Подлинным именем Полханэ было Сонам Дордже. Полханэ — это прозвище, полученное им по названию его имения Полха. Он проявил себя способным и энергичным правителем. Полханэ сделал ставку на укрепление хозяйства страны, прежде всего монастырей. Он жаловал монастырям земли и, что существенно, в целом равно относился ко всем школам тибетского буддизма, полагая их опорой центральной власти. Это поддержали и цинские власти. Из Пекина ежегодно жаловали 5 тыс. лянов серебра на монастыри и поощряли институт монашества. С позиций Пекина это был хорошо продуманный шаг. Несмотря на воинственность отдельных монашеских общин и вмешательство их в текущие дела страны, чем больше мужчин шло в монахи, тем меньше там было потенциальных солдат, что облегчало контроль цинского Китая над Тибетом. Как и некоторые его предшественники, Полханэ принял меры для налаживания и совершенствования работы почтовых станций как важнейшего средства связи в стране и с внешним миром. Он старался урегулировать налогообложение, боролся со злоупотреблениями при взимании налогов, стремился оградить земледельцев и скотоводов от разорения. Полханэ укреплял армию, и она вскоре успешно прошла первое испытание. В 1730-1731 гг. Тибет вел войну с Бутаном и одержал победу. По договору Бутан обязался посылать своего представителя к тибетскому правительству с дарами. Такая практика сохранялась до 1950 г. В 1732 г. власть Лхасы признал Ладак. При правлении Полханэ существенно были улучшены отношения с Непалом. Полханэ добился сокращения цинского гарнизона в Лхасе до 500 человек. В 1735 г. Далай-лама VII Кэлсан Гьяцо был возвращен в Лхасу. Через некоторое время Кэлсан Гьяцо нанес визит уже находившемуся в почтенных годах Панчен-ламе. В 1737 г. он скончался в возрасте 74 лет. Панчен-ламой VII стал Пэлдэн Еше (1738-1780). В 1741 г. Полханэ получил из Пекина от молодого императора Цянь-луна (1736-1795) титул цзюнъ-вана. В историю тибетского буддизма и тибетской культуры Полханэ вошел прежде всего как инициатор огромного по масштабам мероприятия — издания способом ксилографии канона Канджура и Танджура. В 1732 г. были вырезаны доски для печатания основного текста канона — Канджура. Доски поместили в Нартане. Издание благословил Панчен-лама. В 1742 г. завершили вырезывание текста на досках для комментариев на Канджур — Танджура. Доски тоже были положены на хранение в Нартан. Издание Танджура благословил Далай-лама VII. Наличие досок позволяло возобновить печатание в любое время и выпускать в свет книги требуемыми тиражами. Нартанские издания текстов канона до сих пор ценятся очень высоко. В 40-х годах XVIII в. Полханэ реально осуществлял власть почти над всей территорией Тибета. Однако активная внутренняя и внешняя политика Полханэ, которая безусловно способствовала укреплению страны, была прервана его внезапной смертью. Нагноение на шее осложнилось заражением крови, от которого он скончался в 1747г. Отдавая должное Полханэ как государственному деятелю, некоторые историки полагают, что он подавлял Далай-ламу, цитируя высказывание самого Далай-ламы VII: «Если бы я удалился в... какой-либо отшельнический приют, то... Полханэ был бы только счастлив» [Shakabpa, 1967, р. 147]. Китайские авторы видят заслугу Полханэ в том, что он «пресек агрессию монгольского правящего класса в Тибете» и «признавал Тибет как часть Цинской империи», что, конечно, преувеличение [Сицзан цзяныпи, 1993, с. 219; Yа Hanzhang, 1994, р. 115]. Полханэ сотрудничал с пинским двором, но отнюдь не думал превращать Тибет в часть Китая. Признавая Полханэ выдающимся государственным деятелем, В.Д. Шакабпа упрекает его за слишком тесное сотрудничество с Цинами: «Хотя Полханэ и был единственным правителем Тибета, своим сотрудничеством с маньчжурами он подготовил почву для маньчжурских, а позднее и китайских притязаний на господство над Тибетом» [Shakabpa, 1967, р. 147]. Однако, может быть, политика Полханэ в отношении цинского двора не была уж столь неразумной. С приходом к власти императора Цянь-луна, который, кстати, ценил тибетский буддизм, цинская династия в середине и второй половине XVIII в. достигла своего внешнеполитического могущества. Сдерживать внимание Пекина к Лхасе оказалось совсем непростой задачей, что вскоре и стало очевидным.

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть I. История Тибета до XIX в.

Во время Второй мировой войны блестящий физик Ажулиус Роберт Оппенгеймер возглавлял разработки американских ядерщиков по созданию первой в истории человечества атомной бомбы. Ученый вел уединенный и з...

Семья Ротшильдов считается одной из наиболее влиятельных европейских династий, они первыми создали европейские банки и финансовые дома в конце 18 века. Пять австрийских ветвей семьи, имеющей еврейское...

В своих потугах во что бы то ни стало оправдать преступную деятельность инквизиции, Жозеф де Местр писал, что она, подобно всем институтам, созданным для свершения великих дел, «возникла неизвестно ка...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история Бизнес идеи Полезная информация