К востоку от Ханаана, за Сирийскими степями, лежала Месопотамия (то есть Междуречье) по рекам Евфрату и Тигру. В северной части, около Армении, Месопотамия возвышенна и холмиста, а в южной представляет ровную низменность. Эту низменность занимал народ вавилоняне, названный так по своей столице Вавилону. (Сами себя жители Южной Месопотамии называли аккадийцами.) Когда на армянских горах таял снег, Евфрат и Тигр выходили из берегов и заливали всю низменность. От таких разливов почва получала необыкновенное плодородие. Для зашиты городов и селений от наводнения вавилоняне строили плотины, а для правильного орошения провели целую сеть каналов, которые притом же служили прекрасными путями сообщения. К северу от Вавилонии на левом берегу Тигра лежала гористая Ассирия, с главным городом Ниневией. В ассирийской народности преобладал элемент семитический, а в вавилонской — кушитский. В соседстве с Вавилонией, к востоку от нее (в Сузиане), лежало древнее царство Эламское, где также заметны сильные следы кушитской культуры.По сказаниям Библии, Вавилон был основан исполином Нимвродом, потомком Ноя. А Ниневия, по преданию, будто бы построена царем Нином, который завоевал Вавилонию и покорил народы, жившие далее на востоке, то есть мидян и бактрян.Вообще рассказы древних писателей о первоначальной истории вавилонян и ассирийцев содержат много легендарного. Особенно такими вымыслами украшена память Семирамиды, супруги и преемницы Нина. Рассказывали, что, будучи уже женой одного ассирийского полководца, Семирамида пленила царя Нина своим умом и красотою, и он взял ее себе в супруги; что после его смерти она управляла государством с необыкновенною славой и продолжала завоевания своего мужа; достигнув же глубокой старости, передала власть сыну Нини-асу, а сама скрылась неведомо куда. Но самое существование Нина и Семирамиды подвержено сомнению. Поводом к легендам о Семирамиде, как предполагают, послужила жена одного ассиро-вавилонского царя, которая называлась Сомурамат и жила несколькими веками позднее легендарной Семирамиды. Другие полагают, что ассирийцы в образе Семирамиды олицетворяли свою главную богиню Иштар.Народы, вошедшие в состав Ассирийской монархии, неохотно переносили чужое иго и стремились от него освободиться, некоторым подвластным племенам удавалось возвратить свою независимость. Однако Ассирийское царство успевало не раз оправиться от упадка и снова становилось грозным для соседей благодаря энергичному, воинственному характеру ассирийцев. (Замечательны своими походами против Финикии, Палестины и Египта ассирийские цари Туг-лат-Паласар,  Салманасар, Саргон,  Синахериб — он же Асархаддон или Ашшурахиддин —  как это имя донесли клинописные таблички.)  Наконец это царство было уничтожено соединенными силами вавилонян и мидян. Последним ассирийским царем считается Сарданапал, или Сарак, изнеженность и роскошь которого вошли в пословицу;   греческие писатели рассказывают, что он вес время проводил в забавах среди своего гарема, даже наряжался и румянился, как женщина.  Когда его столицу осадили мидий-ский царь Киаксар и вавилонский Набополассар, Сарданапал отчаялся в спасении, велел на площади у своего дворца сложить огромный костер и поставить на нем просторный покой, куда снесли груды золота, серебра и других царских сокровищ; потом туда взошел царь со своими женами и приказал зажечь костер. Но по другим известиям, Сарданапал геройски защищался против мидян и вавилонян, и только после трехлетней осады Ниневия была взята и разрушена (около VI века).Рассказы греков о Сарданапале имеют почти такой же легендарный характер, как и о Семирамиде. Притом имя Сарданапала носили несколько ассирийских царей. Так передали нам это имя греческие писатели, а настоящая его фориъАшшур-бани-пал, по свидетельству клинописи. Эти письмена также свидетельствуют, что незадолго до падения Ассирии в ней царствовал сын Асархаддона Ашшур-бани-пал, который действительно любил роскошь, но в то же время был деятельный и умный государь; а последним царем был его сын Ашшур-эдиль-илани, который, как полагают, у греческих писателей известен под именем Сарака.С падением Ассирии возвысилось Вавилонское государство, где утвердилась халдейская династия. (Халдеи — племя, пришедшее с севера, с гор Армении, и покорившее Вавилонию. Халдеев относят некоторые ученые к туранскому племени, в Вавилонии они смешались с семито-кушитами.) Процветание этого государства начинается со времен Набополассара, а в царствование знаменитого его сына Навуходоносора (собственно Набу-Кудур-Уссур) оно достигло высшего могущества и славы (604—561). На севере и востоке Вавилония граничила тогда с сильною Мидийской монархией, поэтому Навуходоносор обратил свое оружие на запад, против небольших государств Сирии, Финикии и Палестины. Кроме своих завоеваний, Навуходоносор прославил себя великолепными постройками, которыми он украсил свою столицу Вавилон.Этот город был необыкновенно обширен и имел вид четырехугольника, каждая сторона которого тянулась на двадцать верст. Обширность его, впрочем, происходила от того, что дома не строились тесно, как в наших европейских городах, а обыкновенно окружались просторными дворами и садами. Город был обведен глубоким рвом и такими толстыми стенами, что по ним свободно могли ехать рядом шесть колесниц; по стенам возвышалось множество башен, и на каждой стороне было по нескольку железных ворот. Посреди города протекала река Евфрат. На одном берегу ее находился храм главного бога Бела, имевший вид высокой четырехугольной ступенчатой башни, а на другом берегу стоял царский дворец, с так называемыми «висячими садами». Они были разведеныБитва ассирийцев с арабам». Фрагмент рельефа дворца на огромных каменных террасах, засыпанных землею, и орошались водою, проведенною из Евфрата. Говорят, Навуходоносор велел воздвигнуть эти искусственные холмы для своей любимой супруги Нитокри-сы, которая была родом из горной Мидии и скучала при виде однообразной Вавилонской равнины.Религия вавилонян была почти такая же, как у финикийцев: они поклонялись светилам небесным, и главный бог — Ваал, иначе называвшийся Бел, символизировал солнце, а главная богиня Иштар (Ас-тарта), символизировавшая луну, называлась также Белита, или Мелита. В храме Бела стоял его золотой идол, на алтарях курились драгоценные благовония и приносились жертвы; семьдесят жрецов назначены были служить при этом храме. Один из иудейских пророков (Варух) такими словами обличал вавилонских жрецов, которые пользовались суеверием толпы ради собственных выгод: «На головы этих идолов возлагают золотые венки, но случается иногда, что жреиы похишают у своих богов золото и серебро и обращают его в свою пользу». «Они продают жертвоприношения, снимают с идолов принесенные в дар одежзы и одевают ими своих жен и детей».Главные божества в разных городах Вавилонии назывались по-разному, например, Иштар, или Мелита, называлась еше Анаита, Бела звали Меродах и Небо. Жрецы вавилонские, сохранившие за собой по преимуществу название халдеев, с высоких башен наблюдали за течением небесных светил. Такие наблюдения научили их определять положение солнца в разные времена года и делить год на двенадцать равных частей (им приписывают изобретение зодиака). По положению звезд они старались гадать о будущем и потому слыли в народе за прорицателей; они же лечили болезни с помощью заклинаний и чудодейственных предметов (талисманов).Земледелие и торговля достигли у вавилонян значительного процветания. Вавилон лежал на большом торговом пути между Индией и Финикией и служил главным перевалочным пунктом для товаров. Здесь толпилось всегда множество иностранцев; отсюда, может быть, и происходил обычай вавилонян выносить больных на торговую площадь, чтобы проходящие могли давать им полезные советы. Из вавилонских изделий славились на всем Востоке хлопчатобумажные материи и прекрасные ковры. Ни один древний народ не жил с такою роскошью и великолепием, как вавилоняне.Они любили натирать себя благовонными маслами, одеваться в яркие ткани, носить дорогие перстни, трость с набалдашником в виде цветка или птицы. Нигде не была так распространена и страсть к многоженству, как здесь. Конечно, говоря о роскошной жизни, надо подразумевать преимущественно жителей столицы и вообще высший класс. Геродот рассказывает, что в Вавилонии был странный обычай продавать невест с публичного торга. Для этого раз в голу в каждой деревне собирали девушек. Продажу начинали с самых красивых, которых наперебой раскупали богатые юноши, а дурные доставались беднейшим и получали в приданое деньги, вырученные за первых.После Навуходоносора Вавилонская монархия существовала недолго. Изнеженные вавилоняне не могли устоять, когда на них напало храброе, суровое племя персов, и были завоеваны персидским царем Киром (53S).Холмы, покрывающие те места, где находились Ниневия и Вавилон, в XIX веке были раскопаны европейцами. В них открыты остатки храмов и дворцов, массивные колонны и резные каменные фигуры; особенно замечательны колоссальные крылатые быки с человеческими головами, они ставились по бокам дворцовых входов. Стены дворцов покрыты скульптурными украшениями или рельефами, которые изображают разные сцены из ассиро-вавилонской жизни, а именно: религиозные церемонии, царскую охоту, войну, торжество царя над побежденными народами и тому подобное. Рельефы эти искусно вырезаны на камне и нередко раскрашены растительными красками. В гористой Лссирии уцелело больше памятников, нежели в низменной Вавилонии: в последней не было камня, и постройки производились по большей части из кирпича, который с течением времени превратился в мусор. Ассирийско-вавилонские памятники часто покрыты так называемой клинописью. Клиновидные письмена служат теперь главнейшим и достовернейшим источником ассиро-вавилонской истории. Любопытно то, что эти письмена в некоторых чертах подтверждают рассказы Геродота о восточных народах и особенно известия о них Библии. В этих письменах найдено, между прочим, предание о потопе, очень сходное с библейским. Источники ассиро-вавилонской истории: Геродот, Библия, Страбон и Диодор Сицилийский. Кроме того, вавилонский жрец Бероз (живший в III веке до н. э.) написал по-гречески «Вавилонскую историю», от которой дошли до нас только некоторые отрывки. В 1842 году маркиз Ботта, французский консул в Мосу-ле, начал по соседству с городом производить раскопки на месте древней Ниневии и открыл упомянутые выше остатки дворцов. Затем такие же изыскания предпринял англичанин Лэйярд. Наиболее важные памятники найдены возле Хоросабада и Нимруда. Многие из найденных там скульптурных произведений находятся теперь в Лувре и в лондонском Британском музее.

Выстрелы, прогремевшие в Сараеве 28 июня 1914 года, стали первыми выстрелами Первой мировой войны. Были ли виновны только юные террористы или вдохновителями заговора были другие, более высокопоставлен...

Если семья устроена неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не развивает в себе необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе, то в ней с необходимостью возникает разлад, т.е. та ситу...

Россия пережила до новейшей революции, связанной с исходом русско-японской войны, два революционных кризиса, потрясших народные массы: смутное время, как эпилог которого мы рассматриваем возмущение Ра...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история Полезная информация