К концу средних веков  относится  полулегендарная,  а  может,  и  вовселегендарная часть истории Ордена розенкрейцеров.     Прежде всего о самом названии ордена. Смысл креста здесь очевиден, чегоникак нельзя сказать о значении розы. В античные времена роза была  символомэротизма. Римская легенда повествует о рождении розы из крови богини Венеры,раненной стрелой Купидона. Некоторые авторы выводят название  из  латинскогослова "ros" (роса), а слово "крест" трактуют как "свет". Андреевский  крест,утверждают они, изображенный в форме X, включает три буквы,  которые  вместесоставляют слово "lux" - свет.     "Роса" и "свет" могли быть и алхимическими символами. Кроме  того,  какэто следует из их сочинений, алхимики часто использовали цветок  розы.  Розамогла считаться также символом тайны (по древнему мифу, Купидон подарил розуГарпо-крату - богу молчания - в обмен на  обещание  не  раскрывать  любовныхпохождений  Венеры).  Орден  ведь  претендовал  на  обладание  скрытыми   отпостороннего взора знаниями.     "Небесной розой" именовали богородицу,  а  в  христианской  иконографиипять  красных  роз  на  розовом  кусте  обозначали  пять  ран   Христа.   Пораспространенной легенде, роза происходит от крови  одного  из  христианскихмучеников. Высказывалось и мнение, будто розенкрейцерство  было  выразителемоккультного направления  в  протестантизме.  В  гербе  лютеранского  пастораИ.Андрэ, написавшего главные трактаты розенкрейцеров, изображен  Андреевскийкрест с розами на четырех углах. В то же время один автор конца  XVIII  векаразъяснял, что роза - символ скромности, а крест - символ святости союза.     Существует  вопрос,  не  является  ли  легендарной  фамилия  основателяордена - Христиана  Розенкрейца,  как  и  само  существование  носившего  еечеловека. Традиционно считается, что он родился  в  1378  или  1388  году  вобедневшей немецкой дворянской семье, ребенком был помещен  в  монастырь  навоспитание  и  16  лет  от  роду  отправился  на  Восток,  к  святым  местамхристианства. Но по дороге паломник познакомился с восточными оккультистами,и мысли его стал занимать не Христос, а  арабская  наука.  С  помощью  своихновых друзей он попал в Марокко, в город Фец, где два года  изучал  магию  икаббалистику (каббалистика - средневековое мистическое учение).     В обратный путь  Розенкрейц  пустился,  нагруженный  всеми  сокровищамивосточной мудрости. Однако ученые в Испании и в  других  странах  не  смоглиоценить привезенные им богатства. Вернувшись к себе на родину,  в  Германию,Розенкрейц нашел нескольких последователей  в  стенах  того  монастыря,  гдепрошли  его  детские  годы.  Первоначально  число  членов  нового   братстварозенкрейцеров не превышало четырех, вскоре к ним прибавилось еще четверо.     Устав нового братства  предусматривал,  что  оно  останется  тайным  напротяжении 100 лет. Розенкрейцеры ничего  не  должны  были  делать  открыто,кроме бесплатного лечения больных.  Члены  ордена  не  обязаны  были  носитькакой-то особый костюм и следовали в одежде обычаям страны,  где  проживали.Они  должны  были  собираться  один  раз  в  год,  причем  каждому  из   нихпредписывалось позаботиться о приискании себе  достойного  преемника.  Слово"розен-крейц" было паролем, по которому они узнавали друг  друга.  Одной  иззадач общества являлось создание "магического" языка и письменности.     Розенкрейцеры решили по  мере  возможности  скрывать  места  погребенияскончавшихся членов ордена. Легенда утверждает, что так поступили и с  теломсамого Христиана Ро-зенкрейца (якобы дожившего  до  106-летнего  возраста  иумершего в 1494 г.) Прах Розенкрейца будто бы был  обнаружен  в  гроте,  надвходом которого была сделана надпись: "Меня отыщут через 120 лет", а в самойпещере,  освещенной  искусственным  солнцем,  были  начертаны  некоторые  изпринципов братства. Все эти "подробности" известны лишь из книг, изданных  вXVll веке.     Доводы в  пользу  существования  братства  в  средние  века  приводятсяобществами  розенкрейцеров   XX   столетия,   суммированы   автором   статьи"Розенкрейцерство"  в  14-м   издании   Британской   энциклопедии.   В   нейутверждается, будто новые исследования подтвердили, что  розенкрейцеры  былиреально существующим тайным союзом задолго до того, как в начале XVII века вГермании произошло возрождение братства.     Позднее  во  второй  половине  XVIII  века,  апологеты  Ордена  золотыхрозенкрейцеров утверждали, что он широко известен под этим названием  еще  с1510 года. Однако это утверждение печатно оспаривалось  еще  тогда,  в  80-хгодах XVIII века. Стоит добавить, что иногда  розенкрейцеры  возводили  своюродословную даже к библейскому Моисею, именуя его своим "братом".     Одним  из  главных  магистров  Братства  (или  Ордена)   розенкрейцеровназывали придворного астролога английской  королевы  Елизаветы  I  Джона  Ди(1527 - 1608 гг.)     В Век Реформации была широко распространена надежд на  полную  переменувсего облика мира, на близкое установление тысячелетнего царства.  Парацельсоставил пророчество, что вслед за ним явится необыкновенный человек, которыйоткроет превращение металлов и обновит все  науки.  Прорицание  запомнилось.Так, например, его повторил один из  приближенных  императора  Рудольфа  II.Стремление к осуществлению этих надежд и было одной из причин  возникновениябратства магов - розенкрейцеров или легенды о- его существовании.     В эпоху Возрождения некоторые ученые для  повышения  своего  авторитетадобавляли к своей фамилии инициалы RC. В различных городах  в  разное  времяпоявились  манифесты,  якобы  исходившие  от   Братства   розенкрейцеров   исодержавшие призывы к уничтожению папской власти, к обращению в христианствомусульман и т.п. Возможно, что  в  1570  году  некое  Братство  магов  сталоименовать себя Братством розенкрейцеров.     Двумя трактатами, своего рода манифестами розенкрейцеров, которыми  ониобъявили о своем существовании, были изданные в 1614 и 1615 годах  "Весть  оБратстве, или Публикации общества достохвального  Ордена  розенкрейцеров"  и"Исповедь Братства". Оба трактата задолго до опубликования  циркулировали  врукописном виде. В 1614 - 1617 гг. "Весть о Братстве" издавалась семь раз. Вобоих произведениях излагалась мнимая или действительная история ордена. Онисодержали обращение к правителям европейских государств и ученым вступать  вБратство. Трактаты были составлены в протестантском духе, содержали  нападкина римский престол.  Их  авторство  приписывают  немецкому  пастору  ИоганнуВалентину Андрэ (1586 - 654 гг.), в молодости служившему учителем в  знатныхдомах и немало путешествовавшему по Германии, Австрии, Франции и Италии.     Начало XVII века - время расцвета ордена. Между 1б14 и 1620 годами былоиздано не менее 207 произведений розенкрейцеров - более 1/3 всех  сочинений,публиковавшихся членами Братства до конца XIX века.     Про розенкрейцеров говорили, что они  не  нуждаются  в  пище,  что  ониспособны превращаться в невидимок и повелевать духами. Целью  общества  былоовладение утерянными тайнами древней науки, обеспечивающей людям  невиданноедолголетие, и наделение монархов сокровищами, которые позволят улучшить долюих подданных.     Широкое убеждение в существовании  общества  розенкрейцеров  привело  ктому, что к его предполагаемым членам обращались многие, желавшие вступить ворден (письма такого рода сохранились в большом количестве и в  XX  веке,  вчастности,  в   библиотеке   Гетгингенского   университета).   Другие   лицапретендовали на то, что являются уполномоченными ордена.     В истории ордена  в  первой  половине  XVII  века,  если  речь  идет  одействительно существовавшей единой организации, а не, что более вероятно, огруппе обществ, не имевших между собой  связи,  удивляет  сочетание  строгойсекретности и печатного рекламирования Братства. Поздняя, подлинная  историярозенкрейцерства затемнена  наслоениями  различных  легенд,  изобретенных  вначале XVII Bv ка,уво второй половине  XVIII  века  и,  наконец,  во  второйполовине XIX века и в начале XX века.     После 1б20 года  в  Германии,  ставшей  главной  ареной  Тридцатилетнейвойны, розенкрейцеры, по-видимому, бесследно исчезли, но некоторое время ониеще продолжали действовать в Нидерландах, в несколько позднее - с 40-х годовXVII века -  в  Англии.  Там  алхимик  Р.Фладд  полемизировал  с  теми,  ктосомневался в существовании ордена.     Близость или  участие  в  Братстве  приписывали  знаменитому  немецкомуфилософу Лейбницу, английскому историку И.Эшмолу, священнику Томасу  Вогену.Последний окончил Оксфордский университет,  издал  под  псевдонимом  ЕвгенийФилалет ряд трудов  по  алхимии,  по  вопросам  сверхчувственного  знания  имистическим тайнам. В 1652 году Т.Во-ген,  издавший  в  английском  переводе"Весть" и "Исповедь", выражал полную уверенность в существовании ордена,  ноне знал, имелись ли его ответвления в Англии.     Уже в первой половине XVII века высказывалось подозрение,  что  иезуитыпозаботились о засылке своих агентов в ряды Братства. На деле  первоначальноснисходительное отношение высших сановников  католической  церкви  к  орденусменилось преследованиями, к которым явно приложили  руку  иезуиты.  В  1620году  Адам  Хазелмейер,  придворный  юрист  или  даже  секретарь  эрцгерцогаМаксимилиана, вместе с другими розенкрейцерами был  как  еретик  осужден  напожизненную  каторгу  на  галеры,  а  сам  орден  был  объявлен  "зловреднымобществом магов". По некоторым сведения, пятеро розенкрейцеров были повешеныв Германии за принадлежность к Братству. В своих мемуарах  кардинал  Ришельеписал о "превратных мнениях" розенкрейцеров.     Появившиеся в первые десятилетия XVII века произведения  розенкрейцероввызывали у лютеран сомнения относительно религиозной ортодоксальности орденаи ярые нападки со стороны католиков. Розенкрейцеров подозревали  в  связи  сдьяволом, колдовстве, в том, что они склоняют доверчивых  людей  к  занятияммагией, пагубным для души, и вообще в вольнодумстве.     Братству розенкрейцеров приписывали важную роль в  создании  через  ряддругих организаций  ("Колледж  Грешэма"  и  др.)  в  1662  году  английскогоКоролевского общества - первой в Европе Академии наук. Унаследованные  формымистики  и  магии  служили  порой  лишь  оболочкой,  в  которой  происходилоформирование новых научных идей, основ передового мировоззрения  последующейэпохи Просвещения, складывание по сути противостоявшего церковной схоластикевзгляда на природу и общество.     В конце XIX и начале XX века в Англии были изданы книги,  утверждавшие,что главой Ордена розенкрейцеров был Фрэнсис Бэкон.     Духовник короля Якова I Джозеф  Глэнвиль  передает,  что  Бэкон  создалобщество для осуществления своих любимых идей. Писательницей миссис  Потг  иее единомышленниками была  выдвинута  гипотеза  о  том,  что  Фрэнсис  Бэконизложил идеалы Братства розенкрейцеров в утопии  "Новая  Атлантида"  (1624),изданной посмертно, в 1627 году. Эта  гипотеза  подкреплялась  утверждением,будто Бэкон передал наследие розенкрейцеров масонам.     Утверждают,  будто  в   "Новой   Атлантиде"   воспроизводятся   символырозенкрейцеров, которые потом были заимствованы у них  масонами,  -  солнце,луна, звезда, куб, угломер.  А  вот  среди  самих  знаков  и  символов  надообнаружить изобретенные Бэконом с целью ввести в заблуждение того, кто хотелбы проникнуть в тайны общества.     Аналогичная легенда существует и о Декарте. Считается, что  он  умер  в1б50году.  Однако  имеется  письмо  от  его  многолетней  покровительницы  -шведской королевы Христины, будто бы датированное 27 февраля 1652 года  (или1б54года), в котором она  излагает  Декарту  свое  намерение,  подобно  ему,покинуть мирскую жизнь. На этом основании отдельные ученые в начале XX  векавысказывали сомнение в истинности общепринятой даты смерти философа.  Декартписал о розенкрейцерах, что если они шарлатаны, то заслуживают разоблачения,но, если в их учениях есть хоть крупица истины, ею не следует  пренебрегать.Некоторые историки предполагают, что Декарт во  время  своего  пребывания  вГермании и Голландии вступил в Орден розенкрейцеров  при  содействии  своегодруга, математика Фаульхабера.     В XVI и XVIII  столетиях,  легенда  о  розенкрейцерах  оказалась  тесносвязанной с легендами, которыми заполнена история астрологии.

Помощь в реализации бизнес-идей – тоже бизнес. Копенгагенское агентство 21stRetail, занимающееся консультированием веб-проектов, придумало новый способ привлечения пользователей своим клиентам, старта...

Археологическая экспедиция, проводившая в начале 1900-х годов раскопки возле индийского поселения Мохеиджо-Даро, обнаружила руины большого древнего города, принадлежавшего цивилизации, которая была од...

Хеттские законы дошли до нас в одной древнехеттской копии ок. конца XVI - начала XV вв. до н.э. (конец Древнехеттского периода) и в нескольких более поздних (Новохеттских) копиях (около XIII в.). Язык...

Еще статьи из:: Бизнес идеи Тайны мира Мировая история Полезная информация