С высоты 2917 метров

Altar-of-Zeus-in-Pergamum

“Мы открыли целую художественную эпоху, в наших руках величайшее из  уцелевших от древности произведение искусства”. Так писал немецкий археолог К.  Гуман, нашедший в 1878 году одно из чудес света – алтарь Зевса в Пергаме.  Грандиозный памятник девятиметровой высоты был сооружен в начале II века до  нашей эры в честь победы Пергамского царства над галатами. Торжество добрых сил  над злыми, света – над тьмой – таков был смысл сцен, изображенных на фризах  алтаря. Сюжет этих рельефов – битва богов с титанами. “То лучезарные, то  грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры… Как я счастлив, что не  умер, не дожив до последних впечатлений, что я видел все это!” – восклицал в  1880 году И. С. Тургенев, познакомившийся с отдельными плитами, собранными  Берлинским музеем. Алтарь Зевса должен был прославить богов и царей, увековечить  превосходство Пергама над “варварами” (так эллины именовали всех иноземцев, не  греков), внушить мысль о неколебимости царства, способного сокрушить врагов –  как внешних, так и внутренних. И греческие мастера обратились к древнейшей  мифической истории – к своего рода гражданской войне между старым и новым  поколением богов. Боги – против титанов, Крониды – против Уранидов. Десять лет длилась эта гигантомахия, пока, наконец, Зевс, по совету Геи,  не обратился за помощью к Сторуким и Циклопам, освободив их из Тартара. Тогда-то  и изготовили Циклопы для Зевса молнию, для Посейдона – трезубец, для Плутона –  шапку-невидимку. Гремели небеса, охваченные огнем, рушились горы и скалы,  вскипали реки и моря.
Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья От ужасающей схватки… Так они друг против друга метали стенящие стрелы, Тех и других голоса доносились до звездного неба, Криком себя ободряя, сходилися боги на битву. Титаны были повержены. Их заковали в цепи и бросили в Тартар. А охранять  их Зевс поручил своим бывшим сторонникам – сторуким чудовищам. Будущей истории  человечества был дан убедительный пример того, как надо поступать с теми, кто  помогает прийти к власти. Царь богов продемонстрировал блестящее умение  пользоваться услугами могучих союзников и вовремя избавляться от них. Но в глубокой древности битве богов с титанами придавали иной смысл. Нужно  было не только объяснить, откуда появились сами боги, но и оправдать их победу.  Поэтому титанов воспринимали и изображали как чудовищ. Они словно воплощали в  себе самые необузданные, дикие, свирепые и темные силы, враждебные всякому  порядку. Они – отголоски представлений тех далеких времен, когда первобытный  человек испытывал суеверный страх перед природой, перед всем, что было сильнее  его и непостижимо для его разума. Со временем люди стали сообразительней. Они усвоили, что непонятные  явления могут быть не только вредными, но и полезными. Дождь, ветер, солнечный  свет, морские волны – все это способно не только вредить человеку, но и помогать  ему. Солнечные лучи несли свет, тепло, жизнь, они же грозили и гибелью. Земля и  ее недра – начало и конец жизни. Плутон – бог подземного царства, куда ведет  последний путь каждого смертного. Но он же когда-то ведал урожаем и считался  богом изобилия. Сирены – полуптицы-полуженщины – чарующим пением завлекают на  свой остров путников и уничтожают их. Красота несет гибель. “Я царь – я раб – я червь – я бог”! – гордо утверждал в XVIII веке  Державин. Но уже за 2300 лет до этого у греческого комического поэта Эпихарма  хватило дерзости объявить:
Мертв я. Мертвый – навоз, и земля состоит из навоза, Если ж земля – божество, сам я – не мертвый, а бог
Разумеется, понадобились многие столетия, чтоб человек посмел сравнить  себя с богами. Но все-таки страх перед сверхъестественными силами постепенно  исчезал. Поражение и даже гибель представителей божественного племени – это знают  не все религии. Ни в иудейской, ни в мусульманской религиях боги не умирают. Они  даже не рождаются – были и будут всегда. Если же все-таки в других религиях им  приходится расставаться с жизнью (как это было с Иисусом Христом или  древнеегипетским Озирисом), то только для того, чтобы потом вновь воскреснуть.  Культ умирающего и воскресающего бога связан с представлениями об умирающей и  возрождающейся природе. Теоретически греческие божества тоже бессмертны. Но, как  оказалось, этой чести удостоились лишь те, кто воссел на Олимпе, – олимпийцы. А  остальные? Кое-кто из титанов сохранил бессмертие, а иные утратили его.  Непонятное внушало страх. Разгаданное теряло смысл. Старые боги терпели  поражение и исчезали. Крылатое чудовище с львиным туловищем и женской головой – Сфинкс –  сохраняло силу до тех пор, пока не нашелся человек, разгадавший его загадку.  После этого Сфинксу ничего не оставалось, как броситься со скалы в море. Хитроумный герой Одиссей сумел обмануть коварных сирен и насладиться их  пением, не высадившись на гибельный берег острова. И сирены тут же пали  замертво. Отважных аргонавтов, отправившихся в Колхиду за золотым руном, в проливе у  Черного моря ожидало непреодолимое препятствие: две зловещие скалы – Симплегады  – имели обыкновение мгновенно сдвигаться и губить любой проходящий корабль. По  совету прорицателя аргонавты выпустили голубя, и едва он пролетел между скал,  как они сомкнулись, а затем вновь разошлись. В этот момент кораблю и удалось  проскочить опасное место. А обманутые Симплегады, словно утратив свою силу,  остановились навсегда. В этих мифах отразилось постепенное возмужание человека, преодолевающего  страх перед природой. Со временем осталось немного явлений, которые по-прежнему  внушали ужас своей таинственностью и безрассудной силой. С ними и связывали  деятельность свергнутых титанов и чудовищ. Землетрясения! От них нельзя было укрыться. Они поражали внезапно целые  города. Слепая, непокорная стихия! К ней, конечно, не могли не быть причастны  боги. Это вырывается наружу неистовый гнев сторуких великанов, которые никак не  могут забыть несправедливости олимпийцев. В японских мифах огромный паук, скрывающийся в глубинах Земли, тоже  периодически занимается тем, что раскачивает огромную скалу и сотрясает земную  поверхность. Правда, делает он это только тогда, когда недоволен людьми. Если бы  древние японцы знали, что ежегодно происходит 100 тысяч землетрясений, они давно  бы поняли, что имеют дело с законченным человеконенавистником. Греки же  полагали, что им казниться нечего, и защиту от подземных сил искали у владык  Олимпа. Об этой горе говорилось в “Одиссее”:
Ветры ее не колеблют, дожди проливные не мочат, Не осыпает и снег, но безоблачно-чистое небо Вкруг распростерто, и белое всюду сиянье витает.
Вообще Олимп – гора в Фессалии – стал постоянной резиденцией новых богов.  Отсюда, с высоты 2917 метров, боги управляли миром, строго распределив между  собой обязанности. Три брата поделили “сферы влияния”: по жребию Зевсу досталось  небо, Посейдону – море, Плутону (Аиду) – подземное царство. 12 владык стали  главными олимпийскими божествами. Жена Зевса – Гера – объявила себя  покровительницей брака и семьи. Его сестра – Деметра – заботилась о плодородии,  другая же сестра – Гестия-о домашнем очаге. Не осталось без работы и младшее  поколение богов – дети Зевса. Apec был богом войны, Гефест – богом огня и  кузнечного ремесла, Гермес – покровителем торговли и путешествий, вестником  богов, Афина – богиней мудрости, Афродита – богиней любви, Артемида – богиней  охоты. Боги – вечны, всемогущи и в то же время наделены всеми человеческими  свойствами. Они и внешне похожи на людей, но только все у них доведено до  степени совершенства. Они выше ростом, сильнее, красивее. Питаются особой пищей  – амброзией и пьют не вино, а нектар. Разговаривают они на вполне внятном  греческом языке и способны без труда, спустившись с Олимпа, понимать смертных. В самые отдаленные времена человек не отделял себя от природы, не  воспринимал себя как отдельную личность. Он был частью целого-коллектива и  вообще всего окружающего мира. Но он видел воочию: все вокруг меняется,  исчезает, возникает, рождается вновь, Как объяснить это? И приходила мысль, что  всюду присутствуют сверхъестественные существа, которые искусно перевоплощаются,  меняют свой вид, а потому могут быть и небом, и воздухом, и морем, и лесом.  Позднее люди научились отделять предмет от его, так сказать, идеи. В каждой  вещи, полагали они, спрятан особый дух, который может себе позволить роскошь  существовать самостоятельно, абстрактно. Каждый предмет – это своего рода  временная обитель божества. И если раньше Зевс представлялся в виде грома или  молнии, то теперь он становится вполне нормальным человекообразным существом, а  молнии и гром расцениваются лишь как орудия его власти. Мифы развиваются,  следовательно, по своим определенным законам: от простого, общего – к сложному,  детальному, расчлененному. А боги все больше и больше очеловечиваются. И хотя  они по-прежнему распоряжаются силами природы, но все чаще начинают заниматься  делами людей, которых они же сами создали то ли для развлечения, то ли для того,  чтоб их жизнь приобрела хоть какой-то смысл, то ли, наконец, для того, чтоб  обеспечить себя регулярным питанием за счет жертвоприношений. Как и люди, боги страдают: от ран, от головной боли, от душевных  переживаний (хотя, строго говоря, души у них быть не может – это привилегия  смертных!), и переживания эти – вполне человеческие. Боги обидчивы, ревнивы,  подозрительны, самолюбивы, невыдержанны. Они могут гневаться по пустякам,  хитрить, обманывать, заниматься любовными похождениями, при этом, почему-то  предпочитая иметь дело со смертными. Словом, Олимп в представлении греков – это  своего рода возвышенное земное царство, в котором господствуют те же порядки,  что и среди людей. И победа олимпийцев над прежними владыками мира – по сути  дела, победа организованной, разумной, понятной человеку силы над необузданной,  слепой стихией, победа религии классового общества над первобытной. Сознание  древних людей, постепенно подчинявших себе природу и устанавливавших новый  общественный порядок, сделало огромный шаг вперед.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*