Орден франк-масонов, в наши дни известный во всех  странах  европейской культуры, ведет родословную от очень скромного по происхождению  Лондонского клуба начала XVIII века.     Слово free-mason (свободный каменщик) перешло из английского  в  другиеевропейские языки  уже  после  того,  как  оно  потеряло  и  в  Англии  свойпервоначальный смысл.     До   последней   четверти   прошлого    века    термин    "франк-масон"противополагали обыкновенно краткому термину "масон",  как  обозначающий  некаменщиков-рабочих (или оперативных  масонов,  как  говорили  в  Англии),  акаменщиков-мыслителей (спекулиятивных масонов), по  имени  только  связавшихсебя с соответствующим ремесленным  цехом.  В  частности  в  них  видели  то"рыцарей Храма", скрывавшихся под маской  франк-масонов  после  разгрома  ихордена Филиппом  Красивым,  то  группу  ученых  и  философов,  вступивших  вмасонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного  к  ним  правительствасвои гуманитарно-филантропические цели. Знакомство с  документами  показало,однако, всю ошибочность этих предположений.     Предками  современных  франк-масонов,  носившими  это  же   имя,   былинесомненно настоящие каменщики, и добавление к  названию  их  ремесла  слова"свободный" (free, frank) имело первоначально профессионально-ремесленное, ане со-цильное значение. Слово free-mason встречается в английских документахначиная с последней четверти  XVI  века,  по  наиболее  вероятной  гипотезе,выдвинутой в 1887 году одним английским архитектором.     Это были известные  в  Англии  в  эпоху  готического  стиля  sculptoreslapidum liberorum (первое упоминание -  в  документе  начала  XIII  века)  -"каменотесы свободных камней". "Свободными камнями (Free-stones)  в  отличиеот обыкновенных (rough-stones) назывались в  Англии  более  мягкие  каменныепороды, вроде  мрамора  и  известняка,  употреблявшиеся  для  более  тонкой,барельефной работы. Путем сокращения длинного термина и произошло,  по  этойгипотезе, английское слово free-mason.     В эпоху готического стиля франк-масонами называлась, во всяком  случае,более  искусная  категория  квалифицированных,  как   сказали   бы   теперь,строительных рабочих. Позднее, с упадком готического  стиля,  различие  двухкатегорий каменщиков утратило практическое значение, вследствие чего исчезлопредставление и о  точном  смысле  обоих  терминов:  уже  в  XIV  веке  цехикаменщиков называются безразлично то просто масонскими, то франк-масонскими.     Но  воспоминание  о  большей  почетности   данного   термина   все   жесохранилось: когда старинные братства каменщиков выделились в  отдельную  отцеха организацию, получившую известную  популярность  среди  высших  классовобщества  (XVII  век),  она  удержала  за  собой   название   франк-масонов,представив цеховой организации  называться  просто  масонами  (companies  ofmason);   длинное   название   принял   и   современный   масонский   орден,огранизовавшийся в начале XVIII века по типу старинных ремесленных братств.     Связь,  которая  соединяет  современный  масонский  орден  со   старымибратствами, носит, в сущности, внешний характер, сводясь  лишь  к  известнойпреемственности ритуала и терминологии. История старого  масонства  являетсяне столько главой из истории Ордена, сколько введением к ней.     К   тому   "доисторическому   периоду"   можно   отнести   и    идейныхпредшественников позднейших масонов-алхимиков и утопистов  XVII  века  с  ихпроектами всемирных  союзов  и  планами  преобразования  человечества:  еслистарые организации  каменщиков  были  номинальными  предками  масонства,  тоистинными,  духовными,  предками   его   были   именно   эти   представителидореволюционной европейской интеллигенции.     Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы XVIIIстолетия - эпоху возникновения так называемых "великих лож".     История старых организаций каменщиков тесно связана  с  общей  историейремесленников гильдий и братств.     Появление первых ремесленных гильдий  (crafts,  mysteries,  compagnies,guilds) относится в Англии к началу XII века, но документальные указания  нагильдии каменщиков встречаются не ранее конца XIV века.  Лондонские  гильдииделились в это время по своей значительности на три разряда: первый  посылалв городской совет по 6 представителей каждой гильдии, второй и третий  -  почетыре и по два; каменщики (free-masons) принадлежали ко второму разряду.  В1411  году  произошла  "инкорпорация"   (включение   в   число   официальныхучреждений) их Лондонского цеха, а в 1472 году он получил свой герб.     В XV веке цехи уже господствовали в английских городах: старые торговыегильдии отодвинулись на задний план.     Древнейшие из дошедших до нас документов, рисующие положение английскихстроительных рабочих, относятся к середине XIV века и  началу  XV  столетия.Это уставы артели, работавшей при церкви св. Петра в Йорке, составленные длянее в 1352, 1370 и 1409 году руководившим ее работами  церковным  капитулом.Из уставов видно, что работы артели производились в  крытом  помещении,  такназываемой ложе (lodge), служившей  для  холостых  рабочих  и  спальней;  запорядком  работы  и  за  поведением  каменщиков  следили  старший  мастер  инадзиратели, высший же надзор оставался в  руках  представителя  капитула  -супервизора; вступая  в  артель,  рабочие  приносили  присягу  "над  книгой"(очевидно уставом),  обязуясь  подчиняться  во  всем  капитулу  и  соблюдатьизданный им устав. В XV веке ложей называли уже не только мастерскую артели,но и саму артель.     Масонские ложи  -  братства  -  лишь  постепенно  выделились  из  цехов(crafts) в качестве особого организма. Еще во 2-й половине XV века оба  типаорганизации, по-видимому, совпадали, и Лондонский цех масонов так, например,и назывался в  современных  документах  "Святой  Цех  и  Братство  масонов".Позднее между ними проходит уже заметная грань: цехи ведут чисто ремесленныедела, братство, более сплоченная  и  дружная  часть  цеха,  хранит  традицииморального общения и взаимопомощи; члены цеха могут уже и  не  быть  членамибратства, а с другой стороны для поступления в братство  не  требуется  бытьнепременно цеховым рабочим; принеся в ложе присягу  и  сделав  вступительныйвзнос, можно получить звание "каменщика" (франк-масона), никогда не  брав  вруки рабочей кирки.     Древнейший документальный случай принятия в масонскую ложу постороннегоцеху лица относится к Эдинбургской ложе: 3 июня 1600  года  на  собрании  ееприсутствовал,  как  значится  в   протоколе,   Сэр   Джон   Бозуэль,   лордОчинлек-ский. Присутствие знати в шотландских ложах  становится  с  тех  порзаурядным фактом: имена виконтов, графов и сэров, принятых  в  ту  или  инуюложу, обычно прямо в звании цехового мастера, попадаются в  документах  XVIIвека на каждом шагу. Правда, еще в конце столетия  в  Шотландии  встречалисьложи, состоящие сплошь из ремесленников (например, ложа в Глазго), но  рядомс ними были ложи вроде Абердинской, где в 1670 году из 49  членов  всего  12были профессиональными каменщиками, а остальные  были  -  дворяне,  пасторы,коммерсанты и представители интеллигентных профессий.     Кроме знати, к каменщикам примыкали в отдельных  случаях  представителиинтеллигенции  и  ученого   мира,   привлекаемые   фантастической   историеймасонства, возбуждавшей их научную любознательность.     По описанию Плота, для  приема  в  общества  новых  членов  требовалосьсобрание, по крайней мере 5 или 6 франк-масонов. "Эти собрания,  -  замечаетПлот,  -  называются  в  некоторых  местах  ложами".  Вступительные   обрядызаключались и здесь в сообщении тайных знаков,  "посредством  которых  членыобщества узнают друг друга, где бы  они  ни  находились",  и  сопровождалисьбанкетами по установленному ритуалу. Новички, как  и  в  Шотландии,  в  деньприема дарили "братьям" перчатки, а взаимные обязанности членов  заключалисьв помощи на случай старости, безработицы и болезни.     Подобно  старинным  братствам,  франк-масонские  общества   XVII   векаподдерживали  между  собой  живую  связь  и  составляли  фактически   единуюорганизацию: принятый в 1б4б году в Иоррингтонскую ложу  археолог  Ашмоль  в1682  году  безо  всяких  добавочных  церемоний  допускается  на   заседаниеЛондонской ложи и даже  председательствует  на  нем  в  качестве  старейшегомасона.

Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак...

Мануил II Палеолог имел шестерых сыновей: Иоанна, Феодора, Андроника, Константина, Фому и Дмитрия. Феодор умер в 1438 г. деспотом Мореи, Андроник - еще ранее в монастыре, двое, Иоанн и Константин, ста...

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ КНИГИ ЭЛЬ-А'ЛАК ЭН-НАФИСА АБУ-АЛИ АХМЕДА БЕН-ОМАР ИБН-ДАСТА. ГЛАВА ШЕСТАЯ.Русь 91.§ 1.Что касается до Руси, то находится она на острове, окруженном озером. Окружность этого острова, на к...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история