В истории  тайных  союзов  XVIII  века  большое  место  занимает  Орден иллюминатов.  Он  возник  в  отсталой   Баварии,   где   царил   религиозный обскурантизм. Хотя Орден иезуитов был распущен папой  в  1773  году,  бывшиечлены "Общества Иисуса" по-прежнему цепко держали в своих руках контроль надвсей системой образования, особенно над университетским.     Для противодействия этой тягостной опеке профессор канонического  права Инголылтадтского университета Адам     Вейсхаупт (1748 - 1830) стал вынашивать  с  1776  года  мысль  основать тайный орден,  который  в  своей  тактике  многое  заимствовал  бы  у  самихиезуитов.     Выходец из семьи  ученого,  Вейсхаупт  учился  в  иезуитском  колледже,однако вынес из него только презрение к  идеям,  которыми  руководствовалось "Общество Иисуса".  Вместе  с  тем  он  высоко  оценивал  структуру  ордена, дисциплину его членов, их умение использовать самый различный набор  средствдля  достижения  поставленных  целей.  Все  известное  о  взглядах  молодогоВейсхаупта в 70-х годах рисует  его  поклонником  философского  материализма энциклопедистов, элитарных воззрений Руссо и  даже  утопического  коммунизмаМабли  и  Морелли.  Во  многом  его  увлечение  передовыми   идеями   носилотеоретический, абстрактный характер.     Но надо отметить и другое. Уже тогда в характере Вейсхаупта  проявилисьтакие черты, как страсть к интриге, сварливость, в результате чего он  нажилмассу врагов в академических кругах,  крайняя  небрезгливость  в  средствах,заимствованная  у  его  учителей-иезуитов  и  возведенная  даже  в   принципповедения, стремление главенствовать, иногда граничащее с пустым тщеславием.     Путями  совершенствования  общественного  устройства  Вейсхаупт  считал распространение просвещения, правильных представлений о природе  человека  иморальное возрождение человечества. Это просвещение  должно  быть  наполненоантиклерикальным и антифеодальным содержанием. Секретный орден  был  призванстать средством постепенного осуществления мечты  просветителей  о  созданиигармонического  общественного   строя   свободы   и   равенства,   всемирной республики, которая покончит со  всеми  сословными  различиями,  религиознымгнетом, монархическим деспотизмом, войнами, национальной  враждой,  утвердитпринципы, находящиеся в соответствии с природой человека.     Орден иллюминатов был  в  известном  смысле  прямой  противоположностьюложам "строгого послушания", занятым поисками "божественной мудрости".     Тайное общество было создано  Вейсхауптом  1  мая  1776  года.  В  негопервоначально входило только пять человек, а к 1779 году оно насчитывало ужечетыре отделения ("колонии") в баварских городах. Устав ордена  требовал  отего  членов  соблюдения  строгой  секретности,  безоговорочного  повиновениястаршим, постоянной самопроверки путем  письменных  ответов  на  специальныевопросники. Вдобавок иллюминаты скрывались под псевдонимами, заимствованнымиобычно из Библии и античной истории (сам Вейсхаупт именовался Спартаком),  атакже у выдающихся государственных деятелей,  ученых  и  мыслителей  среднихвеков и нового времени (включая Эразма, Мора, Кампанел-лу, Гроция и др.)     Одним из первым соратников  Вейсхаупта  стал  20-летний  студент  ФранцКсаверий Цвак (Катон). Вскоре  к  ним  присоединилось  еще  некоторое  числопрофессоров и студентов. Первоначально орден состоял только из баварцев,  нопотом его  новый  адепт  -  литератор  барон  Адольф  фон  Книг-ге  (Филон),гамбургский  издатель  Христов  Боде,  геттинген-ский  профессор   философииМ.Федер и другие, начиная примерно с 1780 года, стали оказывать содействие всоздании филиалов союза в других частях Германии. В Веймаре в орден вступилинаиболее влиятельные члены масонской ложи "Амалия", включая Гете, Гардера  игерцога Карла-Августа. Членами  ордена,  по  некоторым  сведениям,  состоялиМоцарт, Шиллер, Виланд.     К середине 1782 года орден насчитывал примерно 300,  а  еще  через  два года - свыше 650 человек. Это была сравнительно небольшая группа  буржуазнойинтеллигенции и  либеральных  дворян,  авангард  немецкой  буржуазии,  слабосвязанный  с  ее   основными   слоями.   Иллюминаты   были   принципиальнымипротивниками вовлечения в свое движение "непросвещенных" народных масс.     Вначале Вейсхаупт обладал диктаторской властью в обществе,  но  позднеена равноправное участие в руководстве  стали  претендовать  и  другие  членыареопага - верховного органа ордена. Их требования были приняты Вейсхауп-томи оформлены специальным решением ареопага в июле 1781 года. К этому  временииллюминаты  имели  свои  отделения  не   только   в   различных   германскихгосударствах, в Австрии и Венгрии, но также в  Польше,  Нидерландах,  Дании,Швеции, Италии, Испании, Швейцарии (где одним из инициаторов филиала  орденастал знаменитый педагог Песталоцци)  и  особенно  во  Франции  -  в  городахСтрасбурге,  Гренобле,  Лионе.  В  Париже  к  иллюминатам  примкнули  видныеадвокаты, ученые, писатели.     Еще в 1774 году, до создания Ордена  иллюминатов,  Вейсхаупт  ненадолгостал  членом  масонской  ложи,  но   разочаровался   в   масонстве   и   егомнимозначительных тайнах. Довольно скоро у Вейсхаупта (а потом  и  у  другихчленов ареопага) возникла идея инфильтрации лож и подчинения их своим целям,а  также  сокрытия  иод  масонской  оболочкой  самого  существования  Орденаиллюминатов.  Соблюдение   секретности   масонскими   ложами   должно   былоспособствовать осуществлению намерений иллюминатов.     Им действительно удалось подчинить  себе  ложу  в  Мюнхене,  с  помощьюкоторой было можно создавать дочерние ложи. Иллюминаты, правда, без  особогоуспеха,   пытались   вербовать   всех   недовольных   решениями   съезда   вВильгельмсбаде.  Вейсхаупт  и  его  единомышленники   надеялись,   используяхаотическое состояние германского масонства,  создать  объединение  лож  подэгидой неких существующих в действительности "древних вождей". Этот план  неудался. Аналогичные  усилия  иллюминаты  предпринимали  в  Польше,  а  также(безуспешно) во Франции.     По мере численного роста Ордена иллюминатов возникли и усилились трениямежду низами и верхами иерархии. Некоторые деятели консервативного масонствастали предостерегать против "антихристианских" и "разрушительных"  тенденций последователей Вейсхаупта. Вступивший в ряды иллюминатов в 1779 году  Книггевскоре приобрел среди  них  авторитет,  не  уступающий  влиянию  Вейсхаупта.Книгге сыграл  особо  активную  роль  в  проникновении  иллюминатов  в  рядымасонства. Между тем по своим взглядам Книгге явно расходился с Вейсхауптом,отвергая его как просветительные планы, так  и  антиклерикальные  тенденции,высказывал симпатию  к  оккультным  и  мистическим  элементам  в  воззренияхмасонов "строгого послушания".     В отличие от Вейсхаупта Книгге стремился  не  ускорять  крушение  этогонаправления в масонстве, а привлечь на сторону иллюминатов его руководителейвплоть до герцога Фердинанда Брауншвейгского  как  единомышленника.  Попытки Книгге  заимствовать  у  католицизма  символическую  процедуру,  которую  онпредлагал ввести для возведения  иллюминатов  в  высшие  степени,  послужилиповодом для разрыва. В июле 1784 года он вышел из ордена.     В самой  Баварии  просочившиеся  сведения  о  деятельности  иллюминатовобрастали  нелепыми  слухами.  Благосклонность  императора   Иосифа   II   киллюминатам  расценивалась  как   часть   настойчивых   попыток   Габсбурговприсоединить     Баварию к своим владениям хотя  бы  за  счет  отказа  от  расположенных вдалеке австрийских Нидерландов (Бельгии). Между тем один из  членов  ордена донес власгям, о чем сразу же был  поставлен  в  известность  сам  баварский курфюрст Карл Теодор.     22 июня 1784 года последовал указ о роспуске  обществ,  не  разрешенных правительством, как вызывающих подозрения и опасения. После этого  в  печати появилось много статей, содержащих обличения иллюминатов. Вейсхаупт бежал из Баварии. Новый указ курфюрста от 2 марта 1785 года был направлен  специальнопротив иллюминатов, деятельность которых строжайше запрещалась на территории Баварии. Перед секретной комиссией, производившей следствие,  предстали  (за отсутствием главных руководителей ордена)  трое:  граф  Савиоли,  маркиз  де Констанцо и каноник Хер-тал. Приговор не был суровым - все  трое  обвиняемыхбыли смещены с занимаемых постов и высланы из Баварии.     В 1786  году  при  обыске  в  квартире  Цвака  в  руки  властей  попалазначительная часть архива иллюминатов, которая была опубликована в следующиегоды и произвела сенсацию. Вейсхаупт, Книгге и  другие  иллюминаты  пыталисьпечатно  защитить  репутацию  ордена.  Их  противники   отвечали   десятками обличительных памфлетов, которые выходили в Германии, Англии,  Франции  и  вдругих странах.     Таким образом, легенда о "заговоре иллюминатов", возникшая еще накануне 1789 года, пожалуй, даже  способствовала  в  предреволюционные  годы  упадкувлияния масонства в ряде стран, в частности, во Франции.     В Баварии  с  1787  года  начался  настоящий  поход  не  только  противиллюминатов, но и против всех заподозренных в сочувствии идеям  Просвещения. Иллюминатов лишали кафедры, увольняли с государственной службы, иногда  дажеподвергали аресту и заключали в тюрьму.     Утверждение, что Орден иллюминатов  существовал  или  был  восстановленпосле  1785  года,  не  подтверждается  никакими  доказательствами.  Он  былнастолько основательно выкорчеван в Баварии, что когда позднее, в 1796 году,в Париже правительство Директории вспомнило об Германии, выяснилось, что  несохранилось  даже  следов  этой  организации.  Все  проекты  ее  утилизации,по-видимому, остались на бумаге.     Надо добавить, что некоторые  из  видных  иллюминатов,  включая  Цвака,через несколько лет стали делать административную и придворную карьеру.  Этопоказывает, насколько неглубокой  была  оппозиция  ордена.  Сам  А.Вейсхаупт сделался надворным советником герцога Саксен-Готского.

В книге «Подземные миры в чреве Земли» Тимоти Бикли рассказывает, что католические миссионеры открыли в сердце Мексики пещеру, которую прозвали «Да». Она представляла собой последнее из восьми помещен...

1. Гамилькар, сын Ганнибала, по прозвищу Барка, карфаге­нянин, начал командовать войском еще в молодые годы; было это в Сицилии, во время 1-ой Пунической войны, но ближе к ее концу. До его прибытия де...

Про рисунки пустыни Наска сегодня знает почти каждый, кто увлекается загадками древней истории человечества. Ученые уже более двадцати лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена, о...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история