Павсаний.

Описание Эллады. Книга I, XLII. 2. Книга V. VII. 3, XXI. 5–7. Книга X, XXXII. 9–10.

Книга I

(О колоссе Мемнона)

XLII. 2. …Гораздо больше удивлялся я египетскому колоссу: в египетских Фивах, по ту сторону Нила, по направлению к так называемым Сирингам (Свирелям) стоит статуя в виде сидящей фигуры, издающая звук; народ называет ее статуей Мемнона; говорят, что он двинулся из Эфиопии в Египет и дошел даже до Суз. Но фванцы говорят, что это не Мемнон, а один из их соплеменников, Фаменоф, и что это его изображение; слыхал я также от некоторых рассказы, что это Сезострис; эту статую велел разбить Камбиз. И еще сейчас часть тела от головы до середины тулвища лежит разбитой, остальная же часть остается сидящей и каждый день при восходе солнца издает громкий звук, и это эхо больше всего похоже на звук кифары или лиры, если ударить по ее струне.

Книга V

(О течении Нила)

VII. 3. Те из эллинов или египтян, которые через Сиену поднимались до города эфиопов Мерои, рассказывают, что Нил входит в какое-то озеро, протекает через него, как по руслу на суше, затем течет по нижней Эфиопии и по Египту до Фароса и здесь, наконец, впадает в море.

(О египтянах, принимавших участие в Олимпиадах)

XXI. 5. …Я нашел, что этому рассказу противоречат элейские списки олимпийских победителей; по этим спискам в 178-ю олимпиаду победил в один день и в панкратии и в борьбе Стратон из Александрии. Основатель этой Александрии, лежащей у Канопского устья Нила, был Александр, сын Филиппа; говорят, что и раньше еще был там небольшой египетский городок по имени Ракотида. …Элейцы накладывали денежные штрафы; между прочим, в 218-ю олимпиаду на кулачного бойца из Александрии; имя этому оштрафованному было Аполлоний, а прозвище — Рантес: у египтян, по-видимому, является местным обычаем давать прозвища. Это был первый из египтян, кого элейцы осудили за неправильный образ действия. Он был признан виновным не в том, что дал взятку или получил ее, но в другом проступке и нарушении правил состязания. Он прибыл не в назначенный срок, и элейцы, на основании своего закона, не внесли его в списки состязаний, а его оправдание, будто в Кикладских островах он был задержан встречными ветрами, было уличено как обманное Гераклидом, тоже родом из Александрии, который показал, что Аполлоний опоздал потому, что останавливался, зарабатывая деньги на состязаниях в Ионии. Таким образом, элейцы отстранили от состязаний как Аполлония, так и других кулачных бойцов, которые не прибыли к назначенному сроку, и отдали венок победы Гераклиду без состязания, "без пыли". Тогда Аполлоний надел <на руки> ремни как бы для боя и, напав на Гераклида, стал его колотить, хотя на нем был уже надет масличный венок и он был уже под защитой гелланодиков1. Это легкомыслие ему стоило дорого.
6. …В 226-ю олимпиаду двое кулачных бойцов, когда они уже бились за <окончательную> победу, были уличены в том, что они заключили между собой <секретный> договор о денежной уплате. За это они были подвергнуты наказанию… Имена этих кулачных бойцов были Дидас — <это тот, что взял взятку>, а тот, кто из них давал деньги,— Сарапаммон; оба они были из одного и того же, недавно образованного египетского нома, названного Арсиноитой.
7. …Говорят, что панкратист из Александрии — имя ему было Сарапион — в 201-ю олимпиаду настолько испугался своих соперников, что за день до объявления о начале панкратия собирался обратиться в бегство. Это был единственный человек из всех, не говоря уже, что он был единственный из египтян, о ком сохранилась память, что он был оштрафован за трусость.

Книга X

(О египетских святилищах)

XXXII. 9. …Те, которые (должны) совершить жертвы всесожжения… должны обвязать свои жертвы льняными или виссонными повязками; этот вид снаряжения жертв существует у египтян. Всех тех животных, которые предназначены в жертву, ведут в торжественной процессии; одни из них вводят жертвенных животных в святилище, другие же перед храмом сжигают палатки и стремительно уходят сами. Говорят, что однажды один из тех людей, которые не имели право входить в святилище, непосвященный, когда костер начал гореть, решился из-за любопытства и нахальства войти в святилище. И ему показалось, что все это место наполнено привидениями. Когда он вернулся и рассказал все, что видел, он испустил дух.
10. Подобную же историю я слыхал и от одного финикийца, что египтяне справляют праздник в честь Исиды, когда, по их словам, она оплакивает Озириса; тогда и Нил начинает у них выходить из берегов, и многие из местных жителей говорят, что то, что заставляет подниматься воды реки и заливает пашни,— это и есть слезы Исиды. Так вот, в один из этих праздников римлянин, который управлял Египтом, подкупив, говорят, деньгами какого-то человека, послал его в тайное святилище Исиды в Копте. Посланный вернулся из святилища, но как только он рассказал то, что он там видел, и он также, как мне это рассказывали, тотчас же умер. Правильны поэтому слова Гомера2, что для рода смертных людей нет никакого счастья воочию увидеть бессмертных богов.

Павсаний
Описание Эллады (Кн. I, XLII. 2; Кн. V, VII. 3; XXI. 5–7; Кн. X, XXXII. 9–10).
О колоссе Мемнона.
О течении Нила.
О египтянах, принимавших участие в Олимпиадах.
О египетских святилищах.
Текст приводится по изданию: Павсаний. Описание Эллады (пер. С. П. Кондратьева). М., 2002. Т. I. С. 103, 345, 377–380. Т. II. С. 311–312.

Виллибальд Пиркхаймер НОВАЯ КАРТА АМЕРИКИ, ИЛИ ПЕРУ. Америка, названная так в честь ее открывателя Америго Веспуччи, флорентийца, делится на многие провинции: на Новую Кастилию, Перу, Бразилию, Кито...

На рассвете 18 апреля 1519 г. в пустынную бухту близ острова Сан-Хуан-де-Улоа на побережье Мексиканского залива стремительно вошли 11 испанских каравелл. Главный кормчий эскадры Антон Аламинос знал эт...

Как свидетельствует Библия, когда правил народом иудейским царь Давид, передал ему Господь через пророка Нафана такие слова: «Сын твой, которого я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом...

Еще статьи из:: Мировая история Тайны мира