Установление системы домината: реформы Диоклетиана и Константина.

Став императором, Диоклетиан (284–305) столкнулся с серьезными внутри- и внешнеполитическими проблемами: усилилось давление германцев и сарматов на рейнско-дунайскую, а персов – на восточную границу; в Галлии полыхало восстание багаудов («мятежников»), начавшееся еще в 283; волнениями была охвачена Мавритания; власть в Британии и северо-западной Галлии узурпировал флотоводец Караузий (287–293); население страдало от инфляции и дезорганизации рынка. В этих условиях Диоклетиан пошел по пути дальнейшего укрепления императорской власти. Он окончательно порвал с прежней псевдореспубликанской политической традицией, основанной Августом (принципат), и установил систему домината (от dominus – «господин»): император перестал быть лучшим гражданином и первым из сенаторов, чьи чрезвычайные полномочия основывались на его особом авторитете; отныне он превратился в абсолютного монарха, обожествленного (Диоклетиан считался сыном Юпитера) и возвышающегося над законами. Первой исторической формой домината стала тетрархия (правление четырех): в 286 Диоклетиан сделал своим соправителем Максимина, передав под его управление западные провинции; себе он оставил Восток и Балканский п-ов; в 293 оба императора (августа) назначили двух младших соправителей-наследников (цезарей) – Галерия и Констанция Хлора; первый получил Балканский п-ов без Фракии, второй – Галлию и Британию. Срок полномочий августов ограничивался двадцатью годами; по его истечении их место занимали цезари, в свою очередь избиравшие двух младших соправителей.Основой режима домината являлся разветвленный центральный и местный бюрократический аппарат, развитию которого способствовала реформа провинциального управления: было упразднено деление на сенатские и императорские провинции; произошло разукрупнение провинций; новые небольшие провинции (100 + округ Рима), как правило, не совпадали с границами исторических областей, что облегчало борьбу с сепаратизмом и более эффективный финансовый и политический контроль над местным населением; несколько провинций образовывали диоцез (всего двенадцать); расквартированные в провинциях воинские соединения были выведены из подчинения гражданской администрации. Другой важной составляющей режима домината являлась армия, численность которой при Диоклетиане значительно увеличилась; главной опорой императора стали не стационарные легионы, вечный источник политической напряженности, а новосозданные мобильные войска, размещенные в городах. Добровольный набор дополнился принудительным рекрутированием: землевладельцы были обязаны поставлять то или иное количество солдат в зависимости от размеров их владений. Значительно усилился и процесс варваризации армии.
Финансовая политика тетрархов также была направлена на укрепление государственного единства. В 286 началась чеканка полновесной золотой (ауреус) и новой медной монеты, и денежное обращение временно нормализовалось; однако из-за несоответствия реальной и номинальной стоимости ауреуса он быстро исчез из обращения, и практика порчи монеты возобновилась. В 289–290 была введена новая налоговая система, общая для всех областей Империи (в том числе и для Италии): она основывалась на периодической поголовной переписи населения, унифицированных принципах налогообложения (подушный в городах, поземельный в сельской округе) и налоговой ответственности – земельных собственников за колонов и посаженных на землю рабов, куриалов (членов городских советов) за горожан; это способствовало прикреплению крестьян к земле, а ремесленников к их профессиональным организациям (коллегиям). В 301 были законодательно установлены фиксированные цены и фиксированные ставки заработной платы; за их нарушение предусматривались суровые наказания вплоть до смертной казни (на рынках даже дежурили специальные палачи); но даже это не смогло остановить спекуляцию, и вскоре закон был отменен.
В религиозной сфере возобладал резко антихристианский курс: к началу IV в. христианство распространилось в армии и городских слоях и составило серьезную конкуренцию императорскому культу; независимая церковная организация во главе с епископами, контролировавшая значительную часть населения, представляла потенциальную угрозу для всевластия государственной бюрократии. В 303 было запрещено отправление христианского культа, и начались гонения на его приверженцев; молитвенные дома и богослужебные книги уничтожались, церковное имущество конфисковывалось.
Тетрархам удалось добиться некоторой внутри- и внешнеполитической стабилизации. В 285–286 было разгромлено восстание багаудов, в 296 восстановлен контроль над Египтом и Британией, в 297–298 подавлены волнения в Мавритании и Африке; был положен предел вторжениям германских (алеманы, франки, бургунды) и сарматских (карпы, языги) племен; в 298–299 римляне вытеснили персов из восточных провинций, овладели Арменией и совершили успешный поход в Месопотамию. Но после отречения Диоклетиана и Максимиана от престола в 305 в Империи разразилась гражданская война между их наследниками, завершившаяся победой Константина Великого (306–337), сына Констанция Хлора: в 306 он установил власть над Галлией и Британией, в 312 – над Италией, Африкой и Испанией, в 314–316 – над Балканским п-вом (без Фракии), а в 324 – над всей Империей.
При Константине завершилось формирование режима домината. Вместо тетрархии возникла стройная вертикальная система управления: к созданной Диоклетианом административно-территориальной структуре был добавлен новый элемент – четыре префектуры (Галлия, Италия, Иллирия и Восток), объединяющие несколько диоцезов; во главе каждой префектуры стоял префект претория, подчинявшийся непосредственно императору; ему в свою очередь подчинялись правители диоцезов (викарии), а тем – наместники провинций (президы). Гражданская власть окончательно отделилась от военной: командование армией осуществляли четыре военных магистра, не подконтрольные префектам претория. Вместо совета принцепса возник императорский совет (консисторий). Была введена строгая иерархия чинов и титулов, особое значение приобрели придворные должности. В 330 Константин основал на Босфоре новую столицу – Константинополь, ставшую одновременно императорской резиденцией, административным центром и главной ставкой.
В военной сфере было проведено разукрупнение легионов, что позволило усилить контроль над армией; из мобильных войск выделились дворцовые части (доместики), заменившие преторианскую гвардию; доступ в них был открыт варварам; военная профессия постепенно стала превращаться в наследственную. Константин осуществил успешную денежную реформу: он выпустил новую золотую монету (солид), ставшую основной денежной единицей в Средиземноморье; из серебра чеканилась только мелкая разменная монета. Император продолжил политику прикрепления подданных к определенному месту жительства и сфере деятельности: куриалам он запретил переселяться из одного города в другой (указы 316 и 325), ремесленникам – менять профессию (эдикт 317), колонам – оставлять свои наделы (закон 332); их обязанности стали не только пожизненными, но и наследственными.
Константин отказался от антихристианского курса своих предшественников; более того, он сделал христианскую церковь одной из главных опор режима домината. По Медиоланскому эдикту 313 христианство было уравнено в правах с остальными культами. Император освободил духовенство от всех государственных повинностей, предоставил церковным общинам права юридических лиц (получать вклады, наследовать имущество, покупать и освобождать рабов), поощрял строительство храмов и миссионерскую деятельность церкви; он также закрыл часть языческих святилищ и упразднил некоторые жреческие должности. Константин активно вмешивался во внутренние дела христианской церкви, стремясь обеспечить ее институциональное и догматическое единство: при возникновении серьезных богословских и дисциплинарных разногласий он созывал съезды епископов (соборы), неизменно поддерживая позицию большинства (Римский 313 и Арльский 314 соборы против донатистов, Первый вселенский Никейский собор 325 против ариан, Тирский собор 335 против ортодокса Афанасия Александрийского). В то же время Константин оставался язычником и лишь перед самой смертью принял крещение; он не отказался от сана великого понтифика и покровительствовал некоторым нехристианским культам (культу непобедимого Солнца, культу Аполлона-Гелиоса). В 330 Константинополь был посвящен языческой богине Тюхе (Судьба), а сам император обоготворен как Гелиос.
Константин успешно воевал с франками на Рейне и с готами на Дунае. Он продолжил практику расселения варваров на опустевших территориях: сарматов – в придунайских провинциях и в Северной Италии, вандалов – в Паннонии.
Империя при преемниках Константина (337–395). Перед своей кончиной в 337 Константин разделил Империю между тремя сыновьями: Константин II Младший (337–340) получил Британию, Галлию, Испанию и западную часть римской Африки, Констанций II (337–361) – восточные провинции, Констант (337–350) – Иллирию, Италию и остальную Африку. В 340 Константин II попытался отнять у Константа Италию, но был разбит при Аквилее и погиб; его владения перешли к Константу. В 350 Констант был убит в результате заговора военачальника Магненция, варвара по происхождению, который захватил власть на Западе. В 352 Констанций II победил Магненция (покончившего с собой в 353) и стал единоличным правителем Империи.При Констанции II теократические тенденции усилились. Будучи христианином, он постоянно вмешивался во внутрицерковную борьбу, поддерживая умеренных ариан против ортодоксов, и ужесточил политику по отношению к язычеству. При нем значительно возросли налоги, которые тяжким бременем ложились на куриалов.
В 360 галльские легионы провозгласили императором цезаря Юлиана (360–363), который после смерти Констанция II в 361 стал единоличным правителем Империи. Стремясь приостановить упадок городов и муниципального землевладения, Юлиан снизил налоги, сократил расходы на двор и государственный аппарат, расширил права курий. Перейдя в язычество (отсюда его прозвище «Отступник»), он предпринял попытку возродить традиционные культы: разрушенные языческие храмы восстанавливались и им возвращалось конфискованное имущество. Проводя политику религиозной терпимости, император в то же время запретил христианам преподавать в школах и служить в армии.
Юлиан Отступник погиб в 363 во время похода против персов, и армия избрала его преемником начальника императорских телохранителей христианина Иовиана (363–364), который отменил все антихристианские указы своего предшественника. После его смерти в 364 императором был провозглашен полководец Валентиниан I (364–375), который разделил власть со своим братом Валентом II (364–378), отдав ему восточные провинции. Подавив в 366 восстание Прокопия, выступившего под лозунгом продолжения политика Юлиана и апеллировавшего к социальным низам, императоры издали ряд законов о защите «слабых» от «сильных», учредили должность дефенсора (защитника) плебса и развернули борьбу с коррупцией. Одновременно они проводили курс на ограничение прав куриалов и совершенно не считались с сенатом. Оба брата исповедовали христианство, но если Валентиниан I избегал вмешиваться в церковные дела, то Валент II преследовал ортодоксов и всеми мерами насаждал арианство. После смерти Валентиниана I в 375 власть над западными провинциями перешла к его сыновьям Грациану (375–383) и малолетнему Валентиниану II (385–392). Грациан нормализовал отношения с сенатом и окончательно порвал все связи с язычеством, отказавшись от сана великого понтифика. Внешняя политика преемников Константина Великого сводилась к обороне границ Империи. На рейнском направлении римляне одержали ряд побед над франками, алеманами и саксами (Констант в 341–342, Юлиан в 357, Валентиниан I в 366); в 368 Валентиниан I вторгся в правобережную Германию и дошел до истоков Дуная. На дунайском направлении успех также сопутствовал римлянам: в 338 Констант разгромил сарматов, а в 367–369 Валент II победил готов. В конце 360-х – начале 370-х римляне возвели на рейнско-дунайской границе новую систему оборонительных сооружений. На восточном направлении Империя вела затяжную борьбу с державой Сасанидов: Констанций II с переменным успехом воевал с персами в 338–350 и в 359–360; после неудачного похода Юлиана Отступника в 363 его преемник Иовиан заключил позорный мир с Сасанидами, отказавшись от Армении и Месопотамии; в 370 Валент II возобновил войну с Персией, которая закончилась уже после его смерти договором о разделе Армении (387). В Британии римлянам при Константе и Валентиниане I удалось нанести несколько поражений пиктам и скоттам, периодически вторгавшимися в центральную часть острова.
В 376 Валент II разрешил вестготам и части остготов, отступавшим на юг под давлением гуннов, переправиться через Дунай и занять опустевшие земли Нижней Мезии. Злоупотребления императорских чиновников вызвали в 377 их восстание. В августе 378 готы разгромили римскую армию в битве при Адрианополе, в которой погиб Валент II, и опустошили Балканский п-ов. Грациан назначил правителем восточных провинций полководца Феодосия (379–395), которому удалось стабилизировать ситуацию. В 382 Феодосий I заключил с готами договор, ставший поворотным пунктом во взаимоотношениях римлян и варваров: им позволили поселиться в Нижней Мезии и Фракии на правах федератов (со своими законами и религией, под управлением племенных вождей). Это положило начало процессу возникновения на территории Империи автономных варварских протогосударств.
Феодосий I в целом следовал политическому курсу Грациана: в интересах сенатской аристократии он ввел должность дефенсора сената; предоставил льготы крестьянам, осваивавшим заброшенные земли; активизировал розыск беглых рабов и колонов. Он отказался от сана великого понтифика и в 391–392 перешел к политике искоренения язычества; в 394 были запрещены Олимпийские игры, а христианство объявлено единственной законной религией в Империи. Во внутрицерковной сфере Феодосий I решительно поддержал ортодоксальное направление, обеспечив его полное торжество над арианством (Второй вселенский Константинопольский собор 381).
В 383 Грациан погиб в результате мятежа Магна Максима, который подчинил своей власти западные провинции. Валентиниан II бежал в Фессалонику, но в 387 Феодосий I, свергнув узурпатора, восстановил его на престоле. В 392 Валентиниан II был убит своим военачальником франком Арбогастом, провозгласившим императором Запада ритора Евгения (392–394), который, будучи язычником, попытался возродить религиозную политику Юлиана Отступника. В 394 Феодосий I разбил Арбогаста и Евгения под Аквилеей и в последний раз восстановил единство Римской державы. В январе 395 он скончался, перед смертью разделив государство между двумя сыновьями: старшему Аркадию достался Восток, младшему Гонорию – Запад. Империя окончательно распалась на Западно-римскую и Восточно-римскую (Византийскую).

Долголетнее царствование Рамзеса II было ознаменовано не только военными успехами, но также и крупной строительной деятельностью внутри страны. Особенное внимание было обращено на организацию восточно...

Было время, когда перо было сильнее меча. Это было время, когда люди верили в правду и считали правду независимой силой, а не наемником правительства, касты, расы, идеологических, личных или финансовы...

Цитированное выше постановление Третьего Толедского собора подразумевает, что при взимании налогов существовали определенные трудности. Другие источники также подтверждают существование финансовых про...

Еще статьи из:: Мировая история Тайны мира Полезная информация Бизнес идеи