в иллийин (книгу праведных) (47) и возьмите его обратно на землю, потому что Я сотворил человека из нее и Я верну их в нее, и из нее Я изведу их снова”. (48) Его душа затем возвращается в тело…”. (49)

Хранители

Ангел по имени Малик назначен светом Ада и хранителем его. Самура сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Прошлой ночью я видел (во сне) – два человека приблизились ко мне. Один из них сказал: “Тот, кто будет освещать Ад – Малик, страж Ада. А я – Джибриль, а это – Мика’иль”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нет ничего в предшествовавших текстах в отношении происхождения, сущности и формах ангелов, что могло бы указать на то, что ангелы имеют власть над душами или телами людей. Однако, материалы в отношении их способностей, категорий и отношений с людьми показывают, что ангелы нуждаются в независимой власти над людьми. Согласно ортодоксальному Исламу на приведенные тексты, ангелы не обладают свободной волей – они только исполняют то, что повелел Аллах. Повеления Аллаха не включают взятие власти над людьми, потому что властвование – в сути своей насилие и зло, а Аллах ясно установил в Коране, что Он не угнетает никого, и не приказывает зло. Здесь приведены некоторые сведения об ангелах и о связанных с ними явлениях. Вера в ангелов включает в себя как веру в целом, так и веру в частностях. И вера в частностях – это твердая убежденность в истинности всех сведений, приводимых в достоверных текстах.

——————————————————————————–

(1) Лисан Аль-‘Араб, т. 10, с. 496. См. также Краткая энциклопедия Ислама, с. 318 и “Тахзиб Аль-Люга”, с. 496-503.

(2) Посланец также основное значение греческого слова ангелос, от которого происходит ангел.

(3) Фатху-ль-Кадир, т. 3, с. 170.

(4) Сахих Муслим, т. 4, с. 1540, 7134.

(5) “Алям Аль-Маля’ика Аль-Абрар”, с. 9,10.

(6) Сахих Аль-Бухари, т. 5, с. 75, 112 и Сахих Муслим, т. 4, с. 1302, 5997.

(7) Передали Абу Дауд (Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 1415, 5083), Аль-Бухари (Сахих Аль- Бухари, т. 4, с. 332, 521) и Муслим (Сахих Муслим, т. 4, с. 1428, 6581).

(8) Купидон – древнеримский бог любви, аналог греческого бога Эроса. Согласно мифов, Купидон – сын Меркурия, посланца богов. Он обычно изображался в виде крылатого мальчика, имеющего лук и колчан со стрелами. (Новая энциклопедия Британника, т. 3, с. 796).

(9) Херувим в иудейской и христианской литературе изображался как небесное, крылатое существо с человеческими и птичьими характеристиками. (Новая энциклопедия Британника, т. 3, с. 175). В искусстве четырехкрылый херувим изображался голубым цветом (символизируя небеса), а шестикрылый серафим – красным (символизируя огонь). (Новая энциклопедия Британника, т. 10, с. 644).

(10) Передал Ахмад. Ибн Кясир оценил цепь передатчиков как джайид (хорошая). См. “Аль-Бидайа уа-н-Нихайа”, т. 1, с. 47. Описание Джибриля с шестьюстами крыльями упоминается в Сахих Аль-Бухари, т. 4, с.301, 455.

(11) Сообщила Айша, передал Муслим (Сахих Муслим, т. 1, с. 111,112, 337).

(12) В Коране 69:17 упоминается, что в Судный День Трон Аллаха будет принесен восемью ангелами.

(13) Это разъяснение было дано Абу Хатимом, который передал хадис. См. также достоверное повествование Анаса ибн Малика, переданное Ат-Табарани в “Аль-Му’джам Аль-Асват”, в котором расстояние описывается посредством сравнения с полетом птицы.

(14) Передал Абу Дауд (Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 1323, 4709) и подтверждено Аль- Албани в “Сильсиляту-ль-Ахадис Ас-Сахиха”, т. 1, с. 72, 151.

(15) Арабское слово, использованное здесь – мирра, которое Ибн ‘Аббас разъяснил как означающее манзар хасан (прекрасный вид) и Катада разъяснил как хальк тауиль хасан (высокая и прекрасная форма). С другой стороны Муджахид разъяснил слово как кувва (мощь). См. “Тафсир Аль-Кур’ан Аль-‘Азым”, т. 4, с. 384.

(16) Второй халиф (ум. 644). См. Краткая энциклопедия Ислама, с. 600,601.

(17) Сахих Аль-Бухари, т. 1, с. 17, 7. Сахих Муслим, т. 1, с. 9,10, 18.

(18) Передали Ахмад в “Муснаде”, т. 6, с. 146 и Ибн Са’д в “Ат-Табакат” и хадис оценен как хороший (хасан) Аль-Албани в “Сильсиляту-ль-Ахадис Ас-Сахиха”, т. 3, с. 105, 1111.

(19) Истории Харута и Марута, поддававшихся сексуальным искушениям, подобные тем, что были переданы Ибн Абу Шайба, ‘Абдом ибн Хумайд, Ибн Абу Ад-Дунйа (в “Китаб Аль-‘ Укубат”), Ибн Джариром, Ибн Аль-Мунзиром, Ибн Абу Хатимом и Аль-Байхаки (в “Шу’аб Аль-Иман) от принявшего Ислам иудея, Ка’ба Аль-Ахбар (см. Ас-Суйути “Ад-Дурр Аль- Мансур фи Ат-Тафсир Аль-Ма’сур, т. 1, с. 239,240), привели некоторых исламских богословов к заключению, что ангелы имеют пол, но не размножаются. (см. Краткая энциклопедия Ислама, с. 319). Однако, все эти повествования – недостоверны. Элементы этих историй можно найти в иудейских мидрашах, также как и в Новом Завете. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 135).

(20) Сахих Аль-Бухари, т. 1, с. 6, 5.

(21) “Тафсир Аль-Кур’ан Аль-‘Азым”, т. 1, с. 122.

(22) См. Коран, 2:97,98.

(23) Шарх Аль-‘Акида Ат-Тахавийа, с. 336.

(24) Передал Ахмад. См. “Тафсир Аль-Кур’ан Аль-‘Азым”, т. 1, с. 130, толкование 2:97,98.

(25) Заимствованное слово с другим диалектическим вариантом “Исрафин” (Мухтар Ас- Сихах, с. 296), вероятно от древнееврейского “Серафим” (краткая энциклопедия Ислама, с. 184). Надо сказать, что описания этого ангела, такое как приводится в “Краткой энциклопедии Ислама” на с. 184, не имеет основания в достоверных исламских текстах и есть продукт легенд и мифов.

(26) “Аль-Бидайа уа-н-Нихайа”, т. 1, с. 45.

(27) Передали Ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад (Аль-Хадис, т. 4, с. 92, 21).

Подтверждено Аль-Албани в “Сильсиляту-ль-Ахадис Ас-Сахиха”, т. 3, с. 66-68.

(28) Оба имени происходят от арабского корня накира, который имеет значение “становится плохим, злым, гнусным или виновным”. Слово мункар буквально значит “нечто грязное, ненавистное или отвратительное” и накир означает “отвергаемый, порицаемый и плохой”.

(29) Сообщил Абу Хурайра, передал Ат-Тирмизи и оценен как хороший (хасан) Аль- Албани в “Сильсиляту-ль-Ахадис Ас-Сахиха”, т. 3, с. 379,380, 1391. См. Мишкату-ль-Масабих, т. 1, ч. 5, с. 35,36 и Аль-Хадис, т. 3, с. 85,86, 40. (30) Считается, что это имя – заимствованное.

(31) Согласно арабским лингвистам, это слово или заимствованное или происходит от корня мурута, который относится к состоянию земли, которая пустынна, безводна, и лишена растительности.

(32) “Тафсир Аль-Кур’ан Аль-‘Азым”, т. 3, с. 458, толкование 32:11.

(33) Аль-Бидайа уа-н-Нихайа, т. 1, с. 47.

(34) Имя вероятно – искаженное от ‘Исри’иль, которое дает Эйзенменгер, “Entdecktes Judenthum”, 11.333, как имя князя Ада (Краткая энциклопедия Ислама, с. 190).

(35) Аль-Бидайа уа-н-Нихайа, т. 1, с. 50.

(36) ‘Алям Аль-Маля’ика Аль-Абрар, с. 18.

(37) Шарх Аль-‘Акида Ат-Тахавийа, с. 335.

(38) Сахих Муслим, т. 1, с. 75, 235.

(39) Сахих Аль-Бухари, т. 8, с. 398, 594, Сахих Муслим, т. 4, с. 1391, 6397.

(40) Сахих Аль-Бухари, т. 8, с. 398, 593, Сахих Муслим, т. 4, с. 1391, 6390.

(41) Передали Ахмад в “Муснаде” и Муслим (Сахих Муслим, т. 4, с. 1472, 6758). См. Сахих Муслим, Шарх Ан-Навави, т. 17, с. 158.

(42) См. “Аль-Бидайа уа-н-Нихайа”, т. 1, с. 52.

(43) Арабский термин, используемый в этом аяте – му’аккибат, который Ибн ‘Аббас разъяснил как подразумевающий ангела, который должен защищать человека, пока с ним не произойдет предписанное Аллахом. См. “Аль-Бидайа уа-н-Нихайа”, т. 1, с. 50.

(44) Сахих Аль-Бухари, т. 4, с. 297,298, 448.

(45) Передал Ат-Табарани в “Аль-Му’джам Аль-Кабир” и подтверждено как хасан Аль- Албани в “Сахих Аль-Джами’ Ас-Сагир”, т. 2, с. 422, 2097.

(46) Сахих Аль-Бухари, т. 4, с. 299, 452.

(47) Так нет же! Ведь книга праведников, конечно, в иллийине. А что даст тебе знать, что такое иллийин? Книга начертанная! (Коран, 83:18-20).

(48) Из нее Мы вас сотворили и в нее вас вернем и из нее вас изведем другой раз. (Коран, 20:55).

(49) Передали Ахмад (Мишкату-ль-Масабих, т. 1, с. 340-342) и Абу Дауд (Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 1330, 4735), и подтверждено Аль-Албани в “Сахих Аль-Джами’ Ас-Сагир”, т. 1, с. 257,258, 1676.

(50) Сахих Аль-Бухари, т. 4, с. 302, 450.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*