Гностицизм (от греч. - познавательный) - это религиозно-философское течение, возникшее в I - II вв. Гностицизм явился формой связи новой христианской религии с мифологией и философией эллинизма. Важным аспектом гностического восприятия человека было представление о том, что он состоит из тела, души и духа. Первые два компонента исходят отвысших сил, которые наделили человека своими свойствами. Дух (пневма)исходит от божества - это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск, становится избранным, неподвластным действию космических сил,управляющих миром. Совокупность идей о непознаваемом Боге и мире, созданном не благимБогом, а низшими силами, о Логосе как посреднике между божеством и миром, очеловеке, который должен пробудить в себе истинное знание о Боге и благодаряэтому знанию (по-гречески "гносис") соединиться с божеством, христианскиеписатели называли гностическими идеями. Гностические идеи проявлялись в разных сектах (например, в палестинскихи сирийских сектах последователей Иоанна Крестителя). Эти секты, группы и философско-религиозные школы не были связаны между собой и часто враждовали друг с другом. Основным отличием новозаветного христианства от гностических ученийбыло неприятие им самого понятия гносиса (мистического слияния с божеством),которым гностики заменяли веру в Бога. Христианские богословы называют несколько проповедников, которыепервыми внесли гностические идеи в христианство. К таким первым проповедникам принадлежит СИМОН ВОЛХВ. По всей вероятности, он не был христианином, а принадлежал к какой-то неизвестнойнам сирийско-самаритянской религиозной секте. Про него рассказывали, что онвсюду возил с собой проститутку по имени Елена, которую называл "живымвоплощением Божественной Мысли". Суть учения симониан сводилась к тому, что в основе мира лежит единаяСила, которая проявляет себя как Разум. Разум создает стоящую ниже себяМысль. Мысль обладает творческой способностью, она порождает ангелов и силы,создавшие мир. В процессе создания мира Мысль потеряла контроль над своимитворениями, она находится в плену у них в. "нижнем" мире, мире зла.Необходимо освободить Мысль из этого плена. В учении симониан абстрактные рассуждения, таким образом, переплеталисьс магией и мистическими представлениями о воплощении божества. Одним из наиболее известных гностиков П.в. был ВАЛЕНТИН. Родился он в Египте, начал свою деятельность в Александрии. Около середины II в. (между130 и 1б0 гг.) учил в Риме. Римская христианская община не приняла учения Валентина, йо в Египте, Малой Азии, некоторых городах Италии у него былонемало сторонников. Согласно учению Валентина, абсолютное божество - "неизвестный отец"создал Разум. Затем появляются различные "зоны" (извечные сущности,порожденные божеством). Совокупность эонов образует духовную полноту,единство бытия - плерому ("полноту"). Зоны не знают истинного отца, поэтомупри сотворении мира была совершена ошибка. Зоны, а затем различные силы ивласти, находящиеся уже вне плеромы, возникают попарно (каждая пара рождаетследующую). В мире существует резкое разделение на противоположные пары:так, правым архонтом (властью) Валентин называл непосредственного Создателямира, а левым - Сатану (образ, заимствованный им из иудейских и христианскихпредставлений). Христос (одна из сущностей в этом мистическом процессеразделения единого Бога) открыл людям возможность гносиса, т. е. духовногодостижения плеромы. Гносис - индивидуальное откровение - и есть спасение, ноэто спасение может быть только духовным. Все эти оторванные от конкретной реальности построения были выражениемощущения абсурдности реального мира, стремлением создать картину мироздания,полностью исключенную из действительной жизни, замкнутую в самой себе. Для валентинианов, как и для других гностиков, Иисус был лишенчеловеческой сущности. В начале И в. в-Александрии возникла секта ВАСИЛИДИАН. Основателем еебыл философ-гностик Василид, родом из Сирии, живший в Антиохии, Александрии,Персии. Василид принял 365 эонов, или циклов творения, называемыхпо-гречески "абраксакс", потому что буквы в этом слове, взятые какчислительные знаки, дают в произведении число 365. Под словом "абраксакс" вболее глубоком смысле подразумевался верховный Бог. По учению Василида, истинное благо для всех существ придет толькотогда, когда каждое будет знать только самого себя и свою сферу. Василидбезразлично относился к такому острому для христиан вопросу, какотступничество при гонениях. Нет никакого смысла в мученичестве и борьбе,утверждал он. Отречется внешне человек от своей веры или нет, от этогоничего не изменится; значение имеет только его внутреннее состояние, еговнутреннее прозрение божества. Как и Симон Волхв, Василид не гнушался колдовством и "цирковымиэффектами", что ничуть не мешало ему развивать полярную доктрину гностиков.Вслед за древнеиран-ским пророком Зороастром он учил, что материю -ередоточие зла - истребит очистительное пламя, а люди духа, достигнувсовершенной зрелости, возвратятся к своему первобытному естеству ивознесутся в блаженные сферы "полноты разума". Отсюда и герметическийпринцип: "В огне обновляется природа". По иронии судьбы инквизициявпоследствии возжгла костры для очищения еретических душ, а не радиобновления материи. От секты василидиан отпочковались ОФИТЫ, назвавшие себя по имени змея,искусившего человеческую праматерь и даровавшего людям плод познания. Этимбыл сделан существенный вклад в фундамент сатанинского храма. Дело офитов с успехом продолжили КАНАНИТЫ, провозгласившие Каина,убившего брата Авеля (символ слепой веры, по их воззрениям), первымгностиком, наказанным Богом Яхве. Противники всяческого церковного закона - АНТИТАКТИТЫ - ополчились ужепротив любой религии, прославляющей Бога-Творца. А первые нудисты - АДАМИТЫ,объявив брак "плодом греха" и сбросив одежды, провозгласили свободу любви,так сказать "сексуальную революцию". Для ГНОСТИКОВ одних только рассказов о неизвестном Божестве ипроистекающих из него сущностях было недостаточно, чтобы привести себя вэкстатическое состояние, которое воспринималось как воссоединение с Богом.Гностики совершали магические обряды, произносили заклинания, в которыхбольшую роль играли верования, уходящие в глубокую древность. В ученияхгностиков-христиан возродилась та сложная древневосточная магия, противкоторой выступали первые последователи христианства. Гностики образовывали тайные союзы, куда было очень трудно попасть.Вступающие должны были давать особые клятвы. Некоторые группыгностиков-христиан селились в уединенных местах, чтобы избежать общения синаковерца-ми и создать соответствующую обстановку для гносиса. В тайныхорганизациях гностиков появились тайные писания, предназначенные дляизбранных, для тех, кому было доступно "истинное познание". Замкнутость, таинственность, сложные магические обряды гностиков - всеэто поставило их вне существующего общества. Христианская церковь выступила против недопустимого с ее точки зрениясовмещения евангельской истории с языческим пантеизмом и мифологией. В концеII в. гностицизм был побежден христианством и в дальнейшем продолжалсуществовать только в виде сект и отдельных направлений.