Глава о названиях стран и больших городов, которое отсутствуют в семи климатах, а это любой город, широта которого меньше двенадцати градусов, из примыкающих к экватору, начиная с востока. [178]
Названия городов Долгота Широта
Загава из ал-хабаша....... 65° 11°
Куку из ал-хабаша ....... 58 11
Первый климат принадлежит Сатурну; длина климата с востока на запад 9000 миль, или 3000 фарсахов, а ширина его с юга на север 440 миль, или 146 фарсахов. Первый его предел прилегает к экватору там, где подъем северного полюса составляет тринадцать градусов беа четверти. Продолжительность длиннейшего его дня двенадцати часов с половиной и четвертью. Середина климата там, где подъем полюса над горизонтом составляет шестнадцать и две трети градуса; продолжительность длиннейшего его дня там тринадцать часов. Второй предел климата там, где бывает подъем северного полюса на двадцать с половиной градусов, и продолжительность длиннейшего его дня там составляет тринадцать часов с четвертью.
В этом климате около двадцати гор из числа длинных гор; среди них есть такие, длина которых от двадцати до ста и до тысячи фарсахов. В нем имеется также около тридцати длинных рек, среди них такие, длина которых от двадцати до ста и до тысячи фарсахов. И в этом климате находятся также около пятидесяти городов из числа известных больших городов. Этот климат начинается на востоке, к северу от острова Яхонтов, проходит мимо страны ас-Син к южной стороны, затем проходит к северу от страны Серендиб, идет посреди страны ал-Хинд и мимо страны ас-Синд, затем пересекает море Фарса к югу от страны Омана, проходит посреди страны аш-Шихр, идет посреди страны Йемена, затем пересекает там море ал-Кулзума, идет посреди страны ал-хабаша и там пересекает египетский Нил; затем климат идет мимо страны нубийцев, проходит посреди берберов и страны ал-Йували, проходит к югу от страны Мартаба и достигает ал-Магриба.
Все жители этих стран черны телом.
Названия больших городов, которые находятся в этом климате, а это любой город, широта которого от тринадцати до двадцати градусов, начиная с востока.
Названия городов Долгота Широта
Дункула из страны нубийцев ...... 58° 15°
Царство ал-хабаша.......... 42 20
Джарми Великий........... 34 20
/136/ Второй климат принадлежит Юпитеру; длина климата с востока на запад 8677 миль, а ширина его с юга на север 400 миль. Первая его граница прилегает к климату Сатурна, там, где подъем полюса составляет двадцать с половиной градусов. Продолжительность длиннейшего [179] его дня тринадцать с четвертью часов. Середина климата там, где подъем полюса бывает двадцать четыре градуса и шесть минут; длиннейший день здесь равен тринадцати с половиной часов. Вторая же граница климата там, где подъем полюса над горизонтом равен двадцати семи с половиной градусам, а длиннейший день там тринадцать часов с половиной и четвертью часа.
В этом климате около двадцати семи гор из числа длинных гор, а из числа длинных рек — подобное этому же, а из числа крупных известных городов — около пятидесяти городов. Начинается этот климат с востока, проходит посреди страны ас-Син, затем |137| проходит к северу от страны Серендиб, идет с северной стороны страны ал-Хинд, проходит посреди области Кабул, затем идет через область ал-Кандахар, проходит по северной части страны ас-Синд и южной части области Кирман; затем климат пересекает море Фариса и идет около области Оман, идет посреди страны арабов, пересекает море ал-Кулзума, идет к северу от страны ал-хабаша и к югу от областей Са'ида и пересекает там египетский Нил; затем он проходит посреди стран Барка и Ифрикийа, идет с севера от страны берберов и с юга от области Кайруван, затем идет посреди области Мартана и доходит до моря ал-Магриба.
Большинство жителей этих стран имеет цвет между коричневым и черным.
Из числа крупных городов, которые находятся в этом климате начиная с востока, в дальних областях страны ас-Син, а это каждый город, широта которого от двадцати градусов до двадцати семи градусов и тридцати минут, начиная с востока, [следующие].
Названия городов Долгота Широта
Ихмим из Са'ида Мисра.......75°20' 27°20'
Ифрикийа из ал-Магриба....... 34 26
Третий климат принадлежит Марсу. Длина его с востока на запад 6200 миль, а ширина его с юга на север 340 миль. Его границы — от двадцати семи с половиной градусов до тридцати трех градусов и тридцати минут. Середина климата там, где подъем полюса над горизонтом бывает тридцать градусов с половиной и одной пятой. Самый долгий день его составляет ровно четырнадцать часов. В этом климате из числа протяженных гор находятся тридцать три горы, из числа длинных рек — двадцать две реки, из числа же известных и крупных городов — сто двадцать восемь городов.
Этот климат начинается с востока и идет с севера от страны ас-Син и с юга от стран Йаджуджи Маджудж, проходит к |138| северу от страны ал-Хинд и к югу от страны тюрок, затем идет посреди области Кабул, проходит мимо области ал-Кандахар, затем идет мимо области Макран, [180] к югу от области Сиджистан, проходит через область Кирман и идет мимо области Фарс, что прилегает к морю; затем климат проходит к югу от области Ирак, идет с юга от области Дийар Бекр и к северу от страны арабов, проходит посреди области аш-Ша'м, затем идет через Египет мимо области ал-Искандарийа; затем он проходит посреди стран Мармарба'и, идет посреди области ал-Кадисийа, посреди области Кайруван, посреди области Танджа, затем доходит до моря ал-Магриба.
Большинство жителей этих стран коричневого цвета.
Названия городов, которые находятся в этом климате, а это любой город, широта которого от двадцати семи градусов и тридцати минут до тридцати трех градусов и тридцати минут, начиная с востока.
Названия городов Долгота Широта
Кайруван из ал-Магриба..... 31°45' 29°
Танджа из ал-Магриба...... 11 04 36
Четвертый климат принадлежит Солнцу. Длина его с востока на запад 7907 миль, или 1800 фарсахов, а ширина его с юга на север 300 миль. Пределы его от тридцати трех градусов и тридцати минут до тридцати девяти градусов. Середина климата там, где возвышение полюса над горизонтом бывает тридцать шесть градусов и пятьдесят минут. Длиннейший день его составляет четырнадцать с половиной часов.
В этом климате из числа протяженных гор находятся двадцать пять гор, из числа длинных рек — двадцать две реки, из числа же известных крупных городов — около двухсот двенадцати городов.
Этот климат начинается с востока, проходит к северу от страны ас-Син и к югу от стран Йаджудж и Маджудж, |139| затем проходит с южной стороны страны тюрок и с северной стороны страны ал-Хинд, идет с севера от области Балха и Бамийана, проходит к северу от области Кабул, идет посреди области Сиджистан, затем идет посреди области Кирман, проходит мимо области Фарс и Хузистан, идет посреди области Ирак, затем посреди Дийар Рабй'а и Дийар Бекр; затем климат проходит к югу от области ас-Carp и к северу от области Сирии и идет посреди моря ар-Рума и по острову Кипр; он проходит через область Сикилийа и идет по морю к северу от Египта и ал-Искандарийи и к северу от области Мармарии, области ал-Кадисийа, области ал-Кайрувана и области Танджа и доходит до моря ал-Магриба.
Цвет большинства жителей этих стран между коричневым и белым. Этот климат — климат пророков и мудрецов, ибо он расположен в середине климатов; три из них лежат южнее, а три — севернее. Он находится в отделе Солнца, величайшего светила, и люди этого климата справедливейшие из людей по своим привычкам и природе. [181] Затем за ними следуют жители тех двух климатов, которые находятся по сторонам этого климата, то есть третьего и пятого, а что касается остальных климатов, то их жители страдают недостатком благородных привычек, ибо лица их гадки, а характеры их дики, подобно зинджам И ал-хабаша и большинству народов, которые находятся в климатах первом и втором, и подобно тем народам, которые располагаются в шестом и седьмом климатах, как Йаджудж, Маджудж, ал-булгар, ас-сакалиба и подобные им...
Пятый климат принадлежит Венере; его длина с востока на запад 4000 миль, а ширина его с |140| юга на север 240 миль. Пределы его простираются от тридцати девяти градусов до сорока трех градусов с половиной. Середина же климата там, где бывает подъем полюса на сорок один градус с третью. Самый длинный его день составляет ровно пятнадцать часов.
В этом климате из числа протяженных гор находится около тридцати гор, из числа длинных рек — около пятнадцати рек, из числа же известных и крупных городов — около двухсот городов.
Начинается этот климат с востока; он проходит посреди страны Йаджудж и Маджудж, затем идет посреди страны тюрок, проходит мимо области Фаргана и области Асихан, идет посреди стран ас-Сугд и Мавераннахр; затем климат пересекает Джайхун и идет посреди области Хорасан, затем проходит повреди областей Седжестан и Кирман; затем он идет к северу от области Фарс и посреди областей ар-Рай и ал-Махин; затем [климат] проходит к северу от области Ирак и к югу от области Азербайджан, идет посреди области Арминийа и к северу от области ас-Carp, проходит посреди страны ар-Рум, пересекает там пролив Кустантинийи и идет к северу от моря ар-Рума, острова Баркан и посреди области Румийа, (Италия) проходит к югу от храма Венеры, затем посреди ал-Андалуса и заканчивается у моря ал-Магриба.
И большинство жителей этих стран белы телом... Шестой климат принадлежит Меркурию; длина его с востока на запад 7000 миль, или 940 (Так в тексте) фарсахов, а ширина его с юга на север 200 миль. Пределы его от сорока трех с половиной градусов до сорока семи градусов с четвертью. Середина климата там, где подъем полюса бывает сорок пять |141| градусов и пятьдесят минут. Самый длинный его день равен пятнадцати с половиной часам.
В этом климате из числа протяженных гор находится около двадцати гор, из числа длинных рек — около тридцати двух рек, из числа же известных и крупных городов — около семидесяти городов. [182]
Этот климат начинается с востока; он идет с севера от земли Йаджудж, проходит мимо области Бахистан, затем около области Барсхан ас-сугургур (Т.е. токуз-гузов); проходит посреди страны хакана и к югу от области кимал (Т.е. кимаков) и идет посреди северной части области Барсхан; затем климат идет с севера от областей ас-Сугд и Мавераннахр, проходит посреди области Хуваризм, идет с севера от областей Джурджан, Табаристан, ад-Дейлем и Гилан, пересекает море Табаристана и идет посреди области Азербайджан; затем он проходит посреди областей Арминийа и Малатийа, идет к северу от моря Понта, проходит к северу от Кустантинийи, идет посреди области Македония, затем проходит посреди области Икликийа, которая прилегает к северу, проходит к югу от моря ас-Сакалиба, затем идет к северу от храма Венеры и ал-Андалуса и достигает моря Магриба.
Большинство жителей этих стран имеет цвет между рыжим и белым...
Седьмой климат принадлежит Луне; длина его с востока на запад 540 фарсахов, а ширина его с юга на север 200 миль. Его границы от сорока семи с четвертью градусов до пятидесяти с половиной градусов. Середина климата там, где подъем полюса над горизонтом бывает сорок восемь |142| градусов и тридцать минут. Продолжительность длиннейшего его дня равна шестнадцати часам.
В этом климате из числа протяженных гор находится около двадцати одной горы, из числа длинных рек — около сорока рек, из числа же известных и крупных городов — около двадцати двух городов. Начинается климат с востока; он проходит к югу от стран Йаджудж и Маджудж и страны Систан, затем через страну ас-сугургур (Т.е токуз-гузов) и страну кимал; (Т.е. кимаков) затем климат идет к югу от ал-лан, (Т.е.аланов) проходит с севера от моря Джурджана и страны реки. (Возможно, Волги (?)) Затем он проходит мимо горы Баб ал-Абваб, идет посреди моря Понта, проходит к югу от области Бурджан и к северу от области Македония, затем идет с юга от моря ас-сакалиба и к югу от острова (Так в тексте издания) и достигает моря ал-Магриба.
Большинство жителей этих стран рыжие...
Знай же, о брат мой, что в каждом климате из этих семи климатов тысячи городов; в каждом городе больше или меньше народонаселения, различны их языки, их цвет, их обычаи, их облик, их взгляды, их религиозные толки, их занятия, их ремесла, их земледельческие занятия, непохожие друг на друга. И подобно этому же [различны] [183] суждения об их животных и их рудниках; различны внешний вид, пища, цвет и запах [зверей]. Причина этого — различия атмосферы стран, их почв, преснота или соленость воды. Каждое из этих различий находится в зависимости от восхода звезд и их координат над этими странами, в зависимости от движений светил над параллелями этих земель и от угла падения лучей их с горизонта на эти места. Объяснение же совокупности этого будет долгим.
Сообщается, что некий царь из числа первых [царей] приказал некогда, чтобы были сосчитаны города обитаемой четверти земли. И было обнаружено, помимо селений, семнадцать тысяч городов с небольшим.
И знай, что, может быть, города земли превосходят это число, а, может быть, число их меньше, в зависимости от важности и правил сочетаний светил и местонахождения тысяч из них. Это потому, что сочетания светил суть указание на силу добрых предсказаний, на равномерность времени и уравнение построения углов, на прибытие пророков, да будет над ними мир, и на последовательность традиции, на многочисленность ученых, справедливость царей и доброе состояние людей. Становится неизбежным нисхождение небесной благодати в виде дождя, расцветают земля и растения, множится потомство животных, и становится земля возделанной, и умножаются сооружения городов. Что же касается сочетаний светил, указывающих на силу дурных предзнаменований, то они [предрекают] порчу времени и выход темперамента из равновесия, прекращение традиции и малочисленность ученых, смерть лучших и тиранию царей, порчу природы людей, зло их деяний и разногласия в их взглядах. Затрудняется нисхождение дождем небесной благодати, не расцветает земля, увядают растения, гибнут животные и запустевают города и страны.
Знай, о брат мой, что дела этого мира суть меняющиеся и возвращающиеся, они повторяются между людьми этого мира от поколения к поколению, от народа к народу, от страны к стране.
И знай, что для каждого государства есть время, в которое оно начинается, срок, в течение которого оно возвышается, и предел, к которому оно приходит. Когда государство достигает крайней точки своего срока и предела своего завершения, наступают ослабление и недостаточность. Среди его жителей начинаются злополучие и раскол. А среди последующих снова возникают сила, пыл, очевидность и радость. Эти [качества] начинают усиливаться и увеличиваться с каждым днем, а старое дрожит и уменьшается до того [момента], когда исчезает первоначальное, предшествовавшее, а идущее, последующее утверждается. Пример этому — течение законов времени, так как всегда [одна] половина времени — день, но он проходит, и [наступает другая] половина времени — темная ночь. И точно так же [одна] половина времени — жаркое лето, а [вторая] половина — холодная зима; оба времени года [184] чередуются друг с другом, ибо при приходе и уходе их обоих всякий раз, когда уходит одно, возвращается другое; и разом увеличивается первое, а второе уменьшается; |144| и всякая [величина], на которую уменьшается одно из времени года, в такой же мере увеличивает другое. Так что когда заканчивают оба к своему сроку возрастание и уменьшение, начинается убывание того, приращение чего закончилось, и начинается возрастание того, убывание чего закончилось; и это не прекращается до тех пор, пока оба не выровняются в своем размере.
Затем они переходят в нынешнее свое [уравновешенное] состояние, так что завершаются их приращение и убывание. Всякий раз, когда одно из них кончает возрастать, проявляется его сила, и в мире множатся дела его; и сила противоположного ему исчезает, и становятся малочисленными дела его.
Этому подобен закон времени относительно государства людей добра я государства людей зла. Порой в мире власть, сила и ясность поступков оказываются у людей добра, а власть, сила и ясность дел порой бывают в мире у людей зла, подобно тому как говорит Господь, велик он и славен. А он говорит: "Мы заставили эти дни сменять один другой среди людей" (Коран, сура 3, стих 134). И поймут это только знающие.
Итак, ты видишь, о брат, справедливость Милосердого, да укрепит тебя Господь, и да пребудет с нами дух его; вот окончилась власть людей зла и проявилась сила их и умножились дела их в мире в это время. После же окончания этого будут ускоряться лишь ослабление и убывание.
И знай, что власть и господство не переносятся в любой срок, любое время, при любом обороте и сочетании светил от народа к народу, от семьи к семье и от страны к стране.
Знай же, о брат мой, что начало власти людей добра произойдет от людей ученых, мудрых, благих и благородных, которые сойдутся на едином взгляде, согласятся на единой вере и едином толке и заключат между собой договор и союз относительно того, чтобы им не оставлять друг друга без поддержки и не откладывать помощь одних из них другим. Они будут как один человек во всех своих делах и как одна душа во всем своем поведении относительно того, к чему будут они стремиться из поддержки веры и стремления к вечной жизни, не желая, кроме милости господней и удовлетворения его, ни [иной] доли [благ], ни [иной] милости.
Хочешь ли ты, о праведный и милосердый брат, да укрепит тебя Господь, и да пребудет с нами дух его, стремиться к обществу твоих братьев, искренних, дружественных тебе, добрых и благородных? Это их описание того, к чему направлены их стремления. Ты примешь их [185] характер, будешь размышлять об их науках, чтобы знать их пути; и ты будешь вместе с ними и спасешься в их убежище, где не постигнет их зло, и не будут они опечалены.
Да поможет Господь тебе, о брат, и всем нашим собратьям в праведных делах своей милостью, и от него исходит милость его. Воистину, он господин [всего] этого, властный над ним.
Заканчивается послание о географии, а за ним следует послание относительно арифметики и геометрии...
(пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева)Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII-X вв. М.-Л. АН СССР. 1960.

По сравнению с более ранними империями Египта, Ассирии и Вавилонии Ахемениды добились выдающихся успехов. Основной причиной этого, безусловно, следует назвать абсолютно новое и творческое отношение к ...

ПО БАТУМСКОЙ ОБЛАСТИ Военный губернатор Батумской области, сообщая, что в области не замечалось пропаганды идей панисламизма приезжими эмиссарами или местными адептами этого учения в лице местных мулл...

Александр1. Александр, когда был маленьким, не радовался успехам Филиппа и говорил мальчикам-товарищам: «Отец мне ничего не оставит». Те отвечали: «Но он ведь для тебя всё и добывает!». «Что толку, - ...

Еще статьи из:: Мировая история Тайны мира