Тевтонский Орден

Тевтонский орден был  учрежден  в  период  третьего  крестового  похода (1189 – 1192 гг.). Его полное  латинское  название  –  “Ordo  domus  Sanctae Mariae Teutonicorum” (“Орден дома  святой  Марии  Тевтонской”),  немецкое  -“Deutscher Order” – “Немецкий орден”.     Члены этого немецкого католического духовно-рыцарского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских обета: целомудрия, бедности  и  послушания.  В  то  время  члены  ордена  полностью зависели от папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь властитех государей, на территории которых находились их владения.     Цель  монашеского  подвига,  подчеркивают  христианские  богословы,   -достижение действием Божией  благодати  духовной  чистоты,  беспорочности  и полного предания себя воле Божией  через  аскетический  подвиг,  совершаемый каждодневно в течение всей жизни.     Однако уже в период образования Тевтонского  военно-монашеского  ордена редко кто относился всерьез к тому, что монах должен  лишать  себя  радостей земной жизни, чтобы побеждать искушения плоти и дьявола и достичь  благодати Духа Святого. В 1198 году орден был учрежден папой Иннокентием III,  а  в  1221  году папа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии,  иммунитет  и индульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и тамплиеров. Зловещую роль сыграл  Тевтонский  орден  при  завоевании  Прибалтики  и Пруссии. Примерно с 1215 г.  по  инициативе  папы  римского  Иннокентия  III германские  феодалы   форсируют   проникновение   на   восточное   побережье Балтийского моря под предлогом христианизации  языческого  племени  пруссов. Еще в 1201 году епископ Альберт основал город Ригу и учредил с благословения того же Иннокентия III духовно-рыцарский  орден  меченосцев,  или  Ливонский орден. С тех пор  в  Прибалтику  стали  стекаться  рыцари  со  всей  Европы. Развернулись  кровавые  операции  по  обращению  в   христианство   местного населения (племен куров, пруссов, ливов, эстов). В 1226 году по договору гроссмейстера Тевтонского  ордена  Германа  фон Зальца с польским удельным князем Конрадом Мазовецким ” для защиты Мазовии от пруссов и  литовцев”  орден  получил  Хелминьскую  землю  и,  перенеся  свою деятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов  –  группы  племен,издревле населявших южное побережье Балтийского моря между  нижним  течением рек Вислы и Немана. Немецкий  писатель  Август  Коцебу,   известный   монархист,   которого невозможно обвинить в симпатиях к  славянам,  писал  о  тевтонских  рыцарях: “Нельзя без содрогания читать описания  всех  зверств,  которые  крестоносцы совершали над несчастным народом. Приведем только один пример. Еще  в  концеXIV столетия, когда Пруссия была  полностью  покорена  и  усмирена,  великий магистр   ордена   крестоносцев   Конрад   Валленрод,    разгневавшись    на кумерляндского епископа, приказал отрубить правые руки всём  крестьянам  его епископства” (Коцебу А Древняя история Пруссии. Рига, 1808).     За неполные 50 лет Тевтонский орден в ходе истребительных войн  покорил все прусские земли. От Польши была оторвана не только Хелминьская земля,  нои  Восточное  Поморье.  Постоянными  объектами  экспансии  тевтонцев   стали Добжинская земля и даже Куявия (раннефеодальное государственное  образование восточнославянских племен Среднего Приднепровья).  Крестоносцы  представляли также большую  угрозу  для  Литвы  и  северо-западных  русских  земель.  Подпостоянным натиском ордена была и западная часть литовской Жемайтии (Жмуди).     В 1261 году после поражения тевтонских рыцарей в сражении  с  литовцами пруссы  подняли   восстание   против   крестоносцев.   Выступления   пруссов прокатились по  всей  Прибалтике,  и  только  в  1283  году  ордену  удалось окончательно покорить это гордое и свободолюбивое племя. Чтобы  удержать  господство  над   Прибалтикой,   тевтонцы   продолжали беспощадно истреблять всех, кто пытался оказать им  малейшее  сопротивление. Вот,  например,  как  описывает   “Хроника   Ливонии”   поход   крестоносных завоевателей: “И разделилось войско по всем дорогам и деревням,  и  перебили они повсюду много народа, и преследовали  врагов  по  соседним  областям,  и захватили из них женщин и детей в плен, и, наконец, сошлись вместе у  замка. На следующий и на третий день, обходя все кругом, разоряли  и  сжигали,  что находили, а коней и бесчисленное множество скота угнали  с  собой…  Многие язычники, спасшиеся бегством в леса или на морской лед, погибли, замерзши от холода” (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. 2-е изд. И. – Л., 1938, с.124 -125).     В 1236 году большое  войско  тевтонцев  вторглось  в  ливонские  земли, предав  их  огню  и  железу.  Но  рыцарей  опрокинули  воины   объединенного Литовского государства.     Через год после этого события Тевтонский орден объединился с  Ливонским орденом.  Магистру  тевтонцев  (получившему  титул   великого   магистра   -гроссмейстера) подчинился магистр Ливонского ордена  (который  в  дальнейшем стал  называться  ландмейстером).  Объединив  таким   образом   свои   силы, германские рыцари стали готовиться к новому “Дранг нах  Остен”  (“Натиск  на Восток”). У Тевтонского ордена были могущественные покровители:  папа  римский  и германский император, которые всегда поддерживали крестоносцев  во  всех  их столкновениях не только с недавней  языческой  Литвой,  но  и  с  давно  уже христианизированной Польшей.     Вступив в союз со шведскими феодалами, Тевтонский орден  стал  угрожать Пскову и Новгороду. “Укорим словеньский язык” – таков, по словам летописца,был лозунг тевтонцев. Римские папы давно стремились к мировому господству, иособенно манила их Русь с ее  неисчислимыми  богатствами.  Поработив  ливов,эстов и  пруссов  руками  тевтонцев,  католическая  церковь  протянула  своищупальца и к Руси.     В июле  1240  года  в  Финском  заливе  неожиданно  появилась  шведская флотилия, которая, пройдя по Неве,  стала  в  устье  Ижоры.  Утром  15  июля русское войско под водительством новгородского князя  Александра  Ярославича напало на шведов и молниеносным ударом  разгромило  их.  В  этой  знаменитой битве, за победу в которой Александр был назван  “Невским”,  русский  князь,как повествует летопись, “самому королю возложи печать на лице острым  своим мечом”.     Борьба со шведскими захватчиками была, однако,  лишь  составной  частью обороны Руси. Тевтонские рыцари в  1240  году  с  помощью  датских  феодалов захватили город Изборск, а  затем  и  Псков,  после  чего  появились  вблизи Новгорода. Александр Невский  разбил  рыцарей  под  Псковом,  вторгся  в  ихвладения, “землю ордена пожже и повоева, и полона много взя, а иных иссече”.А 5 апреля 1242  года  произошла  историческая  битва  против  тевтонцев  на Чудском озере, получившая название Ледового побоища, в ходе  которого  одних только рыцарей было убито 500 и 50 тевтонцев попало в плен. “И бысть та сечезла и велика, и треск от копий ломления и звук от мечного сечения… и не бевидети льду, покрыто бо все есть кровию”.     Победа над тевтонцами на Чудском  озере  имела  огромное  значение  длядальнейшей истории как русского, так  и  других  народов  Восточной  Европы.Благодаря Ледовому побоищу был  положен  предел  грабительскому  продвижению тевтонцев на Восток.     Конец XIV – начало XV века были временем расцвета  военного  могущества тевтонского  ордена,  получившего  большую  помощь  от   западно-европейских феодалов и папы римского. В борьбе против  этой  грозной  силы  объединилисьпольские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским  орденом,с одной стороны, и Польшей и Литвой  –  с  другой,  вновь  вспыхнула  война,получившая название Великой. Решающая роль между армией Тевтонского ордена и польско-литовско-русскими  войсками  произошла  15  июля   1410   года   под Грюнвальдом  (литовцы  называют   это   место   Жальгирисом,   а   немцы   -Танненбергом).     Под  предводительством  великого  князя  Литовского   Витаутаса   были разгромлены основные  силы  тевтонцев.  Этим  был  положен  конец  экспансии немецких  феодалов  и  крестоносцев  на  Восток,  продолжавшейся  200   лет. Эпохальное значение  битвы,  в  которой  погибли  гроссмейстер  Ульрих  фон Юнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в  том,  что была сломлена военная и  политическая  мощь  тевтонцев,  развеяны  их  планы господства в Восточной Европе. Тевтонский орден не смог больше оправиться от нанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи  у  папы  и  у  вселенских соборов, которые  в  это  время  старались  укрепить  расшатанный  авторитет католической церкви. Под объединенными ударами Польши и  восставших  городов Тевтонский орден был вынужден признать  себя  побежденным  и  отказаться  от политической самостоятельности.     По Торунскому миру 1466 года Польша получила обратно поморские земли  с Гданьском, Кульмскую землю и часть Пруссии. Остальные земли,  оставшиеся  за орденом,  стали  вассальными  владениями  Польши.   Гроссмейстер   тевтонцев обязался приносить присягу польскому королю и лишался  права  самостоятельно заключать союзы и объявлять войну. В первой четверти XVI века в истории  Тевтонского  ордена  развернулись интересные события. 2  апреля  1525  года  гроссмейстер  тевтонцев  Альбрехт Гогенцоллерн въехал в Краков – столицу  Польши  в  белом  плаще  “священного воинства”, украшенном черным орденским крестом, а уже 8  апреля  подписал  с Польшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а  как  герцог  Пруссии, находившейся в вассальной зависимости от  польского  короля  Сигизмунда.  Поэтому  договору  все  старые  привилегии,  которыми  пользовались  тевтонцы,утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства  оставались в силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехт принес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10  апреля  1525года родилось новое государство.     Тевтонский  орден  был  ликвидирован  ради  того,  чтобы   существовала Пруссия. В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачами в  Австрии  (при  гроссмейстере  Антоне  Викторе,  который  стал  называться хохмейстером), а вскоре де-факто и в Германии,  хотя  официальные  орденские власти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою  деятельность только   после   окончания   второй   мировой   войны,   ибо   братья-рыцари преследовались при нацизме.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*