Внутренняя борьба в Тибете

1 марта 1855 г. Далай-лама XI достиг совершеннолетия и взял власть в свои руки, но в феврале 1856 г. он скончался. Кашаг призвал к управлению прежнего регента. Новый Далай-лама XII, уроженец Олка, в 1858 г. был выбран по жребию из трех кандидатов и получил имя Тинле Гьяцо. В 1862 г. вспыхнул конфликт между регентом Радэн Начитху-хутухтой и одним из калонов Ванчук Гьялпо Шэтра. Амбань бездействовал. Монахи Дэпуна и Гандена поддержали Шэтра, заняли дворец Потала и храм Джокан. Шэтра принял титул деси. Его союзник, казначей монастыря Ганден Пэлдэн Дондуб, был призван в правительство и вскоре стал одним из калонов. В храме Джокан новый деси созвал ассамблею, состоявшую из представителей монахов Гандена, Дэпуна, знатных лхасских семей и чиновников правительства. Шэтра назвал это собрание «Ассамблея чиновников и монахов Гандена и Дэпуна». Регент был обвинен, в частности, в том, что он без всякой необходимости, но лишь из личных интересов и желания выслужиться перед Цинами организовал в 1858 г. избрание Далай-ламы XII путем вытаскивания жребия из золотой урны. Ассамблея утвердила отстранение регента от должности. Монахи Гандена и Дэпуна захватили его резиденцию. Регент бежал в монастырь Сэра, а оттуда в Китай. Имущество и имения регента и его сторонников были конфискованы. Бывший регент просил цинского императора помочь ему вернуть власть, но никакой реальной помощи не получил. Император через амбаня в Лхасе передал письмо деси Шэтра с просьбой вернуть конфискованные имения и разрешить регенту вернуться в Тибет. Ассамблея постановила считать это письмо не приказом, а просьбой, которую можно и не выполнить. На пути в Лхасу бывший регент скончался [Shakabpa, 1993, р. 183-186; Уа Hanzhang, 1993, р. 205-206; Smith, 1996, р. 140]. С 1862 по 1871 г. реальную власть в Лхасе осуществляла «Ассамблея чиновников и монахов Гандена и Дэпуна». Деси Шэтра в первые годы имел непререкаемый авторитет. Он назначил калоном своего приемного сына Цэрин Ванчук Шэтра. В сентябре 1864 г. деси Шэтра умер. Лама монастыря Дэпун Кэнраб Ванчук стал советником малолетнего Далай-ламы. В 1868 г. Ассамблея назначила управляющим двора Далай-ламы Пэлдэн Дондуба. Это был человек суровый и властный. У входа в свою канцелярию он приказал всегда держать свежеснятую шкуру быка или яка. Провинившихся немедленно после установления вины заворачивали в еще сырую шкуру, которая, высыхая на солнце, стальным панцирем, как обручем, стягивала жертву, причиняя ей невыносимые мучения, после чего ослушника бросали в реку, где он и тонул. Жестокость и безжалостность Пэлдэн Дондуба временно уменьшили коррупцию среди чиновников, позволили ему собрать значительные средства в казну, но, разумеется, восстановили против него большую часть лхасской элиты. Пэлдэн Дондуб быстро привык наслаждаться неограниченной властью, и подрастающий Далай-лама XII становился для него неприятной помехой. В 1871 г. Пэлдэн Дондуб задумал засадить ламу в отшельнический скит. Кашаг выразил протест против подобного плана. Тогда Пэлдэн Дондуб приказал арестовать трех калонов, а калона Цого велел завернуть в свежую шкуру и бросить в реку. Советник Далай-ламы Кэнраб Ванчук объединил противников Пэлдэн Дондуба. Он объявил о роспуске «Ассамблеи чиновников и монахов Гандена и Дэпуна». Преследуемый солдатами и монахами монастыря Сэра, Пэлдэн Дондуб покончил с собой. Его сторонники, в том числе Цэрин Ванчук Шэтра, были арестованы и высланы из Лхасы. Место распущенной Ассамблеи заняла Национальная ассамблея (Цонду), включавшая на первых порах настоятелей «трех великих монастырей» (Сэра, Ганден и Дэпун) и руководителей правительственных департаментов [Shakabpa, 1967, р. 187-190; Yа Hanzhang, 1993, р. 207-208; Smith, 1996, р. 140]. Именно с этого времени Национальная ассамблея формально стала высшим органом управления в Тибете10. В 1872 г. умер Кэнраб Ванчук. В 1873 г. Далай-лама XII взял власть в свои руки, но в начале 1875 г. он внезапно скончался. Кашаг арестовал двух его фаворитов по подозрению в отравлении, конфисковал их имущество и выслал из Лхасы. Слухи о насильственной смерти Далай-лам возникали в Тибете неоднократно. О них писал еще Гюк, который видел Лхасу в 1846 г.: «Во время нашего пребывания в Ла-Ссе (Лхаса. — Б.М.) на троне Тале-ламы сидел девятилетний мальчик; трое его предшественников умерли насильственной смертью, не достигнув совершеннолетия… Первого Тале-ламу будто удавили, второй был задушен в своей спальне, третий же отравлен вместе со всеми членами своего многочисленного семейства» [Гюк и Габэ, 1866, с. 246-247]. Слухи об отравлении Далай-ламы XII и его родных во время путешествия по монастырям южного уя держались особенно упорно. О них сообщают, в частности, Н.М. Пржевальский и Г.Ц. Цы-биков. Ни регенты, ни лхасская элита, по крайней мере значительная ее часть, ни цинские власти и их представители в Тибете не были заинтересованы в появлении сильного харизматического лидера во главе Тибета, так сказать, второго Великого Далай-ламы V. А у молодых Далай-лам, часто слабых здоровьем, погруженных в изучение канонов, как правило, не оказывалось влиятельных сторонников, и даже если они достигали 18-летия и получали в свои руки печати для религиозных и государственных дел, то не очень долго оставались у власти и «неожиданно» покидали сей мир. «Китайцы постоянно стараются лишить жизни Далай-ламу раньше, чем тот достигнет совершеннолетия, — утверждала А. Марстон, — хорошо сознавая, что способный правитель, почитаемый с необычайной преданностью не только жителями Тибета, но и всем окрестным буддийским народонаселением, легко может свергнуть китайское иго» [Марстон, 1896, с. 18].

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть II. Тибет в XIX в.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*