(1) Тот, кто намерен заняться как следует какой-нибудь экономией1, должен быть знаком с теми местами, с которыми он будет иметь дело, 10 быть способным по природе, трудолюбивым и честным по своей воле — при отсутствии хоть одного из этих условий он совершит много ошибок в том деле, которым занимается. Экономий существует четыре типа, если определять в общих чертах (так как остальные войдут сюда): царская, сатраповская, полисная, частная. (2) Из них очень крупной по масштабам и однородной2 является царская, 15 <очень крупной и сложной — сатраповская>3, многообразной и простой4 — полисная, очень скромной по масштабам и многообразной5 — частная. Между ними неизбежно есть много общего, но нам нужно рассмотреть то, что особенно характерно для каждого типа. Итак, во-первых, рассмотрим царскую. 20Возможность ее безгранична, но она имеет четыре вида: она связана с монетой, вывозом, ввозом, расходами. (3) Говоря о монете, я имею в виду, какую и когда {дорогую или дешевую}6 следует делать, 25 о вывозе и ввозе — когда и что, получив от сатрапов в качестве подати7, ему будет выгодно продавать8, о расходах — какие следует изъять и когда, и следует ли оплачивать монетой или вместо монеты товарами. (4) Во-вторых, рассмотрим сатраповскую. У нее шесть видов доходов {— от земли, от того, что дают личные владения на территории9, 30 от торговцев, от пошлин10, от скотоводства, от других источников}11. Из них первым и самым прочным является доход от земли, это тот, который одни называют налогом с урожая12, а другие — десятиной; вторым — доход с того, что дают личные владения13: 35 где золото, где серебро, где медь, а где то, что имеется в земле; 1346a третьим — доход от портовых пошлин14; четвертым — доход от пошлин за проезд и рыночных пошлин; пятым — от скотоводства, называемый доходом от скота15 и десятиной; шестым — доход от людей, называемый поголовным налогом16 и налогом на ремесленников17. 5 (5) В-третьих, рассмотрим полисную. Самым прочным ее доходом является доход от того, что дают рудники на ее территории18; затем — доход с портовых и транзитных пошлин19; затем — доход от пошлин с разных повседневных промыслов20. (6) В-четвертых, наконец, рассмотрим частную. Она является неоднородной21 потому, что целью ее хозяйства должно быть не что-нибудь одно, 10 а скромной по масштабам потому, что доходы и расходы ее незначительны. Ее самым прочным доходом является доход, получаемый от земли; вторым — доход от разных промыслов22; третьим — доход от денежных операций23. Но помимо доходов обратим внимание на то, что является общим для всех экономий 15 (к этому вопросу нельзя относиться несерьезно), а особенно важно для частной: расходы не должны превышать доходов.

(7) После этого, когда мы уже дали определения типов, следует подумать и о том, может ли та сатрапия, с которой мы будем иметь дело, или полис иметь все источники дохода, которые мы только что разобрали, или только основные из них; 20 <если может>24, следует их использовать; а затем подумать о том, какие доходы совсем не существуют, но могут появиться, или, небольшие в данное время, могут быть увеличены, или какие и в каком размере расходы данного времени могут быть изъяты без всякого ущерба для целого. 25 (8) Итак, об экономиях и условиях для занятия ими мы уже сказали. А все те способы, к которым прибегали некоторые люди прошлых времен для приобретения денег, <и>25 если они отличились каким-нибудь искусством в ведении дел, все это, что, по нашему мнению, заслуживает внимания, мы собрали здесь. И мы считаем эти рассказы небесполезными. 30 Может быть, что-нибудь из этого пригодится тебе в том, с чем ты сам будешь иметь дело.

II

(1) Коринфянин Кипсел26, дав обет Зевсу посвятить ему все имеющееся у коринфян, если получит власть над полисом, велел им представить опись имущества27; 1346b а когда они представили опись, он взял у каждого десятую часть и велел им зарабатывать28 с помощью оставшегося. По прошествии года он сделал то же самое, 5 и таким образом получилось так, что за десять лет и Зевс получил то, что он посвятил ему, и коринфяне снова приобрели себе столько же.

(2) Наксосец Лигдамид29, удалив приговоренных к изгнанию30, имущество31 их, так как никто не хотел покупать иначе как по низкой цене, продал самим изгнанникам; и все те их посвятительные дары32, 10 которые находились незаконченными33 в некоторых мастерских, стал продавать и изгнанникам и всякому желающему из посторонних, так чтобы на них могло быть надписано имя купившего.

(3a) Византийцы, когда им понадобились деньги, продали земельные участки, принадлежавшие государству34, плодородные — на определенный срок, а неплодородные — навечно; 15 так же поступили они и с участками членов тиасов и патрий35, а именно36 с теми, которые находились между участками земли, принадлежавшими частным лицам, потому что владельцы смежных с ними участков покупали их по высокой цене; а членам тиасов продали другие, принадлежавшие государству, земельные участки, прилегавшие к гимнасию или к агоре, или к гавани; они продали и рыночные места, на которых люди продавали что-нибудь; 20 и морское рыболовство; и продажу соли из солончаков; а зарабатывающих фокусников, предсказателей, торговцев снадобьями и прочих, тому подобных, < >37, а третью часть зарабатываемого установили уплачивать; право обмена монет они продали одному меняльному столу, 25 и никакому другому не разрешалось ни выдавать, ни принимать в обмен — в противном случае грозила конфискация38. — (b) По их закону не мог быть гражданином тот, чьи родители не оба были гражданами39, а когда им понадобились деньги, они постановили, что тот, у кого один из родителей гражданин40, может, внеся тридцать мин, быть гражданином. — 30 (c) Оказавшись в бедственном положении с хлебом и испытывая нужду в деньгах, они силой задержали корабли, шедшие с Понта41. Когда прошло некоторое время и торговцы стали возмущаться, они стали выплачивать им десять процентов, но постановили, чтобы покупающие что-нибудь платили, помимо цены, десятую часть42. — 1347a (d) Так как некоторые метеки ссудили деньги под залог недвижимого имущества43, тогда как не имели права владеть недвижимостью44, они постановили, что всякий желающий из них, внося третью часть ссуды, может быть действительным владельцем45 этой недвижимости.

(4a) Афинянин Гиппий46 объявил продажу выступов вторых этажей, нависающих над городскими улицами, 5 лестниц, изгородей и дверей, открывающихся на улицу; покупали это, следовательно, те, кому это принадлежало, и таким образом было собрано много денег. — (b) Ту монету, которая ходила у афинян, он объявил негодной и, установив стоимость ее, велел возвращать ему; а когда они были собраны47 для перечеканки, 10 он выдал то же серебро. — (c) Тем, кому предстояло быть триерархом48, филархом49, хорегом или нести какие-нибудь расходы по исполнению другой подобного рода литургии, он объявил, установив среднюю сумму, что всякий желающий может, уплатив ее, быть внесенным в список отбывших литургию. — 15 (d) Он велел приносить жрице Афины на Акрополе за каждого умершего хойник ячменя, столько же пшеницы и обол, и каждому, у кого родится ребенок, — то же самое.

(5) Афиняне, те, которые жили в Потидее, нуждаясь в деньгах на войну, 20 предписали всем представить опись своего имущества50, но не совокупного имущества каждому в свой дем, а в соответствии с местонахождением каждого имущества51, чтобы малосостоятельные могли предложить иную оценку52; а у кого имущества не было никакого, тем предписали оценивать самих себя в две мины. И вот на таком основании вносил требуемую сумму каждый53.

25 (6) Антиссеец Сосиполь54, поскольку полису понадобились деньги, — между тем как они обычно с блеском справляли Дионисии, во время которых делали, готовясь в течение года55, много расходов, особенно на дорогостоящих жертвенных животных, а тем временем праздник этот уже приближался, — убедил их дать обет Дионису, 30 что они вернут в будущем году вдвойне, а все это, собрав, продать. Таким образом, у них набралось немало денег для необходимого дела56.

(7) Лампсакцы, ожидая прибытия большого количества триер, приказали рыночным торговцам продавать медимн ячменя, стоивший четыре драхмы, за шесть драхм, 35хой оливкового масла, стоивший <три>57 драхмы, — за четыре драхмы и три обола, вино и все прочее — в такой же пропорции. Таким образом, прежнюю стоимость получал частный торговец, 1347b а дополнительную — полис и приобрел много денег58.

(8) Гераклейцы59, отправляя против правителей60 на Боспоре сорок кораблей, 5 но не имея достаточно денег, скупили у торговцев весь хлеб, оливковое масло, вино и прочее продовольствие, перенеся срок, в который они должны были уплатить им. Торговцам, конечно, было удобно не торговать в розницу, а продать свой товар оптом. Тогда, выдав жалованье за два месяца, они отправили вместе 10 с кораблями61 это продовольствие на транспортных судах <и>62 назначили человека, ведающего распределением63, на каждый корабль. А когда они прибыли на неприятельскую территорию, воины стали все покупать у них. <Таким образом>64 собрав сначала деньги, стратеги затем выдавали жалованье, и получилось так, что выдавались одни и те же деньги, 15 пока они не вернулись домой65.

(9) Лакедемоняне, когда самосцы попросили дать им денег для возвращения домой, вынесли решение, чтобы самим, их домашним66 и рабочему скоту не есть один день, а сколько каждый тратил на день, столько отдать самосцам67.

20 (10) Халкедоняне не могли распустить наемников, которых у них в полисе оказалось очень много, так как задолжали им жалованье. Тогда они объявили, чтобы граждане или метеки, имеющие право захвата68 против какого-нибудь полиса или частного лица, если желают захватить69, внесли свое имя в список70. Когда в список было внесено очень много имен, они стали под благовидным предлогом захватывать71 корабли, шедшие в Понт72. 25 Был установлен срок, в который им было назначено отчитаться. Когда было собрано очень много денег, от воинов они избавились, а вопросы о захватах разобрали в судебном порядке. Тем, у кого было захвачено несправедливо, 30 полис выплачивал из своих доходов.

(11) Кизикийцы после междоусобной борьбы, в результате которой победил народ, а богатые были схвачены, так как должны были воинам деньги, вынесли решение не казнить схваченных, а взяв с них деньги, отправить в изгнание.

35 (12) Хиосцы, имея закон регистрировать долги в государственном учреждении73, когда им понадобились деньги, вынесли решение о том, 1348a чтобы должники отдали полису самые долги, а полис выплачивал из своих доходов кредиторам проценты, пока не будет достигнуто прежнее благосостояние74.

5 (13a) Мавсол, правитель75 Карии, получив от царя76 письмо с требованием прислать подати77, собрал самых богатых в стране и сказал им, что царь требует прислать подати, а у него недостаточно средств. Специально подготовленные люди тотчас же заявили ему, сколько внесет каждый. Когда эти люди поступили так, более богатые, 10отчасти совестясь, отчасти страшась, пообещали намного больше, и внесли78. — (b) Когда ему в другой раз понадобились деньги, он, созвав народное собрание, сказал миласийцам, что этот город его, где он родился79, не имеет стен, а царь80 идет походом против него. Он повелел поэтому миласийцам, чтобы каждый внес как можно больше денег, 15 говоря, что они благодаря внесенному сейчас сохранят и остальное. Когда многие внесли деньги, он взял их себе, а стену, сказал он, бог в настоящее время не <позволяет>81 строить82.

(14a) Кондал, гипарх83 Мавсола, всякий раз, когда при объезде страны кто-нибудь подносил ему овцу, свинью или теленка, 20 записав84 имя давшего и время, велел, чтобы они, отведя их обратно домой, кормили до его возвращения. А когда время, по его мнению, было уже как раз подходящим, он, составив расчеты, требовал вернуть и само выращенное животное и доход от него85. — (b) Если части деревьев нависали над царскими дорогами или с деревьев что-нибудь падало на них, 25 он продавал на откуп < >86 доходы с них87. — (c) Если умирал какой-нибудь воин, он требовал за перевоз каждого через городские ворота88 драхму — таким образом, он получал от этого деньги, а вместе с тем военачальники не могли скрыть от него, когда умер воин. — (d) Видя, что ликийцы любят носить длинные волосы, 30 он объявил, что от царя89пришло письмо с требованием прислать волосы для париков90, поэтому Мавсолом ему приказано обстричь их. И вот он объявил, что если они готовы уплатить ему предписанный поголовный налог, то он пошлет за волосами в Элладу91, они с радостью уплатили то, что он требовал, и было собрано много денег у массы людей92.

35 (15a) Родосец Аристотель93, испытывая во время своего правления94 Фокеей затруднение с деньгами и видя, что фокейцы разделены на два лагеря95, 1348b вступил в тайные переговоры с одним лагерем, говоря, что другие предлагают ему деньги с тем, чтобы повернуть дела в их пользу96, однако сам он предпочитает получить у этих, допустив их к администрации полиса97. 5 Услышав это, присутствовавшие тотчас же, достав столько денег, сколько он требовал, дали ему. А он, в свою очередь, показал другим то, что он получил у этих. Те заявили, что и сами дадут не меньше. Получив у тех и других, он примирил их между собой98. — 10 (b) Заметив, что среди граждан ведется много крупных тяжб вследствие продолжительного перерыва в судопроизводстве99 из-за войны, созвав суд100, он объявил, что если кто не проведет свою тяжбу в то время, которое он отвел для этого, судебных разбирательств прежних жалоб уже не будет. И тогда <требуя>101 вносимый истцом в суд денежный взнос102, — тяжб было очень много, — взяв в свои руки разбирательство апелляционных жалоб вместе с судебными штрафами103 15 и получая деньги у обеих сторон, используя для этого противную сторону104, он собрал немало денег.

(16a) Клазоменцы, находясь в бедственном положении с хлебом105 и не имея достаточно денег, вынесли решение, чтобы те частные лица, у кого есть оливковое масло, дали его в ссуду полису под проценты, — 20 а олива родится на их земле в изобилии. Когда ссуда была дана, они, наняв суда, послали их в торговые порты; оттуда к ним пришел хлеб, а залогом послужила стоимость оливкового масла106. — (b) Задолжав воинам жалованье в размере двадцати талантов и не имея возможности уплатить, они выплачивали военачальникам проценты по четыре таланта в год. Так как они не могли сократить размеры основного капитала107 нисколько 25 и все время несли бесполезные расходы, они отчеканили железную монету, приравненную к серебру, в размере двадцати талантов, затем, давая самым богатым в полисе, каждому соответственно богатству108, взяли у них серебро в равном размере109. Таким образом, и частные лица имели возможность покупать ежедневно необходимое, и полис рассчитался со своим долгом. 30 После этого, разделяя каждый раз между ними из доходов те проценты, <которые>110 они выплачивали, они распределяли каждому пропорционально и принимали железные монеты111.

(17) Селибрийцы, ввиду того, что им понадобились деньги, — у них был закон, запрещавший вывоз хлеба, — и поскольку наступил голод112, 35 а у них имелся старый хлеб, вынесли решение, чтобы частные лица передали этот хлеб полису по установленной цене, оставляя каждый для себя годовой запас; 1349a после этого они разрешили вывоз всякому желающему, по цене, которая, по их мнению, была им выгодна113.

(18) Абидосцы, ввиду того, что из-за волнений114 земля их осталась невозделанной, а метеки не хотели предоставить115 им ничего из-за того, 5 что они и без того были должны метекам, вынесли решение о том, что те, кто предоставит ссуду земледельцам, для того чтобы они могли обрабатывать землю, первыми получат ее обратно от урожая, а остальные получат из того, что будет оставаться116.

(19) Эфесцы, ввиду того, что им понадобились деньги, издали закон, 10 по которому женщинам запрещалось носить золотые украшения и предписывалось все имевшиеся у них в данное время отдать взаймы полису; кроме того, установив за храмовые колонны определенную плату, разрешали надписывать на них имя уплатившего как посвятившего117.

15 (20a) Сиракузянин Дионисий118, желая собрать денег, созвал народное собрание и сказал, что он видел Деметру и она велела снести все украшения женщин в храм, что сам он уже сделал это с украшениями женщин своего дома, и требовал того же от остальных, чтобы не было никакой причины для гнева со стороны богини, а тот, 20 кто не сделает этого, сказал он, будет повинен в святотатстве. Когда все принесли то, что у них было, из страха перед богиней и перед ним, он, принеся эти украшения в жертву богине, забрал их себе как бы взяв взаймы у богини. Когда прошло некоторое время и женщины опять стали носить их, он приказал, чтобы женщины, желающие носить золотые украшения, жертвовали в храм какую-то установленную сумму119. — 25 (b) Собираясь строить триеры, он знал, что ему понадобятся деньги. И вот, созвав народное собрание, он сказал, что ему предается один город, на что ему нужны деньги, и просил, чтобы граждане дали ему по два статера каждый. И они дали. Через два-три дня он, как будто просчитавшись в этом деле, с благодарностью вернул каждому то, что они дали. Таким поступком он расположил к себе граждан. 30 В другой раз они, думая, что получат обратно, опять дали денег — а он, получив их, употребил на постройку кораблей120. — (c) Не имея достаточно серебра, он отчеканил монету из олова и, созвав народное собрание, много говорил в защиту этой отчеканенной монеты, 35 а они вынесли решение, хотя и против своей воли, чтобы каждый, какую бы он ни получал, считал ее серебряной, а не оловянной121. — (d) Когда в другой раз ему понадобились деньги, 1349b он потребовал, чтобы граждане дали ему их, а они заявили, что у них нет. Тогда он, выставив свои вещи, стал продавать их, как бы делая это несомненно из-за затруднительного положения. Когда сиракузяне покупали их, он записывал122, 5 чтокаждый из них покупал. А после того как они уплатили всю стоимость, он приказал, чтобы каждый вернул ту вещь, которую купил121. — (e) Так как граждане из-за налогов123перестали разводить скот, он заявил, что ему достаточно того, что есть124, поэтому тот, кто приобретет теперь какой-нибудь скот, будет свободен от обложения125. Когда многие вскоре приобрели много скота, думая, 10 что они будут свободны от обложения, он, как только, по его мнению, настало подходящее время, велел произвести оценку и обложил налогом126. Тогда граждане, возмущенные таким обманом, стали закалывать скот и продавать. Как бы в ответ на это он приказал закалывать столько, сколько нужно на день, а они, в свою очередь, стали приносить скот в жертву, а он запретил приносить в жертву самок121. — (f) Когда ему еще раз понадобились деньги, он приказал представить ему опись всех сиротских состояний127. 15 После того как другие лица представили опись имущества сирот, он распоряжался им до тех пор, пока каждый из сирот не достигал соответствующего возраста121. — (g) Захватив Регий128, он созвал народное собрание и сказал, что в рабство они были бы обращены129 им по справедливости, 20 однако, если он получит с них деньги, потраченные им на войну, и по три мины за каждого человека, он отпустит их. Регийцы извлекли все, что у них было когда бы то ни было запрятано, малосостоятельные взяли взаймы у более состоятельных и иноземцев, 25 и они внесли ту сумму, которую он потребовал. Получив с них ее, он, тем не менее, и продал их всех и забрал те вещи, которые, запрятанные в то время, были извлечены. — (h) Взяв у граждан взаймы денег с условием возвратить130, он, когда они стали требовать их у него, приказал, чтобы каждый принес к нему все имеющееся серебро — 30 в противном случае им угрожала смертная кара. Когда серебро было принесено, он отчеканил его и выдал, приравняв одну драхму к двум; так он и прежний долг <вернул и то, что после>131 они принесли к нему132. — (i) Отправившись на ста кораблях в Тиррению133, он захватил из храма Левкотеи много золота и серебра и немало других украшений. 35 Узнав, что и у моряков есть много, 1350a он сделал распоряжение, чтобы половину того, что есть у каждого, они передали ему, а другую половину захвативший оставил себе, — не передавшему угрожала смертная кара. Моряки, полагая, что, передав половину, они будут иметь оставшееся, без опасения передали ему; 5 а когда он получил это, то приказал еще раз передать ему половину.

(21a) Мендяне134 свои поступления от портов и прочих налогов135 {использовали}136 на управление полиса, а налогов137 с земли и домов не взимали, но записывали имена тех, в чьем распоряжении они находились138. 10 Когда им нужны бывали деньги, они отдавали, <как>139 должники. Таким образом, они получали выгоду, пользуясь тем временем этими деньгами без процентов. — (b) Ведя войну с олинфянами и нуждаясь в деньгах, они, поскольку у них были рабы140, вынесли решение о том, чтобы каждый, оставив себе по одному женского пола и мужского пола, всех остальных продал для полиса141, 15 †так чтобы частные лица дали из этих денег взаймы†142.

(22) <Афинянин>143 Каллистрат144, в то время как в Македонии портовые пошлины продавались на откуп145 обычно за двадцать талантов, нашел средство удвоить эту сумму. Дело в том, что он, заметив, как их постоянно покупают люди побогаче из-за необходимости представлять поручителями за двадцать талантов лиц с одним талантом146, 20 объявил о том, что покупать может всякий желающий, представив поручителей за третью часть, кроме того, в таком размере, за который каждый сумеет убедить147.

(23a) Афинянин Тимофей148, ведя войну с олинфянами и испытывая недостаток в серебре, отчеканил медь и стал выдавать ее воинам. 25 Когда воины стали возмущаться, он сказал им, что купцы149 и рыночные торговцы150 будут продавать все без всяких изменений. А купцам он объявил, что если кто-нибудь из них возьмет медь, то может на нее же покупать все и из местных товаров и из захватываемой добычи. Ту медь, которая останется у них, они могут приносить к нему и получать серебро. — 30 (b) Ведя войну у Керкиры151 и находясь в денежном затруднении, и так как воины требовали выдачи жалованья, отказывались повиноваться ему и говорили, что переходят к противнику, он, созвав сходку, сказал, что ему не могут доставить серебро из-за непогоды, 35 а на самом деле152 он располагает такими большими средствами, что те продовольственные153, которые он выдал вперед на три месяца, он дарит им; 1350b и они, подумав, что едва ли Тимофей подарил бы им столько денег, если бы в самом деле не ожидал этих денег, успокоились относительно жалованья, пока тот не устроил то, что хотел. — (c) Во время осады Самоса154 5 он продавал плоды155 и то, что было на полях, самим самосцам, так что приобрел много денег для жалованья воинам. — (d) Так как в лагере был недостаток в продовольствии из-за прибывающих156, он запретил продавать молотый хлеб мерой меньше, чем медимн, 10 и что бы то ни было из жидких продуктов — меньше, чем метрет. Таким образом, таксиархи и лохаги, покупая оптом, распределяли между воинами, а прибывающие привозили продовольствие с собой, но когда они уезжали, то, если у них оставалось что-нибудь, они продавали. Благодаря этому получилось так, что у воинов было 15 много продовольствия157.

(24a) Перс Датам158, содержа воинов, то, что нужно было на каждый день, мог доставлять им с неприятельской территории, но, не имея возможности выдавать деньги, тогда как у него требовали их, так как прошло много времени159, как он был должен, прибегает к такой уловке. Созвав сходку, он сказал, что у него нет недостатка в деньгах,20 но они у него находятся в одном месте, которое он и назвал, и, снявшись с лагеря, двинулся туда. Затем, когда было близко до этого места, он вышел вперед и, придя туда, захватил из бывших там храмов все серебряные сосуды160, которые в них были. Затем, навьючив ими своих мулов, так, чтобы серебряные сосуды были заметны, он двинулся будто с серебром. 25 А воины, увидев это и сочтя, что то, что везут, все — серебро, поверили без сомнений, что получат жалованье. Но он сказал им, что его нужно отчеканить в Амисе, — а до Амиса было много дней, при этом холодного, пути. 30 Конечно, за это время он использовал войско, выдавая только продовольствие161. — (b) Ремесленников162 в войске он имел сам, и мелких торговцев, занимавшихся всяческой меновой торговлей163, — другому никому нельзя было заниматься ничем этим.

(25a) Афинянин Хабрий164 советовал египетскому царю Таосу165, собиравшемуся выступить в поход и нуждавшемуся в деньгах, объявить жрецам, 35 что необходимо из-за расходов закрыть некоторые храмы и распустить большую часть жрецов. Услышав об этом, жрецы, 1351a так как все они хотели, чтобы их храм оставался у них, и каждый хотел оставаться жрецом, дали денег. После того как он получил у всех, тот посоветовал ему предписать им, чтобы они производили на храм и на себя десятую часть тех расходов, 5 которые они производили раньше, а остальное дали ему взаймы до тех пор, когда окончится его война с царем166; и чтобы он приказал всем внести плату167 с каждого дома, установив надлежащую сумму, точно так же и с каждого человека168; чтобы за продаваемый хлеб продающий и покупающий, не считая цены, давали по оболу с артабы; 10 и чтобы с кораблей, а также с мастерских и предприятий, приносящих169 какой-нибудь доход, он приказал вносить десятую часть дохода. — (b) Когда он уже собрался выступить в поход из своей страны, тот170 посоветовал ему, чтобы он приказал каждому, у кого есть сколько-нибудь неотчеканенного серебра или золота, сдавать ему; 15 после того как большинство сдали, тот посоветовал ему использовать это самому, а заимодавцев отослать к номархам для возвращения им долга в счет налогов171.

(26) Афинянин Ификрат172, ввиду того, что Котис набрал воинов, помог ему достать денег таким путем: 20 он посоветовал ему предписать своим подвластным людям каждому засеять для него земли с расчетом получить по три медимна173. Когда это было сделано, собрано было большое количество хлеба. Таким образом, свезя в торговые порты, он продал его и приобрел много денег174.

(27) Фракиец Котис175 пытался взять взаймы у перинфян денег для {того, чтобы набрать}176 воинов, 25 а перинфяне не дали ему. Тогда он попросил, чтобы они дали, по крайней мере, людей из своих граждан для несения гарнизонной службы в некоторых местностях177, чтобы он смог использовать несущих там в настоящее время гарнизонную службу воинов. Они быстро исполнили это, надеясь стать хозяевами этих мест. 30 А Котис, посадив посланных под стражу, предложил перинфянам получить их обратно, послав те деньги, которые он пытался взять у них взаймы174.

(28) Родосец Ментор178, схватив Гермия179 и завладев подвластными ему землями180, 35 управителей181, назначенных Гермием, оставил на местах. После того как все они почувствовали себя в безопасности и стали держать при себе все, что у них было упрятано или тайно вывезено182, он, схватив их, забрал все, что у них было183.

1351b (29a) Родосец Мемнон184, когда он овладел Лампсаком и ему понадобились деньги, назначил самым богатым из них внести какую-то большую сумму серебра, а получат они обратно от других граждан, сказал он. Когда другие граждане внесли эту сумму, 5 он велел и ее дать ему взаймы, установив †срок†185, в который он вернет им обратно186. — (b) Когда ему еще раз понадобились деньги, он потребовал, чтобы они дали ему их, а получат обратно из налогов на доходы187. Они дали в надежде скоро получить обратно. Когда наступило время уплаты налогов на доходы188, 10 он заявил, что †в настоящее время†189 ему нужны и эти деньги, а им он вернет позднее с процентами. — (c) Находившимся у него на военной службе он не выдавал продовольственных190 и жалованья за шесть дней в году, ссылаясь на то, что в эти дни у них нет никакой охранной службы, ни походов, ни расходов, 15 имея в виду исключаемые из календаря дни191. — (d) Прежде выдавая воинам продовольственные192 второго числа каждого месяца193, однажды он в первый месяц194 пропустил три дня, в следующий — пять, и продолжал таким образом до тех пор, дока не дошел до тридцатого числа.

(30a) Ореец Харидем195, владевший некоторыми местностями196 Эолиды, 20 ввиду того, что Артабаз197 шел на него походом, нуждался в деньгах на воинов. Сначала они давали ему их, а потом сказали, что у них больше нет. Тогда Харидем в той местности, которую считал наиболее зажиточной, велел {и}198 отослать, если у кого есть деньги или какие-нибудь другие ценные вещи, в другое место, а охрану для сопровождения он даст. 25 Вместе с тем, он и сам для видимости делал то же. Люди послушались его, и он, проведя их на небольшое расстояние от города199, проверил то, что у них было, и забрал столько, сколько ему было нужно, а их отвел обратно в свое место200. — (b) Сделав объявление в подвластных ему полисах о том, 30 что никому нельзя держать в доме никакого оружия, в противном случае угрожал штраф, размеры которого он назначил в объявлении, он оставил его без внимания и нисколько не заботился о приведении его в исполнение201. Люди, думая, что он сделал это объявление просто так202, продолжали держать у себя то, что каждый уже имел. А он, внезапно произведя обыск в домах, взыскивал установленный штраф с тех, 35 у кого находил какое-нибудь оружие203.

(31) Некий македонянин Филоксен204, когда он был сатрапом Карии и ему понадобились деньги, стал говорить, что он намерен справлять Дионисии, 1352a назначил самых зажиточных карийцев хорегами и предписал им, что они должны подготовить. Видя, что они недовольны, он, подсылая людей, стал выведывать, что они готовы дать, чтобы избавиться от этой литургии. Они сказали, что дадут гораздо больше, 5 чем думали потратить, за то, чтобы избавиться от хлопот и не отрываться от своих дел. Получив с них то, что они дали, он внес в список других, так до тех пор пока не получил сверх того, что205 хотел, и даже больше, †от каждой† литургии206.

(32) Сириец Эвес207, когда он был сатрапом Египта, узнав, что номархи собираются отложиться208 от него, 10 созвал их в царский дворец и повесил всех, а родственникам их велел говорить, что они находятся под арестом. Тогда все родственники стали хлопотать каждый за своего и выкупать за деньги арестованных. А он, договорившись по поводу каждого и получив обещанную сумму, 15 выдал каждому мертвое тело.

(33a) Александриец Клеомен209, будучи сатрапом Египта, когда возник голод, в других местах сильный, в Египте умеренный, запретил210 вывоз хлеба. Так как номархи заявляли, что нельзя будет внести платежей211 из-за запрета вывозить хлеб, 20 вывоз он разрешил, но обложил хлеб большой пошлиной212, таким образом и ему удалось получать, — если не <те же платежи от номархов, то от хлеба,>213 вывозимого в небольшом количестве, — большую пошлину212, и у них {номархов}214 не было уже оснований для отговорок215. — (b) Когда он переплывал тот ном, божеством которого является крокодил, 25 был похищен один из его рабов216. Тогда он, созвав жрецов, заявил, что, подвергшись нападению первым, он намерен покарать217 крокодилов, и дал предписание охотиться на них. Жрецы, чтобы божество их не подвергалось оскорблению218, собрав сколько смогли золота, отдали ему, и тогда он отступился219. — (c) Когда 30 царь Александр поручил ему заселить220 город около Фароса221, а торговый порт, находившийся прежде в Канобе, сделать там, он, прибыв в Каноб, заявил жрецам и тем, кто владел там имуществом222, что явился с тем, чтобы переселить их. Жрецы и жители223, внеся деньги, 35 отдали ему, чтобы он оставил торговый порт у них на месте. Получив их, он тогда уехал, но потом, вернувшись, когда у него уже было готово все, 1352b что касалось устроения, стал требовать у них денег в чрезмерном размере: эта сумма, по его словам, составляет для него разницу в том, чтобы торговый порт был здесь, а не там224. Так как они сказали, что едва ли смогут дать, он переселил их. — 5 (d) Послав одного человека за товарами и узнав, что тому удалось купить их по низкой цене, а ему он собирается отчитываться как за купленные по высокой цене, он стал говорить близким этого закупщика, что он слышал, будто тот закупил товары по слишком высоким ценам. Но он еще посмотрит225! При этом он с притворным гневом поносил его глупость. 10 Слыша это, они сказали, что ему не следует верить тем, кто наговаривает на того, пока тот не вернется и не представит ему отчета. Когда закупщик приехал, они передали ему то, что слышали от Клеомена. Тот и перед ними желая показать себя, и перед Клеоменом, указал те цены, по которым сделал закупку. — 15 (e) Когда хлеб в стране продавался по десяти драхм, он созвал поставщиков226 и спросил их, как они желают поставлять227 ему; они ответили, что за меньшую цену, чем продавали купцам. Тогда он велел купцам228 передать229 ему за столько, за сколько они продавали другим, а сам, установив цену на хлеб в тридцать две драхмы, так и продавал. — 20 (f) Созвав жрецов, он заявил, что в стране делаются большие расходы на храмы, поэтому необходимо закрыть некоторые храмы и распустить большую часть жрецов. Тогда жрецы, каждый лично и все сообща, отдали храмовые деньги, так как думали, что он действительно собирается сделать это, 25 а каждый хотел, чтобы и храм его оставался у них, и сам он оставался жрецом.

(34a) Родосец Антимен230, воин с отличием, когда Александр был уже у Вавилона, добыл денег таким образом231. В Вавилонии существовал древний закон вносить десятину за ввозимое, но никто его не соблюдал, и он, выждав время, когда должны были прибыть все сатрапы, немало воинов, послы, актеры232 30 †, которые были приглашены и привозили с собой других,†233 люди, находившиеся в отъезде по личным делам, и везлось много даров, стал взимать десятину согласно этому установленному закону234. — (b) В другой раз пытаясь добыть денег235, тех рабов236, которые находились в лагере, 35 он предложил всякому желающему регистрировать237 с любой оценкой, а налог †выплачивать†238 по восьми драхм в год, и если раб убежит, 1353a то будет возвращена та сумма, в которую он оценил его при регистрации. Таким образом, так как было зарегистрировано много рабов, получилось немало денег. А если раб убегал какой-нибудь, он приказывал сатрапу той <местности>239, в которой находится лагерь, возвращать его обратно <или>240 уплатить хозяину сумму его оценки.

5 (35) Олинфянин Офел241 назначил управителя242 в Атрибитском номе; тогда номархи243 из этого места, обратившись к нему, заявили, что они готовы вносить гораздо больше платежей244, но просили его отстранить назначенного теперь управителя; он спросил их, смогут ли они выполнять то, 10 что обещают, они ответили утвердительно, и тогда управителя он оставил на месте, а платежи245 велел вносить такие, какие назначили246 они сами. Таким образом, казалось, что он ни того, кого назначил, не унизил, ни тем не назначил платежей больше, чем установили они сами, а сам стал получать денег во много раз больше247.

15 (36) Афинянин Пифокл248 посоветовал афинянам, чтобы свинец из Лаврийских рудников полис принимал от частных лиц, как его и продавали, за две драхмы, а затем установить цену в шесть драхм и так продавать.

(37) Хабрий249: ввиду того, что был набран экипаж на сто двадцать кораблей, 20 тогда как Таосу250 нужно было только шестьдесят, он посоветовал ему предписать тем с шестидесяти кораблей, которые оставались, снабдить продовольствием на два месяца отплывающих или плыть самим. Они, желая оставаться при своих делах, дали то, что он предписал251.

(38) Антимен252: он приказывал сатрапам пополнять, по закону страны, 25 хранилища, расположенные по царским дорогам; а когда проходило войско или другое большое количество людей253 без царя, он, послав кого-нибудь от себя, продавал то, что находилось в хранилищах.

1353b (39) Клеомен254: несмотря на то, что приближалось новолуние255 и нужно было выдать воинам продовольственные256, он умышленно отплыл, а приплыв с приближением полнолуния257, роздал продовольственные, затем он пропустил выдачу в начале следующего месяца258, 5 перенеся его на новолуние255. Таким образом, воины, благодаря тому что получили продовольственные недавно, были спокойны, а он, с помощью внесения путаницы пропустив259 один месяц в году, †выгадывал жалованье всегда на месяц†260.

(40) †Стабельбий261 мисийским воинам жалованье… созвав†262, сказал, что в рядовых воинах у него нет никакой надобности, а только в предводителях, 10 <но>263 когда ему нужны будут воины, он, дав каждому из них денег, пошлет набирать наемников, и то жалованье, которое нужно отдать им, он с большим удовольствием будет отдавать предводителям. Поэтому он велел им, чтобы каждый отсылал из страны набранных им воинов. Предводители, полагая, что им будет нажива, 15 отослали воинов, как он и предписал. Через некоторое время он созвал их и сказал, что ни флейтист без хора, ни предводители без рядовых ни к чему. Таким образом, он велел им удалиться из страны.

20 (41) Дионисий264: он, обходя храмы, если видел стоявший там265 стол, золотой или серебряный, повелев налить вина в честь доброго божества, велел уносить его, а у всех статуй, протягивающих чашу, сказав, что принимает, велел забирать ее, и (гиматии)266 из золота (и венки)266 снимал со статуй, говоря, что сам он даст полегче и благоуханнее; затем надевал на них гиматии из белой ткани, а венки — из белого тополя.

Сколько жизней отпущено человеку? В каком обличье мы после физической смерти возвращаемся (если возвращаемся) на нашу Землю? И, наконец, насколько возможно, узнав о том, кем вы были в прошлой жизни и ...

Замок Эдо, также известный под названием Замок Тьйода, является равнинным замком, который был построен в 1457 году Ота Доканом (Ota Dokan) в районе, который известен в современном Токио, как Тьйода, и...

Один старик, очевидно под пытками, поведал европейцам, покорившим колумбийских индейцев-чибча, историю о «золотом человеке». Это направило захватчиков на восток. Так было положено начало многовековым ...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история