drinkКаждый из нас был ребенком, и у многих сохранился в памяти страх перед ремнем, который, случалось, гулял по нашим мягким местам из-за двоек, баловства или иных провинностей. И, конечно же, сердитые взрослые не вспоминали в эти моменты о Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Еще бы, ведь к нам применялась старая как мир и одна из самых эффективных мер воспитания — телесные наказания. Но были времена, когда государство не только не запрещало, но даже поощряло подобные меры. До XI века на Руси телесных наказаний не существовало — так считают некоторые исследователи. Основанием для подобного умозаключения служит то, что в своде законов того времени — Русской Правде Ярослава Мудрого — подобные наказания не прописаны.  В зависимости от серьезности преступления в то время присуждались либо денежный выкуп, либо смерть. В Правде есть даже такие слова: «Если кто кого ударит без княжеского слова, за ту муку 80 гривен». И все же, во-первых, настораживает фраза «ударит без княжеского слова». Выходит, с «княжеским словом» все-таки можно?! А во-вторых, если наказания не присуждались законом, это еще не значит, что древний славянин не мог «без протокола» поколотить какого-нибудь провинившегося собрата или родственника. Ведь и сейчас, когда телесные наказания запрещены, мы в воспитательных целях нередко хватаемся за ремень. А вот уже после XI века телесные наказания официально входят в русский закон. Дети Ярослава Мудрого Изяслав, Святослав и Всеволод дополнили Правду отца, включив в нее битье батогами и кнутами. Некоторые считают, что произошло это благодаря примеру монголо-татар. Но многие исследователи утверждают: в восточных странах подобного наказания в то время не было. Зато слова «батог» и «кнут» упоминаются в русских текстах еще до прихода Орды. К тому же слово «кнут» пришло в русский язык не с Востока, а из Скандинавии. Скандинавское «кнутр» означает «узел», «нарост», «узловатый бич». Так что, возможно, тут правы зарубежные ученые, считающие, что битье батогами и кнутами — исконно русская мера наказания.

 

НА ЛБУ НАПИСАНО

С XIII века телесные наказания все больше внедряются в русский быт и закон. К битью очень часто начинают добавлять клеймение — нанесение на тело символов раскаленным железом. В проекте договора Новгорода с немецким городом Готландом 1270 года говорится: «Вор вещи ценой выше полугривны наказывается розгами и клеймением в щеку». В еще одном документе — Двинской уставной грамоте 1397 года — постановлено: «А татя всякого пятнати». Клеймение очень широко и надолго распространилось на Руси. Так, даже в конце XVIII века при Екатерине II бунтарям ставили на щеку букву «Б», а ворам порой выжигали на лбу целое слово — «вор». Между прочим, именно благодаря этому наказанию в обиход вошла фраза «На лбу написано».

НЕ ЛУЧШЕ ИНКВИЗИЦИИ

Чем дальше, тем суровее становились русские законы. Вообще, как таковых телесных наказаний в России было мало, зато в изобилии применялись казни и пытки (как правило, последние оканчивались смертью). Не отставая от европейской инквизиции, в средневековой России в обиход вводили растягивание на дыбе, колесование, отсечение конечностей, вырывание языка, ослепление, выдавливание глаз и многое-многое другое. Причем для каждого способа казни существовали специальные хитроумные приспособления. Если же провинность оказывалась незначительной, или совершивший преступление человек считался слишком знатным, то применялись все те же батоги, кнуты и розги. А попасть под кнут можно было даже за неосторожно брошенное слово. Чего стоит только так называемое «Слово и дело государево» (система политического сыска в России XVII — XVIII веков). По этому закону преступлением считалась любая фраза, истолкованная как оскорбление его величества. Причем пострадать могли не только те, кто произнес хулу на государя, но и те, кто не донес на хулителя. Сохранилась история о том, как драгун Евтюшка обмолвился об отце Петра I: «Был бы здоров государь царь великий, князь Алексей Михайлович, да я, Евтюшка». На драгуна тут же донесли, и он был жестоко избит батогами за то, что посмел приравнять себя к царю. И, похоже, еще легко отделался.


При правлении Петра I «Слово и дело государево» получило такой размах, что россияне стали бояться разговаривать, опасаясь, что их слова будут неправильно истолкованы и они угодят под царские плети. Во дворец при этом один за другим сыпались доносы: на сослуживцев, соседей, друзей, родственников. В итоге самому Петру пришлось пойти на уступки и четко определить, что является хулой на государя, а что нет. Этот закон просуществовал до Екатерины II, которая его и упразднила. Императрица, наоборот, стала наказывать тех, кто употреблял даже само выражение «Слово и дело».

СКВОЗЬ СТРОЙ

Однажды Петр I, скорее всего подражая Западу, решил, что избиение кнутом позорно, в особенности для солдата. А потому в армии было введено иное средство наказания — шпицрутенами, или, как его еще часто называли, прохождение «сквозь строй». Строй солдат вооружался длинными гибкими прутьями (шпицрутенами), и, когда сквозь него вели приговоренного, каждый обязан был в полную силу нанести ему удар. Иногда это наказание приравнивалось к смертной казни, так как трибунал мог присудить до 12 тысяч ударов, тогда как даже взрослый крепкий мужчина не всегда мог пережить и четыре тысячи. Обычно же нарушитель получал от 250 до 500 ударов. В воинском уставе этот вид наказания появился в 1716 году, хотя сохранились сведения, что неофициально его применяли и ранее.

А вот еще одно наказание, введенное Петром I, — с 1714 года самым отъявленным российским алкоголикам стали вещать на шею орден «За пьянство». Это была 17-фунтовая пластина (6,8 килограмма) на цепи, которую в полицейском участке крепили металлическим обручем к шее наказанного. Такую «награду» любитель алкогольных напитков должен был носить в течение недели.

У ПОЗОРНОГО СТОЛБА

Одним из самых распространенных наказаний за мелкие преступления в средневековой Европе был позорный столб или колодки. Столб, как правило, размещали в самых людных местах. Причем женщин часто ставили там в обнаженном виде, что к физическим страданиям добавляло нравственные. Европейские граждане любили собираться в этих местах, чтобы побросать в несчастных тухлыми овощами и фруктами, грязью, дохлыми крысами, плюнуть в лицо. Правда, стража запрещала кидать камни, ведь это было наказание, а не казнь.

В России столбы и колодки не особенно прижились, хотя иногда все же применялись. Вспомним гоголевского «Тараса Бульбу», где описываются порядки в Запорожской Сечи: «Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему казачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его до смерти». В общем, даже подобная мера на Руси частенько обращалась в казнь.

ДОЛОЙ ПОБОИ И ПЫТКИ!

В XVIII веке просвещенные люди стали все чаще высказываться против таких варварских методов наказания. Первые послабления в России случились при Екатерине II. В 1785 году она решила оградить от телесных наказаний и пыток дворян, духовенство, почетных граждан, купцов первой и второй гильдий, а также членов их семей. Остальных же закон карал как и прежде. В Европе, между тем, начали вообще отказываться от подобных мер правосудия. В 1791 году телесные наказания отменил первый послереволюционный французский Уголовный кодекс. Вскоре примеру Франции последовали и другие государства. В России же суровые законы просуществовали еще очень долго. Только в 1863 году — спустя два года после отмены крепостного права — российское законодательство решило отменить все особо жестокие наказания. В 1864 году от побоев избавили учащихся средних учебных заведений. В 1893 году перестали наказывать физически женщин. Полностью же российское правосудие отказалось от телесных наказаний лишь в 1904 году.

В северной Африке археологи нашли недостающее звено одной из самых загадочных цивилизаций древности. Во время подготовки операции против Каддафи войска НАТО проводили спутниковую съемку территории Лив...

Откуда пришли эти две группы арийских народов, расселившиеся по обе стороны Тавра? О том, что они были в этом районе пришельцами, свидетельствует тот факт, что об их присутствии там молчат документы 3...

Тайная секта тугов-душителей существовала в Индии несколько веков и лишь в начале XIX века была наконец раскрыта. Сектанты знали друг друга под именем фансигаров, то есть "людей петли". Название же "т...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история