В IV в. в Римской империи появляется  секта  МАНИХЕЕВ,  основанная  надуалистическом мировоззрении  и  близкая  к  гностический  учениям,  которая приобретет особое значение в последующие века.     Название   этой   секты   происходит   от   имени   ее   основателя   -полулегендарного Мани (ок.21б - 276). Он родился в  Ктесифоне  (Персия),  всельце  сектантов-"крестильников",  примыкавших   к   гностическим   общинаммандеев. В силу этого Мани  рано  познакомился  с  эзотерическими  учениями.Какое-то время он был христианским пресвитером.     Черная   понемногу   из   разных   источников,   он   выработал    своюхристианско-гностическую   доктрину   и   под   именем   Параклеита    началпроповедовать новое учение при дворе персидского царя Шапура  I.  Со  своимипроповедями он обошел многие города и страны, добрался  до  границ  Индии  иКитая, где познакомился с даосами и буддийскими монахами. Именно в это времяон угодил в рабство, откуда его выкупила богатая вдова. Этот факт  биографии(возможно, вымышленный) так подействовал на воображение его  последователей,что они прозвали своего  пророка  "сыном  вдовы",  а  вскоре  так  же  сталиназываться и сами сектанты. На какое-то время Мани совершенно  исчез  из  ихполя зрения, удалившись в пещеру, где питался одной травой.     В конце царствования Шапура I Мани вновь возвратился в  Персию,  где  вмарте 276 г. был распят по наущению местных магов. Последний факт  биографиипринес мятежному проповеднику ореол мученичества.     Мани приписывают несколько религиозных трактатов, из которых наибольшейпопулярностью у манихеев пользовались "Книга гигантов"  и  "Шахнуракано",  вкоторых он изложил свои космогонические представления.     Учение Мани пессимистично, т. к.  излагает  идею  об  из-начальности  инепреоборимости зла, которое является началом  столь  же  самостоятельным  иисконным, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом  и  духом,Мани, однако, не считал  тьму  или  материю  следствием  угасания  света;  вманихействе царство тьмы как  равное  противостоит  царству  света.  Мироваяистория - борьба света  и  тьмы,  добра  и  зла,  Бога  и  дьявола.  Человекдвойственен: творение дьявола, он  сотворен  все  же  по  образцу  небесного"светлого первочеловека". Евангельский Христос  был  лже-Христом.  НастоящийХристос не воплощался и не сочетал в себе естеств  Бога  и  человека.  ПослеХриста был прислан Мани  -  параклет  (утешитель)  -  главный  из  посланцевЦарства Света.     Основополагающее принципы манихейства: защита души от  всякой  телеснойскверны, самоотречение и воздержание, постепенное преодоление пут материи  иокончательное освобождение заключенной  в  человеке  Божественной  сущности.Здесь Мани вплотную приблизился к индобуддист-ским представлениям о конечномслиянии освобожденной души с Абсолютом. Столь же  сходны  с  буддистскими  иналагаемые на манихеев запреты: мясо, вино, чувственные  удовольствия  и  т.п..     Последователи  Мани  делились  на   два   резко   разделенных   класса:"избранных" и "слушателей". Последние только обязывались  воздерживаться  отидолопоклонства,  лжи,  волхвования  и  пролития  крови,  тогда  как   жизнь"избранных" была опутана бесчисленными табу. Община "избранных" строилась напринципе  пятиступенчатой  иерархической  пирамиды.  На  вершине  находились"учители кротости", затем шли "сыны видения" -  епископы,  "сыны  разума"  -пресвитеры, "сыны тайны" и аудиторы. Августин  называет  12  учителей  и  72епископа, остальных "избранных" было также не очень много.     Культ маыихеев отличался строгостью, простотой и состоял  из  молитв  ипеснопений.  Это  обстоятельство  облегчало  тайное  распространение  учениясекты. Основная мистерия "сынов вдовы" посвящалась распятому  вероучителю  иприходилась на март.  Позднее,  под  влиянием  христианства,  манихеи  сталисправлять обряды, похожие на крещение и причащение, что еще более помогло имприспособиться к обрядам официальной церкви.     Сектанты, спаянные строгой дисциплиной и тайными  ритуалами,  выступалипод  знаменами  изначального   христианства,   которое   будто   бы   хотеливосстановить во всей его чистоте. Но римская церковь сразу же ополчилась  насектантов, пришедших из Персии.  Кодекс,  принятый  при  римском  императореФеодосии I (379 - 395), наполнен многочисленными законами, против  манихеев,которых преследовали по всей империи. В конце  IV  в.  манихеи  появились  вИспании и на севере Африки. Мать византийского императора Анастасия I (491 -518) покровительствовала сектантам. В этот период  манихеи  распространилисьпо всей Византии, но  последовавшие  вскоре  гонения  заставили  их  уйти  вподполье.     Переменив название, место и  эмблематический  язык,  секта  манихеев  вдальнейшем распространилась по Болгарии (богомилы),  Ломбардии  (патерийцы),Франции (катары, альбигойцы и пр.), соединилась с сарацинами,  открыто  велавойну с императором, и последователи ее погибали тысячами в сражениях  и  накостре. От ее столетнего ствола произошла так  называемая  ересь  Гуситов  иВиклифитов, проложивших путь протестантству.     Действительно, в мрачные  Средние  века  возникли  бесчисленные  секты,связанные общим договором, существование которых  только  тогда  становилосьочевидным, когда зловещий свет горящего костра запылает в темноте, в которойони скрываются. Священный язык манихеизма был очень известен  и  основан  насогласии голосов и идей, называющемся в пифагорейской фразеологии "гармониейсфер", фразеологии, устанавливающей связь  между  мистическими  степенями  иэмблематическими сферами посредством условных выражений и образов. Известно,что альбигойцы и патерийцы узнавали друг друга  посредством  знаков.  Одинпровансальский патериец, бежавший в  Италию  в  1240  г.,  повсюду  встречалдружеский прием, обнаруживая себя  братьям  посредством  условных  фраз.  Онповсюду находил секту прекрасно организованной,  с  церквами,  епископами  исамыми деятельными проповедниками, которые  наводняли  Францию,  Германию  иАнглию.  Манихейский  язык,  кроме  того,  был   аскетический,   любящий   ихристианский;  но  неофит,  вступивший  в  секту,  увлекался  за  пределы  ипостепенно отчуждался от папской церкви.     Таинства имели в виду  главные  цели  -  руководить  неофитом,  сначаланечувствительно изменяя его прежние мнения и наклонности, а потом постепеннообучая его условному языку, который, будучи сложен и разнообразен,  требовалмного времени на изучение. Но не все допускались  до  высших  степеней.  Те,которые "возвращались назад"  или  не  могли  отказаться  от  прежних  идей,оставались всегда в церкви и не были вводимы в святилище. Это  были  простыехристиане и искренние  слушатели,  которые,  из  усердия  к  реформе,  частоподвергались смерти. Но не возвращавшиеся назад посвящались во все таинства,которые необходимо было знать самым верным членам секты.     Разрушение Рима и основание небесного Иерусалима, о которых говорится вАпокалипсисе, были главною целью стремлений секты.

Нейробиологи считают эту цифру неким эквивалентом максимального объема «оперативной памяти» мозга Ученые из Института нелинейной науки в Калифорнии (BioCircuits Institute at the University of Californ...

В XIX веке в Колумбии при археологических раскопках было найдено несколько десятков золотых фигурок непонятной формы. Фигурки были переданы в музей при Государственном банке Колумбии, в котором и выст...

XX. Прибыв к местности Тумар, где запершись и ничего не предпринимая, находились враги, римляне разбили свой лагерь недалеко от них в крайне неудобном месте, где нельзя было добыть ни воды (разве что ...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история Полезная информация Бизнес идеи