Вся земля в Тибете считалась принадлежащей верховному правителю, т.е. Далай-ламе. От имени Далай-ламы производилось наделение крестьян землей для ее обработки в обмен на уплату налогов и выполнение повинностей.
 
Другая часть земли находилась под непосредственным контролем правительства Далай-ламы или его представителей, эту землю обрабатывали мобилизованные с этой целью крестьяне либо нанимаемые работники, и все доходы с нее поступали государству.
 
Доходы с обоих видов земель могли поступать прямо в государственные хранилища, а могли быть пожалованы Далай-ламой монастырям и знатным семьям (дворянам). Если Далай-лама жаловал землю местному правителю, монастырю или чиновнику за службу, то доход с этой земли шел полностью или частично тому, кому земля была пожалована.
 
Ч. Белл приводит общие суммы доходов по трем типам землевладения за 1917г. Доходы с монастырских земель составили 800 тыс. фунтов (42% всех доходов). К тому же с этих земель никаких налогов в казну не поступало. Государственное казначейство собрало с государственных земель доходов на 720 тыс. фунтов (37%). В руки знатных семей от их имений попало доходов на 400 тыс. фунтов (21% всех доходов). Доходы правительства в денежном выражении составили 60 тыс. фунтов, тогда как поставки продукции в натуральном виде — зерне, масле, чае, бумаге, ячьем навозе, сукне, дереве (строевом лесе), мясе — были оценены в 300 тыс. фунтов. Стоимость выполнения повинностей, главным образом транспортной (улд), составила 200 тыс. фунтов. Различные иные доходы правительства от земли оценивались в 160 тыс. фунтов ([Веll, 1946, р. 165-166]; цит. по [Саrrasсо, 1972, р. 86]).
 
Таким образом, основными являлись натуральные налоги, а налоги в денежной форме играли второстепенную роль.
 
Тибетская система взимания налогов требовала детального и тщательного учета. Постоянно проводились переписи населения и земельные кадастры в каждом районе. Записи о земле и населении имелись также в каждом имении. Финансовое управление в Лхасе, возглавляемое четырьмя цзипёнами, сохраняло документы о всех имениях, принадлежавших государству и знатным семьям. Материалы об имениях, принадлежавших монастырям, хранились в Великом секретариате.
 
Государство взимало следующие налоги:
1. Подушный налог с каждого человека либо с каждой семьи соответственно ее составу; обычно взимался в денежной форме.
2. Налог на имущество крестьянской семьи, т.е. земельный налог и налог на животных; взимался либо натурой, либо деньгами.
3. Специальный налог на крестьянина натурой или в виде отработок за право владения землей.
4. Таможенная пошлина и налоги на провоз товаров деньгами или натурой.
 
Тибетское правительство получало также доходы от оплаты судебных дел, штрафов, от предоставления взаймы зерна и от торговли.
 
Следует добавить, что земельный налог (пункт 2) и специальный налог (пункт 3) государственное казначейство получало лишь с тех крестьян, которые владели участками государственной земли.

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть II. Тибет в XIX в.

Существует много косвенных доказательств того, что в далеком прошлом нашу планету посещали представители внеземных цивилизаций, достигших высокого уровня развития. Многочисленные артефакты, найденные ...

Правительство Годунова продолжило внешнеполитический курс Грозного в балтийском вопросе. Но оно воздерживалось от активных действий в Прибалтике, пока существовала опасность союза Польши и Швеции. Как...

Десятого октября 2005 года исполнилось 80 лет с того дня, как Императорский дворец в Пекине, который все привычно называют Запретный город, стал музеем. Запретный город на протяжении 500 лет был столи...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история Бизнес идеи