Народный герой, человек непревзойденной славы, генералиссимус Александр Васильевич Суворов - вот кто должен открыть  собой  рад  знаменитых  русских деятелей-масонов.     Нет нужды останавливаться на изложении внешних событий жизни  Суворова: деятельность его - военные походы, блестящие подвиги - изучена и  рассказана биографами этого великого человека во всех подробностях.  Интереснее  другая сторона его жизни: тот внутренний храм, который он себе создал в  противовес окружавшей его обстановке  и  который  тщательно  оберегал  от  постороннего взора.     Странности его  характера  сделались  историческим  достоянием,  многиеслова вошли в поговорку. Но тот,  кто  ближе  мог  и  хотел  приглядеться  кСуворову,  легко  убеждался,  что  странностями  он  лишь   прикрывал   своидостоинства. И  сам  Суворов  признавался,  что  говорил  правду  шутками  извериным языком.     С детства проявляя необыкновенную склонность к чтению, он не утратил еев продолжении всей жизни (об этом свидетельствует хотя бы громадная сумма  -300 рублей, - которую он тратил ежегодно на заграничные газеты). Суворов  небыл обыкновенным  военным  человеком  своего  времени.  Поскольку  это  быловозможным, он умел примирять служебные обязанности с проявлением  терпимостии человечности. Хорошо известны рассказы об его аскетическом образе жизни, отом, что он легко  переносил  невзгоды,  деля  все  лишения  с  солдатами  ипринимая участие наряду с другими во всех работах, и не по чувствительности,а в силу правильно осознанного народного духа  он  сумел  заменить  палочнуюдисциплину дисциплиной, основанной на совести.     Эти своеобразные отношения внутреннего подчинения и сознание  долга  онподдерживал в своих воинских частях  и  по  воцарении  Павла  I,  поклонниканемецкой муштры и железной  дисциплины.  Независимое  поведение  Суворова  ипослужило поводом к его бедствиям.     То, что в сознании Суворова быть военным не означало быть жестоким,  онпоказал во время борьбы с  конфедератами  в  1769  году.  Путь  к  замирениювосставшего края Суворов видел в мягком и заботливом  отношении  к  "мирным"обывателям и в энергичных наступательных  действиях  против  повстанцев.  Онпринял все  меры  к  тому,  чтобы  поддержать  добрые  отношения  с  местнымнаселением,  и   не   допускал   войска   до   грабежей.   К   конфедератам,сложившим.оружие, он проявлял большую мягкость,  считая,  что  "благоприятиераскаявшихся возмутителей пользует более нашим  интересам,  нежели  разлитиекрови".     В другой раз, в самый разгар Семилетний войны, когда при  нападении  наБерлин казаки  захватали  красивого  мальчика,  Суворов  взял  его  к  себе,заботился о нем во время похода и, как только стало возможно, известил  матьо том, что сын ее находится в безопасности, предложил оставить его  у  себя,обещая заботиться как о собственном сыне.     В связи с этими поступками  Суворова  чрезвычайно  любопытно  вспомнитьслова, сказанные им живописцу Миллеру:  "Ваша  кисть  изобразит  черты  лицамоего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт... Трепещу,  но  люблюмоего ближнего, в жизнь мою никого не сделал я несчастным,  не  подписал  ниодного смертного приговора, не раздавил моею  рукой  ни  одного  насекомого,бывал мал, бывал велик!"     Это  второе,  внутреннее  лицо  Суворова,  скрытое  от  всех,  и  можетобъяснить ряд его поступков и черт его характера, которые  не  имели  прямойсвязи с обстоятельствами его внешней жизни. Того же порядка и принадлежностьСуворова к  братству  вольных  каменщиков.  Именно  эта  важная  деталь  егобиографии освещена в литературе чрезвычайно слабо.  Один  из  его  биографовупоминает о существовании известий, будто Суворов посещал прусские масонскиеложи. Автор допускает такую возможность ввиду любознательности Суворова,  носомневается в том, что сам он когда-либо был масоном.     Высказанное автором сомнение лишено  всякой  основательности.  Суворов,молодой офицер, не будучи посвященным, конечно, не мог бы посещать  собранийложи  масонов.  В  истории  масонства  такие  исключения  известны  лишь  поотношению к коронованным особам. Но, с другой стороны, существование  такогорода известий  чрезвычайно  важно  и  только  увеличивает  значение  данных,сравнительно недавно обнаруженных в архиве Великой  Национальной  Ложи  ТрехГлобусов в Берлине и не проникших, по-видимому, до сего времени в печать. Наосновании их принадлежность Суворова к масонству устанавливается  с  большойдостоверностью.     Суворов был посвящен и произведен  в  третью  степень  -  мастера  -  вПетербурге. Посвящение его относится, по всей вероятности, к последним годамцарствования Елизаветы. Его нельзя назвать случайным -  такое  предположениене соответствовало бы складу характера  этого  своеобразного  человека,  темболее, что Суворов не ограничился  вступлением  в  братство,  а  прошел  рядмасонских степеней.     Оно не было и следствием общего увлечения.  В  то  время  масонство  незавоевало еще симпатий широких слоев русского общества,  и  Суворов,  принявпосвящение, сделался одним из первых по времени русских вольных  каменщиков.Затем, находясь в Пруссии во время Семилетней войны и навещая в  Кенигсбергесвоего отца, он был 27 января 1761 года произведен  в  шотландские  мастера.Известно, что с этого дня до отъезда из  Кенигсберга  в  начале  1762  года,Суворов числился членом ложи. В списке ее членов,  представленном  16  марта1761 года в Ложу Трех Глобусов, за № 6 значится Александр Суворов.     Этим ограничиваются сведения о его участии в работах  братства  вольныхкаменщиков. Несомненно, однако, что он  всю  жизнь  следовал  той  масонскойнравственности, которой отличалось современное ему масонское общество. Чертыхарактера общечеловеческого, усвоенные Суворовым, -  крайняя  религиозность,борьба со своими  страстями,  из  которой  он  всегда  выходил  победителем,лояльность, сознание своего долга - были особенно характерны  для  масонстваэтого периода. А потому слова завещания  Суворова,  обращенные  к  потомству"Всякое дело начинать с благословением  Божьим,  до  издыхания  быть  вернымГосударю и Отечеству, убегать роскоши,  праздности,  корыстолюбия  и  искатьславы чрез истину и добродетель, которые суть моим символом", -  могут  бытьприняты за его масонский катехизис.     Если при сравнительной скудности данных о чисто масонской  деятельностиСуворова  нет  оснований  утверждать,  что   его   характер   сложился   поднепосредственным влиянием учения вольных каменщиков (скорее всего, это  былопростым совпадением его душевной склонности с общемасонским миропониманием),то, во всяком случае, эта открывшаяся новая черта в  биографии  Суворова  несостоит ни в каком противоречии с общим обликом замечательного человека.

Городок Сайлент Хилл закрыт уже несколько десятков лет, с тех пор, как в нем случилась страшная трагедия: в предместье загорелся уголь и весь город, вспыхнул и сгорел со всеми своими жителями. С тех п...

Вечером 10 мая 1933 года, примерно через четыре с половиной месяца после того, как Гитлер стал канцлером, в Берлине произошло событие, свидетелем которого западный мир не был со времен позднего средне...

Павсаний. Описание Эллады. Книга I, XLII. 2. Книга V. VII. 3, XXI. 5–7. Книга X, XXXII. 9–10. Книга I (О колоссе Мемнона) XLII. 2. …Гораздо больше удивлялся я египетскому колоссу: в египетских Фив...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история