В начале XV века центром церковной оппозиции в Европе стала Чехия,  где местное духовенство во главе с последователем Уиклифа  Яном  Гусом  (1369  -1415),  поддерживаемое  чешскими  крестьянами,  мелкой  шляхтой,   городской беднотой и бюргерами, выступало, с одной стороны, против роскоши и  жадностивысшего духовенства и продажи  индульгенций,  с  другой  -  против  немецких помещиков и дворян.     Джон Уиклиф (1320  -  1384),  английский  богослов,  оспаривал  принципнепогрешимости пап, отвергал культ святых, торговлю индульгенциями, требовал отказа церкви  от  земельной  собственности.  Католическая  церковь  осудилаучение   Уиклифа   как   еретическое.   Однако    сам    Уиклиф,    которомупокровительствовал английский король, избежал  участи  других  ересиархов  иумер естественной смертью.     Против гуситов объединялись немецкие феодалы  во  главе  с  императоромСигизмундом и церковные иерархи во главе с папой римским.     Чтобы покончить со смутой в церкви и расправиться с  гуситской  ересью, Сигизмунд  и  Иоанн  XXIII  созвали  в  Констанце  XVI   вселенский   собор. Констанцский собор открылся 5 ноября 1414  года.  На  нем  присутствовали  3патриарха, 29 кардиналов, 35 архиепископов, более 150 епископов, 124 аббата,578 докторов богословия, множество других церковников, которых  сопровождалаогромная челядь - около 18 тыс. человек.     Среди светских делегатов были император Сигизмунд, посланцы 10 королей,100 графов и князей, 2400 рыцарей,  116  представителей  городов.  Вместе  сучастниками собора, их слугами и сопровождавшими военными отрядами, гостями,бродячими артистами (одних игроков на флейте было 1400)  и  проститутками  вКонстанцу съехалось около 100 тыс. человек. Это действительно  был  один  изсамых представительных соборов католической церкви.     Самым драматическим, "памятным", по словам хронистов,  моментом  соборабыл суд над выдающимся  представителем  реформационного  движения  в  Чехии, мыслителем и гуманистом Яном  Гусом  и  его  казнь,  являющиеся  характернымпримером деятельности соборной инквизиции.     Гус был вызван на собор Иоанном XXIII;  до  этого  он  был  отлучен  отцеркви  и  предан  анафеме,  однако  в  Проле,  под-держивемый   населением,продолжал свою реформаторскую пропаганду. Гус решил явиться  на  собор,  темболее, что неоднократно сам требовал его созыва и получил  охранную  грамотуимператора Сигизмунда, гарантировавшую ему  неприкосновенность.  Ответить  вэтих условиях отказом означало не только проявить трусость, что для борца заправое дело, каким являлся Гус, было немыслимо, но и заранее  признать  себявиновным в еретических проступках.  Между  тем  Гус  считал  себя  подлиннымхристианином, а несогласных с ним церковных иерархов винил в отступлении  от"истинного" учения Иисуса Христа.     2 5 дней спустя после прибытия в Констанцу Гуса по приказу Иоанна XXIIIи кардиналов заточили в  подземелье  доминиканского  монастыря,  в  позорноепомещение - в келью рядом с отхожим местом. Арестовав Гуса, папа и кардиналынарушили охранную грамоту, данную ему императором Сигизмундом.     Последний, тоже присутствовавший на  соборе,  с  присущей  коронованныйособам в таких случаях  щепетильностью  заявил,  что  его  охранная  грамотаимела, так сказать, "целевое назначение", а именно: должна  была  обеспечитьГусу  "справедливое  разбирательство"  его  дела  на  соборе  и   дать   ему возможность выступить перед соборными отцами  в  свою  защиту,  а  вовсе  неспасти его от наказания за еретические воззрения.     "Если же, - заявил Сигизмунд, - кто-либо будет продолжать  упорствоватьв ереси, то я лично подожгу (костер) и сожгу его".     Арестовав Яна Гуса, собор присвоил себе функции  трибунала  инквизиции.Он выделил следователей  и  фискалов,  которые  состряпали  против  чешскогобогослова  обвинительный  акт  из  42  пунктов.  Собор  поручил  специальнымкомиссариям  произвести  допрос  арестованного.  Допросы  Гуса  продолжалисьнесколько месяцев. В это время Иоанн XXIII бежал с собора.     С уходом Иоанна XXIII со сцены можно было  ожидать  освобождения  Гуса,однако его всего лишь перевели из одного места  заключения  в  другое  -  издоминиканского  монастыря  в  замок  Тотлебен,  да   заменили   комиссариев,назначенных бежавшим папой, новыми.     В Тотлебене Гуса держали днем в ножных оковах, а  ночью  приковывали  ируки к цепи, вделанной в стену. Вскоре в тот же замок был посажен  пойманныйИоанн XXIII, но его держали здесь со всеми удобствами.  И  это  естественно,ведь Иоанн выступал в роли раскаявшегося грешника, он признал все выдвинутыепротив него собором обвинения; Гус же настаивал на своей невиновности,  т.е.по мнению церковников, вел себя как упорствующий еретик.     Гус  обличал  продажность,  распущенность,  стяжательство  и   жадностьцерковников, но в этом ничего еретического не было.     Ересь Гуса заключалась в том, что он  требовал  от  духовенства  строгопридерживаться   провозглашенных   церковью    христианских    добродетелей."Церковные иерархи выдают себя за наследников апостолов Христа?  -  вопрошалГус и отвечал: - Если они ведут себя соответственно, то  таковыми  являются,если же наоборот, то они лжецы, и обманщики, и тогда власть вправе лишать ихцерковных титулов и бенефиций".     В начале июня 1415 года дело по обвинению Гуса в ереси было закончено иего, закованного в цепи, перевели во францисканский монастырь  в  Констанце,где заседал собор. 6 июня Гус предстал перед собором. Епископ Лоди  выступилс обвинительной речью.     Все попытки  Гуса  доказать  необоснованность  выдвинутых  против  негообвинений решительно пресекались соборными отцами. Ему  попросту  не  даваливозможности говорить.  На  него  кричали,  плевали,  его  поносили,  ругали,осыпали проклятиями. Соборные отцы провозглашали, что он хуже, чем  содомит,Каин, Иуда, турок, татарин и еврей. Его сравнивали с "пресмыкающимся  змием"и "похотливой гадюкой". Его выступления прерывались свистом,  топаньем  ног,воплями: "В костер его! В костер!"     Император Сигизмунд и соборные отцы не жалели усилий,  чтобы  заставитьсвоего узника принести повинную и  отречься  от  приписываемых  заблуждений.Если бы им удалось вырвать у  своей  жертвы  публичное  покаяние,  этим  онинанесли бы удар по его сторонникам в Чехии.  Гус  отказался  подчиниться  ихтребованиям. Взамен он согласился присягнуть, что никогда не разделял  и  непроповедовал приписываемых ему заблуждений и никогда не будет разделять  илипроповедовать их. Собор отверг эту формулу.     Как и в большинстве подобного рода дел, в деле  Гуса  не  обошлось  безИуды-предателя. Врагам Гуса  удалось  перетянуть  на  свою  сторону  СтефанаПалеца, единомышленника Гуса, выступившего  против  него  в  роли  свидетеляобвинения. Были использованы и некоторые  друзья  Гуса,  чтобы  убедить  егопокориться воле собора. Этого же требовал от него и император Сигизмунд.     Убедившись, что от Гуса не удастся добиться самообвинения и  отречения,собор объявил его упорствующим еретиком, лишил священнического сана, отлучилот церкви и приговорил к сожжению на костре.     Казнь Гуса была назначена на 6 июля 1415 года. В  тот  день  состоялосьсамое торжественное в истории инквизиции аутодафе.     Гусу дали в руки так называемую чашу искупления, и  один  из  епископовпровозгласил формулу проклятия: "О проклятый Иуда! За  то,  что  ты  покинулсовет мира и  перешел  в  стан  иудеев,  мы  отбираем  от  тебя  этот  сосудискупления!" Но Гус не оставался а долгу: "Я  верю  во  всемогущего  господабога, во имя которого я терпеливо сношу это унижение, и уверен,  что  он  неотберет от меня его чашу искупления, из которой я надеюсь пить сегодня в егокоролевстве!"     Стражники  зажали  ему  рот  руками.  Семь  епископов  сорвали  с  негосвященническое облачение и вновь призвали его отречься. Гус, повернувшись  кприсутствующим, заявил, что  не  может  покаяться  в  заблуждениях,  которыхникогда не разделял.     Прежде чем бросить осужденного в костер, следовало его  соответствующимобразом подготовить к этому "акту веры".  Гусу  обрезали  ногти  и  остриглитонзуру. Затем увенчали его голову шутовской бумажной тиарой,  разрисованнойчертями, на которой красовалась надпись "Се ересиарх".     При этом возглавлявший эти колдовские действа епископ сказал Гусу:  "Мыпоручаем твою душу дьяволу!" Но Гус продолжал  со  стойкостью  и  упорством,вызывавшими уважение даже его врагов, отвечать на каждый  удар  контрударом:"А я посвящаю свою душу самому всепрощающему господу Иисусу Христу!"     Когда в возникшей сутолоке с головы Гуса упал шутовской колпак, один изстражников приказал служке: "Напяльте снова на него этот колпак,  чтобы  егосожгли с чертями, его повелителями, которым он служил здесь на земле".     Палачи долго  копошились  в  догоравшем  костре.  Голову  мученика  ониразбили кольями на куски и забросали  головешками.  Во  внутренностях  нашли сердце, проткнули его острой палкой и старательно сожгли. Обуглившееся  тело разорвали клещами, чтобы облегчить работу огню. В костер полетели  и  личные вещи пражского магистра. Когда же огонь потух, то палачи старательно собралипепел и даже землю с места казни и бросили их в Рейн.     Казнь Гуса вызвала волну гнева в Чехии, она оказалась пирровой  победойдля собора. Но в руках собора находился  еще  один  еретик,  правая  рука  исподвижник  Гуса  -  тоже  чешский  богослов,  Иероним  Пражский.   Потерпевпоражение с Гусом, соборные отцы решили взять реванш с Иеро-нимом: заставитьего отречься и подчиниться их воле.     Иероним, как и  Гус,  был  последователем  Уиклифа,  идеи  которого  онблестяще пропагандировал и защищал в университетах Германии, Польши, Франциии Англии. Возвратившись после  долгих  странствований  по  Европе  в  Прагу,Иероним примкнул к Гусу, сделавшись его восторженным поклонником.  Страстныйоратор, непревзойденный полемист, превосходный знаток богословских  текстов,Иероним Пражский был грозой папистов, которые  ненавидели  его  больше,  чемГуса.     Когда Гус отправился в Констанцу, Иероним оставался в Праге. Арест, суди нависшая над его учителем угроза смертной казни побудили Иеронима покинутьПрагу и тайно явиться в Констанцу в надежде вырвать  Гуса  из  рук  соборныхотцов или оказать ему какую-либо помощь.     Двухнедельное пребывание в Констанце  убедило  его  в  тщетности  такихнадежд. Иероним решил вернуться в Чехию, но по дороге в Прагу его схватили ив цепях доставили на собор, где ему предъявили те же обвинения, что и  Гусу.Иероним отказался покаяться, и его заточили в башню на кладбище  св.  Павла,где держали скованным по рукам и ногам в  согнутом  положении,  на  хлебе  иводе.     Расправившись  с  Гусом,  инквизиторы  принялись   за   соответствующуюобработку Иеронима. Потрудились они основательно и небезуспешно. Их угрозы изапугивания, казнь соратника и друга, ужасные условия заключения - все  это,по-видимому, надломило волю Иеронима, и он  11  сентября  1415  года  заявилсоборным отцам, что готов осудить  учение  Уиклифа  и  Гуса,  а  также  своисобственные еретические ошибки, отречься от них и подчиниться воле собора.     23 сентября Иероним перед собором подтвердил свое  отречение.  Соборныеотцы присудили его к ссылке  в  один  из  монастырей  в  Швабии,  потребовавнаписать своим единомышленникам в Чехию письмо,  осуждающее  учение  Гуса  исвои собственные еретические ошибки. Иероним вновь подчинился и требуемое отнего письмо написал.     И тем не менее соборные отцы продолжали держать Иеро-нима в заключении.Это дало повод  его  друзьям,  присутствовавшим  на  соборе,  требовать  егоосвобождения, а  врагам,  которых  было  большинство,  настаивать  на  болеестрогом осуждении последователя Гуса. Последние  добились  назначения  новойследственной комиссии, что было равносильно отмене  уже  принятого  по  делуИеронима соборного решения.     Когда инквизиционные комиссарии начали новый  допрос  обвиняемого,  онибыли поражены: перед ними предстал прежний Иероним - беспощадный  обличительязв и пороков церковной иерархии, антипапист, друг и последователь Уиклифа иГуса. Момент слабости прошел, и обвиняемый вновь "впал в ересь".     23 мая 1416 года Иерониму на соборе  был  зачитан  новый  обвинительный акт, на который он под улюлюканье, злобные выкрики и  брань  соборных  отцовответил, что берет назад  свое  отречение,  вырванное  у  него  под  угрозой костра.     30 мая рано  утром  собор  после  обедни  заслушал  обвинительную  речьепископа  Лоди  против  Иеронима,  этого  еретика-рецидивиста,  отплатившегособору за "снисходительное" к нему отношение "черной неблагодарностью".     Было 10 часов утра 30 мая  1416  года,  когда  палач  раздел  Ие-ронимаПражского донага, обернул вокруг его бедер кусок белой материи и привязал  к столбу, обложенному сухим  хворостом  и  соломой.  Согласно  легенде,  когдасердобольный палач предложил своей жертве зажечь огонь  за  его  спиной,  то Иероним отказался от такой "услуги": "Пойди сюда, зажги  перед  лицом  моим, если бы я боялся твоего огня, то никогда бы не явился сюда!"     Иероним держался мужественно и стойко до последнего вздоха. Инквизиторысожгли все его личные вещи и тюремную постель, а пепел бросили в воды Рейна.     Собор не удовлетворился казнями Гуса  и  Иеронима,  так  как  гуситскаяересь продолжала распространяться, несмотря на гибель вождей.     Соборная инквизиция решила разделаться еще с  одним  видным  гуситом  -Яном Хлумским, прибывшим вместе со своим учителем в Констанцу. Он  тоже  былсхвачен, заточен в темницу, подвергнут допросам с пристрастием. Хлумский  невыдержал выпавших на его долю испытаний и отрекся от своих воззрений.  Соборсохранил ему жизнь. Но после героической гибели гуситских  вождей  вырванноесилой раскаяние Хлумского  не  могло  оказать  какого-либо  влияния  на  ходсобытий. Гуситы продолжали стойко  держаться  в  Чехии,  борьба  против  нихтолько начиналась...

На лобовых стеклах автомобилей очень часто возникают небольшие повреждения в виде сколов и трещин. Как правило они появляются от попадания камня в лобовое стекло и, начинаясь с небольшого “паучка”, в ...

До сих пор между учениями разных стран не существует достаточно четкой договоренности, что следует понимать под ламаизмом. То ли это тибетский и монгольский буддизм в целом со всеми его сектантскими р...

По американской статистике, почти 60% велосипедных аварий происходит при столкновении велосипедов с автомашинами. Изрядная часть ДТП случается в темноте из-за того, что водитель машины вовремя не заме...

Еще статьи из:: Бизнес идеи Тайны мира Мировая история Полезная информация