
Эта книга написанная Еленой Блаватской увидевшая свет в 1888-ом году выглядела как комментарий к сакральному тексту «Строфы Дзиан», который автор видела в подземном гималайском монастыре. В «Тайной доктрине» содержалось описание Божественной деятельности, как её представляла себе Блаватская от начала периода сотворения мира до его конца. Первый том «Космогенез» охватывал собой общий план, в соответствие с которым, единый неявленный Бог дифференцирует себя в многообразие мыслящих существ постоянно заполняющих мир. Впервые Бог обнаруживается через эманацию и три следующих друг за другом формы Разума, которые создают время пространство и материю и символизируются в серии священных знаков индуизма следующим образом. Все последующие творения происходят в строгом подчинении божественному плану, проходя через семь кругов эволюционных циклов. В первом круге мир подчиняется власти огня во втором — воздуха в третьем — воды в четвёртом — земли и в прочих — эфира. Этот порядок отражает постепенное удаление мира от божественной милости в первых четырёх кругах и его искупление в следующих трёх. Елена Блаватская иллюстрирует стадии космического цикла разнообразными эзотерическими символами треугольниками трискелионами и свастикой. С этим последним символом мы столкнёмся ещё не раз, поскольку он был очень популярен в начале XX века. Свастика известна с древнейших времён. Её можно найти в неолитических изображениях в орнаменте многих народов в разных частях света. Свастика — обозначение благоприятного счастливого объекта изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально чаще — в направлении часовой стрелки концами. В индийской культуре, которую тщательно изучала Блаватская, свастика традиционно трактовалась как символ солнца знак света и щедрости. Именно свастику Елена Петровна выбрала в качестве официального символа теософов, что отразилось в предложенном ей проекте печати Общества. Во втором томе «Тайной доктрины» «Антропогенез» Блаватская попыталась увязать историю человечества с эволюцией мироздания. Понятно, что её представление об истории выходило за рамки известной современной науке. Блаватская включает человека непосредственно в схему космического физического и духовного развития мира. Здесь её теории представляют собой сплав из открытий палеонтологии конца XIX века и расовой теории эволюции. Блаватская сопровождает свою циклическую концепцию развития мира утверждением о том, что каждому из семи кругов эволюции сопутствует падение и возвышение семи последовательных корневых рас, в первом-четвёртом круге расы испытывают упадок духовного развития, отдаваясь во власть материальному миру, в пятом-седьмом кругах высшие расы поднимаются к свету. Согласно Блаватской, подлинная человечность может быть создана только пятой корневой расой — арийской. Ей предшествовали соответственно астральная раса, возникшая в невидимой и священной земле, гиперборейцы, жившие на исчезнувшем полярном континенте, лемурианцы процветавшие на острове в Индийском океане, и раса жителей Атлантиды, погибшая в результате глобальной катастрофы. Другим принципиально важным теософским убеждением была вера в реинкарнацию переселение душ и карму также заимствованная из индуизма. Человеческий индивид рассматривался как незначительная часть божественного существа. Идея реинкарнации обязывала всякого пуститься в космическое путешествие по кругам и корневым расам, которое должно привести его к окончательному воссоединению с Богом, от которого он был оторван. Этот путь бесчисленных перевоплощений пишет историю постепенного искупления. Процесс реинкарнации исполняется в соответствии с принципами кармы – кто совершал добрые поступки — перевоплощается удачно, кто был зол — перевоплощается в ещё более низкие формы. Помимо расовых акцентов теософия также подчёркивала принципы элитаризма и иерархии. Подобно своим Учителям которые по утверждению Блаватской направили её в мир для того чтобы передать древнюю мудрость арийской расе Елена Петровна претендовала на безусловный авторитет определяемый её местом в оккультной иерархии. В своих рассказах о предыстории человечества она также часто ссылалась на выдающуюся роль элитарных священников корневых рас прошлого. Так, когда лемурианцы третья корневая раса, погрязли во зле и пороке, только иерархия избранных осталась чиста духом. Эти немногие составили лемуро-атлантическую династию королей-жрецов, ныне обитающую в легендарной стране Шамбала. Теория Блаватской вызвала огромный интерес у части образованной европейской публики. Объясняется это видимо вполне определённым обещанием оккультного посвящения, которого удостоится всякий принявший идеи Блаватской. Теософия предложила привлекательную смесь из древних религиозных идей и новых для того времени научных концепций для тех чьи привычные взгляды были опрокинуты с одной стороны дискредитацией ортодоксальной религии с другой — научно-техническим прогрессом. В мае 1891-го года, почти без всякой предупреждающей болезни, Елена Петровна Блаватская скончалась в своём рабочем кресле. Её тело было предано сожжению, а оставшийся пепел был разделен на три части: одна часть сохраняется в Адьяре, другая в Нью-Йорке, третья оставлена в Лондоне.
Отправить ответ