Введение буддизма

Тисон Дэцэн вошел в историю как первый цэнпо, могущественный покровитель буддизма. Поэтому он, как и его отец в последние годы своей жизни, столкнулся в первые же месяцы правления с сильной оппозицией, которую возглавили члены правительства Машан Домпа Кье и Тактра Лугой. Цэнпо одержал верх, и оба противника новой веры оказались «живыми мертвыми», т.е. были отправлены доживать свой век у могилы покойного цэнпо. Хотя есть версия, что Машан Домпа Кье был просто похоронен заживо — он посетил гробницу, выход из которой после того, как он в нее зашел, закрылся сам собой. Машану и Тактра Лугону историки приписывают намерение вернуть в Индию статую Будды, привезенную ранее в Тибет непальской принцессой. Но было явлено чудо: статую, как ни старались, не могли сдвинуть с места. Тогда ее зарыли в землю.
Цэнпо действовал решительно. Рукописи бон были уничтожены. Из Индии пригласили проповедника Ананду для перевода священных книг на тибетский язык и проповеди учения. На страну обрушились бедствия и эпидемии, засухи и неурожаи, и, поскольку полагали, что это за дело взялись свирепые демоны бон, Ананду пришлось удалить. В Непал поехал сановник Ба Сэлнан и пригласил для проповеди учения и борьбы со злыми духами бон учителя Шантиракшиту.
Шантиракшита тоже не имел успеха. На этот раз бонские духи ответили штормовой погодой и наводнениями. Начались народные волнения. Шантиракшита был вынужден признать, что умеет только предаваться созерцанию и размышлениям и не владеет зна-ниямц и технологией магических заклинаний, чтобы усмирить духов бон. Возвращаясь в Непал, он порекомендовал учителя Падмасамбхаву из страны Уджана на севере Индии, который мог бы справиться со злыми силами Тибета во имя торжества учения. Падмасамбхава был широко известен как знаток тантры. Ба Сэлнан снова поехал в Непал, где в это время находился Падмасамбхава.
Тибетское сочинение «Падма Катан» подробно рассказывает о тех трудностях, которые встретились Падмасабхаве на пути в Тибет и затем в самом Тибете. Любопытно описание двора цэнпо, который увидел Рожденный в лотосе (Падмасамбхава). Толпа придворных в своих бело-серых одеяниях, окружавшая цэнпо, походила на стаю голубей. Две супруги цэнпо были в шелковых одеждах, украшенных вышитыми яркими цветами. Тут же были певцы, танцоры в масках, барабанщики. Встал вопрос, который ставился и китайскими буддистами в IV—V вв. н.э.: должен ли вероучитель-монах кланяться светскому правителю или первым должен был сделать это Тисон Дэцэн? Цэнпо считал, что он повелитель всего народа Тибета и гуру должен поклониться первым. Словно прочитав его мысли, Падмасамбхава спел песню о своей магической силе. Тисон Дэцэн понял свое заблуждение, первый приветствовал гуру и просил простить ему его прегрешения. Гуру простил и повелел соорудить пять ступ.
Тантрист Падмасамбхава сумел подчинить бонских духов, включив многих из них в буддийский пантеон.
Магия и тантризм более подошли тибетцам. Поддержать Падмасамбхаву в Тибет вернулся и Шантиракшита. За 12 лет в двух днях пути от Лхасы был построен монастырь Самье (уезд Чанан, где находится монастырь Самье, в 137 км от Лхасы, и сейчас область с развитым земледелием и скотоводством). Самье был сооружен по образцу монастыря Одантапури, который представлял собой модель вселенной. В Самье поселились первые монахи-тибетцы, их было семеро, все они получили наставления в вере от Шантирак-шиты. Была открыта школа по изучению санскрита, и началась переводческая деятельность. Открытие храма сопровождалось большим празднеством, на котором сам цэнпо спел песню, в которой воспел красоту храма:
Золото, серебро, медь, свинец и железо —Пять металлов, добытых в этой стране горных разработок, Горчица, ячмень, горох, бобы и пшеница —Пять плодов, которые привыкли здесь есть. Здесь климат не жаркий и не холодный, В этой стране, цэнпо которой я являюсь, Великим трудом я собрал эти сокровища, И я счастлив, что могу без меры тратить времяНа распространение учения Будды, учения, Собранного по крупицам из страны Индия. В царствование Лхатотори НъецэнВпервые пришло это сокровенное учение, Переведенное на наш язык во времена Сонцэн Гампо. Молитвенные флаги этого храма так прекрасны, Что даже солнце выражает недовольство, Что его яркость не столь сияет. А птицы протестуют, что они не могут летать так высоко, Как вздымаются ввысь флаги на храме! Ведь этот храм сам по себе из нашей священной земли.[Shakabpa, 1967, р. 38-39].
Подобные же песни спели его сыновья, придворные и монахи. Цэнпо повелел переводить на тибетский язык буддийский канон. Была основана большая община монахов. В 779 г. в Самье открыли школу для изучения санскрита.
Одновременно с приглашенными из Индии учителями в Тибете трудились и китайские буддисты. В 781 г. два китайских буддийских проповедника были приглашены в Тибет. В этом же, 781 г. указом цэнпо буддизм был объявлен государственной религией Тибета. Текст указа был вырезан на камне, и стела с текстом установлена в монастыре Самье. Две жены цэнпо и триста других лиц были обращены в новую веру. Они получили социальные привилегии и обещание постоянных пожертвований. Начались преследования наиболее рьяных приверженцев бон, противников буддизма. Книги бон заточали в пещеры, часть сожгли, а часть — утопили.
Функционирование монастыря-храма Самье, объявление буддизма государственной религией активизировали деятельность буддийских проповедников, выходцев как из Индии, так и из Китая. Известно также, что кроме них в Тибете действовали буддисты— выходцы из Хотана и государства Наньчжао. Китайский буддизм был представлен прежде всего школой Чань. Эта школа проповедовала путь к спасению через внезапное озарение, а буддисты из Индии предлагали постепенный путь к спасению, в котором совершение добрых дел ради собственного спасения играло первенствующую роль. Соперничество было велико, и было решено провести диспут, который и состоялся в 792-794 гг. Диспут происходил как в ставке цэнпо, так и в монастыре Самье. По преданию, буддистов, выходцев из Индии, представлял Камалашила, китайских буддистов — Хэшан (хэшан букв, «монах», т.е. не имя собственное). «Светлое зерцало царских родословных» приводит пример того, как могли ставиться вопросы и даваться ответы соперниками. Камалашила «прибыл к реке Паричу, что в местности Самье, а Хэшан сказал, что встретит пандита, и уехал к берегу той реки. Хэшан туда приехал. Камалашила увидел его и подумал: „Если этот Хэшан умный, то я истинно одержу победу. Если он дурак, то мне не победить”. Для того чтобы выявить знания Хэшана, он придумал вопрос: „В чем состоит причина скитаний человеческих душ в этом тройном круговороте бытия?” Чтобы выразить вопрос, Камалашила три раза описал окружность рукой над своей головой. Хэшан увидел это и подумал: „Причина скитаний в двух крайностях!” Для того чтобы ответить, он взял полу своего халата и дважды опустил ее. Камалашила подумал: „Этот Хэшан умный, я одержу победу”» [Светлое зерцало царских родословных, 1961, с. 43-44].
Индийские буддисты действительно одержали победу, буддизм тантристского толка больше подходил к условиям Тибета. Нельзя исключать и политический фактор — Китай и Тибет уже много лет постоянно воевали между собой. Диспут завершился трагически. Хэшана и его сторонников забили камнями. Китайские буддисты в отместку убили Камалашилу [Вuston, 1931-1932, р. 192, 195]. При дворе было немало людей, неприязненно относившихся к Китаю, они поддерживали буддистов из Индии, и сам цэнпо был настроен в пользу выходцев из Индии. По сообщению «Красных анналов», главы диспутов не пострадали: «Затем прибыл Камалашила, и король сидел между [двумя спорящими]. Камалашила начал выставлять доводы против Хэшана и победил его. Затем Хэшан был отправлен обратно в свою страну, а его книги запрещены, так говорят. Система Камалашилы и система Хэшана соответственно именовались Цэнминпа и Тонминпа» [Demieville, 1962, р. 192,195]5.
Огромные внутренние преобразования и военные победы Тисон Дэцэна были оценены современниками, и еще при жизни деяния цэнпо были увековечены в камне. В стеле у моста Чонджай, сохранившейся до наших дней, записано: «Цэнпо Тисон Дэцэн! Благодаря успехам вашего отца и деда наша страна стала могущественной, а наша религия укрепилась. Я составил эту надпись, чтобы напомнить о ваших великих деяниях. Вы сделали все то, что ваши отец и дед желали сделать на благо мира и благосостояния нашей страны и для умножения наших мест поклонения. Я написал подробный отчет о ваших блестящих делах и о расширении государства. Этот отчет сейчас хранится в вашем архиве. Цэнпо Тисон Дэцэн! Вы отличаетесь от соседних правителей. Ваша великая слава и власть известны от Раши на западе и до Лонгшана на востоке, а также на севере и на юге. Мы — счастливый народ, благодаря вашему состраданию свободно исповедующий свою религию. Вы великодушны и добры не только к вашим подданным, но и ко всем живым существам. Именно поэтому люди называют вас Великий Божественный Повелитель, Просвещенный и Удивительный» [Shakabpa, 1967, р. 45-46].
С именами Сонцэн Гампо и Тисон Дэцэна связан период раннего распространения буддизма, который выделяют историки буддизма в Тибете.

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть I. История Тибета до XIX в.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*