У покойного Полханэ было два сына, которые играли видную роль в политической жизни страны. Старший, Гьюме Цэтен, был правителем Нгари и имел китайский титул гуна. Второй сын, Гьюме Намгьял, носил титул цзюнъ-вана, жил в столице и еще при жизни отца проявлял недовольство его процинской политикой. Когда Гьюме Намгьял занял место отца, он и часть тибетской светской и духовной знати, которая разделяла его взгляды, поставили своей целью изгнать цинские войска из Тибета, а вместе с ними и амбаней, создать свою тибетскую армию и полностью держать власть в стране в тибетских руках. Гьюме Намгьял обратился к императору Цянь-луну с предложением сократить цинский гарнизон, так как тибетцы сами смогут обеспечить порядок в своем доме. Цинский двор готовился к решительной схватке с Джунгарским ханством и рассчитывал на нейтралитет Тибета. Поэтому Цянь-лун пошел навстречу Гьюме Намгьялу и сократил гарнизон в Лхасе до 100 человек. Гарнизон должен был охранять амбаней. Возможно, старший брат не разделял взглядов младшего, поэтому Гьюме Намгьял обвинил Гьюме Цэтена в заговоре и казнил его. Отношения между Гьюме Намгьялом и Далай-ламой VII тоже были враждебными. Гьюме формировал тибетские отряды и просил у цинского двора согласия разместить в Лхасе тибетский гарнизон. В 1750 г. ему вторично было отказано. В ответ Гьюме Намгьял послал в Джунгарию письмо и пригласил джунгарские войска вступить в Тибет. Его письмо было перехвачено через подкупленных амбанями людей, и они начали действовать. Поначалу было объявлено, что Гьюме Намгьял опасен для Далай-ламы. Цель таких обвинений была ясна — отколоть от Гьюме Намгьяла ту часть тибетских верхов, которые ориентировались на Далай-ламу. Когда стало известно о намерении Гьюме Намгьяла пригласить в Тибет джунгаров, было решено убить его. Гьюме Намгьял был приглашен в ставку амбаней, в замок, бывший ранее резиденцией Лхавсан-хана, якобы для вручения ему подарков от цинского двора. Как только Гьюме Намгьял и его люди прибыли туда, они подверглись нападению охраны. Амбанъ Фу Цин лично убил Гьюме Намгьяла, все сопровождавшие его тибетцы были перебиты, кроме одного, который сумел выпрыгнуть в окно и убежать. Этот человек быстро собрал сторонников Гьюме Намгьяла, и тибетцы атаковали ставку амбаней. Фу Цин, второй амбань и все их люди погибли. Было убито и большинство китайцев и маньчжуров, проживавших в Лхасе. Спастись удалось немногим, лишь тем, кто нашел убежище во дворце Потала у Далай-ламы. Цинские войска оперативно были переброшены в Тибет из Сычуани. Восстание тибетцев было потоплено в крови. Шесть «мятежников» были казнены жесточайшей казнью линъчи, остальные пленные обезглавлены или удавлены. Некоторым представителям тибетской светской и духовной знати в порядке милости по китайскому обычаю было предложено покончить с собой. После этого головы самоубийц были отрублены и выставлены на всеобщее обозрение. Все имущество восставших было конфисковано, в том числе и имения Гьюме Намгьяла. Жену его подвергли уголовному наказанию, сына увезли в Пекин, управление Тибетом было передано Далай-ламе VII. Главой правительства стал Дорин-пандита. Восстание части тибетской элиты против цинского двора послужило причиной решения Дорин-пандиты и Далай-ламы осуществить переустройство высших органов управления страной. Была разработана «Программа для новой администрации Тибета», состоявшая из 13 пунктов. Главным из них стало окончательное упразднение должности депа (деси, диши) и учреждение Кашага, совета, составленного из четырех калонов (или шапэ), министров. Один из калонов должен был быть монахом, три остальных — светскими лицами. Возглавляли Кашаг совместно Далай-лама и амбани, которые считались равными по положению [Сицзан цзяньши, 1993, с. 221]. Кроме Кашага высшим органом власти являлся великий секретариат, Йигцзан (тиб. Yig tsang), состоявший из четырех монахов. Калоны назначались Далай-ламой пожизненно и давали ему клятву верности. Утверждал калонов также лама-оракул. Каждый из калонов имел государственную печать, у них не было конкретной сферы деятельности и обязанности курировать какую-либо сферу управления. По делам, рассматриваемым Кашагом, колоны должны были принять солидарное решение. Кашаг назначал правителей местных областей — цзонов. Все конкретные сферы управления были распределены между чиновниками, ответственными за свою деятельность перед Кашагом. В тех случаях, когда чиновник не мог решить дело, оно поступало для окончательного решения в Кашаг. Это была система, при которой никто не хотел принимать серьезных решений, нести ответственность за дела и судьбы страны. Она просуществовала 200 лет и, по справедливому мнению Шакабпы, «препятствовала прогрессу» Тибета [Shakabра, 1967, р. 150]. Реформа предусматривала создание тибетской армии. При мобилизации каждая тибетская семья, владевшая землей, была обязана выставить одного солдата. В провинции Уй разместили гарнизон из 1000 тибетских солдат, в пров. Цзан — из 2000. Основной воинской единицей стал полк, состоявший из 500 человек. Полком командовал генерал. Цинский гарнизон в Лхасе был увеличен до 1500 человек. Подчинялся он только амбаням. Тибету было категорически запрещено вступать в контакт с Джунгарским ханством, которое доживало свои последние годы. Цинские амбани в Лхасе начали активную подготовку к предстоящей войне Цин с Джунгарским ханством. Панчен-ламу перевезли из Ташилунпо в Лхасу. Предполагалось, что если джунгарские войска двинутся в Тибет, то Далай-ламу и Панчен-ламу следовало увезти в Китай, в г. Тайнин. Вражда двух джунгарских ханов, Даваци и Амурсаны, позволила пинскому двору начать осуществлять свои планы уничтожения Джунгарского ханства. В период с 1754 по 1757 г. Джунгарское ханство было уничтожено Цин, семь десятых населения ханства было или истреблено, или погибло от эпидемий [Новая история Китая, 1972, с. 38]. В 1755 г. император Цянь-лун специальным письмом уведомил Далай-ламу и Панчен-ламу о разгроме ойратов и близком окончательном уничтожении Джунгарского ханства. В марте 1757г., когда пинский двор торжествовал свою победу над джунгарами, в возрасте 50 лет скончался Далай-лама VII. С включением Джунгарии в состав пинского Китая Тибет был лишен надежды на получение военной поддержки монголоязычно-го мира. В Лхасе находился цинский гарнизон и сидели амбани, через них Пекин следил за ситуацией в Тибете, в некоторых сферах управления контролировал положение в стране, правящая верхушка Тибета в разной мере зависела от пинского двора. Но следует подчеркнуть, что было бы неверно полагать Тибет провинцией Китая. В Тибете не было провинциальной китайской администрации, на него не распространялась типовая «вертикаль управления» цинским двором территорией Китая. Как и Монголия, эта территория располагалась за пределами собственно Китая. Теоретически, да и практически Далай-лама имел личные отношения с цин-скими императорами. Весь опыт участия Далай-лам — от четвертого до седьмого включительно — в политической жизни показывает, что их положение — не почетно-духовное и безусловно важное, а реальное, как правителей страны, — зависело от покровительства монголов и маньчжуров. Не Далай-ламы влияли на положение дел в Монголии и Джунгарии, а монголы и маньчжуры через Далай-лам, вынужденных оспаривать власть у местных тибетских аристократических семей, устанавливали свой контроль над Тибетом. Признание примата духовной власти над властью светской, над централизованной властью в целом сыграло в судьбах Тибета роковую роль.

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть I. История Тибета до XIX в.

БИЗНЕС (2009)1 Oxford University2 University of Leicester3 City University4 University of St. Andrews5 University of Warwick6 Imperial College London7 University of Exeter8 University of Bath9 Univers...

Первые упоминания о таинственном подземном народе появились в 1946 году. Американский ученый, писатель и журналист Ричард Шейвер рассказал читателям журнала "Удивительные истории", посвященного парано...

Итак, в тибетском обществе XIX в. можно выделить два класса: класс привилегированных и класс простолюдинов. Практически не существовало так называемого среднего класса. Внутри класса привилегированных...

Еще статьи из:: Полезная информация Тайны мира Мировая история