Первым увидел геометрические фигуры на знаменитом плоскогорье Наска американский археолог Поль Косок. Ученый с изумлением всматривался с борта самолета в невероятный калейдоскоп трапеций, треугольников и спиралей, усеявших пустыню в трехстах километрах от столицы Перу Лимы. Абсолютно прямые линии рассекали плоскогорье по всем направлениям и убегали за горизонт, как бы «не замечая» возвышенностей и ущелий. А между городами Наска и Пальпа раскинулся уникальный в своем роде «зоопарк пустыни» — гигантские очертания птиц, змей, обезьян, китообразных и даже насекомых. Потом выяснилось, что техника нанесения гигантских фигур была довольно простой: следовало лишь сдвинуть камни, обнажив мягкую землю, и уложить их в ряд. На такую работу уходили годы, зато изображения могли сохраняться в этом засушливом районе тысячелетиями! Поль Косок предположил, что перед ним — гигантский астрономический календарь. 21 июня 1939 г. ученый увидел на закате дня, как Солнце садилось точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Позже он нашел линию зимнего солнцестояния и еще больше утвердился в правильности своей догадки относительно смысла калейдоскопа в перуанской пустыне. Но надо было отождествить и другие фигуры плоскогорья с астрономическими объектами. За эту сложнейшую задачу взялась помощница Поля Косока, немка по национальности, Мария Райхе. Она в свое время уехала из Германии, спасаясь от фашизма, поселилась в перуанском городе Куско, где работала учительницей, потом закончила математический факультет местного университета и, владея испанским и английским языками, стала профессиональной переводчицей. В этом качестве Мария Райхе и познакомилась с Полем Косоком. Поручение заняться разгадкой тайны пустыни Наска Мария восприняла как подарок судьбы. Отныне и на многие десятилетия она связала свою жизнь с этим удаленным горным местом... С редкой самоотверженностью и скрупулезностью отнеслась Мария к новому для себя делу. Целых семь лет ушло у нее на составление первых приблизительных карт и топографических планов плато площадью пятьсот квадратных километров, испещренного загадочными рисунками. В 1947 г. исследовательница получила возможность пользоваться вертолетом Первый раз она летела, свесившись за борт на веревках, и в таком положении фотографировала гигантские изображения. Ведь они видны только с высоты птичьего полета! Потом знакомый инженер сконструировал специальную подвеску — стало относительно безопаснее. Почти все светлое время суток Райхе проводила в пампе — так называют местные жители пустыню. Ручной рулеткой ода обмерила 788 фигур! Работала одна, поэтому дело шло медленно. Первую подробную схему изображений ей удалось закончить лишь К 1956 г., последнюю — когда Марии уже было хорошо за восемьдесят. «Первая дама Наски» скончалась в 1998 г. в возрасте 95 лет. Ее дом в городке Ика (недалеко от знаменитого плоскогорья) превращен в музей, одна из улиц Ики теперь носит имя Райхе. В городке установлен бюст подвижницы, а в Наске в ее честь названа одна из школ. В Ике живет продолжательница дела Марии Райхе — Виктория Никитцки, переселившаяся сюда в начале 1990-х гг. из Австрии. На протяжении последних 10 лет жизни Марии она была ее ближайшей подругой и помощницей. «Для древних народов положения Солнца и Луны служили календарем» — рассказывала Мария Райхе журналистам. — По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно — сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому зДесь так много линий — около 13 тысяч!» Однако известный астроном, автор книги «Кроме Стоунхенджа» Дж. Хокинс, проанализировал очертания фигур на плоскогорье Наска с помощью компьютера и заявил после завершения работы: «Компьютер разбил вдребезги теорию звездно-солнечно-лунного календаря!» И действительно, далеко не все фигуры удалось отождествить с астрономическими объектами. Согласно гипотезе москвички Аллы Белоконь, изображения в Наске нанесены сверху потоком направленной энергии. Многие контуры очерчены сложным движением «рисующего луча» — колебательным, вращательным и поступательным. А это — типичные маневры НЛО! По-видимому, изображения наносились управляемым потоком энергии с регулируемым соплом. Если такая гипотеза верна, то рисунки адресованы не нам, а прибывающим к нашей планете инопланетянам. В молодые годы Мария Райхе крайне скептически относилась к инопланетным объяснениям тайны пустыни. Но на закате своих дней она стала терпимее относиться к альтернативным гипотезам. В интервью журналу «Курьер ЮНЕСКО» она однажды заявила: «Совершенство пропорций этих изображений, достигающих порой размеров 200—300 м, наводит на мысль, что они, возможно, предназначались для небесных зрителей... Как бы там ни было, но эти фигуры навсегда останутся в числе величайших творений человеческого гения!» Международная экспедиция под руководством итальянского археолога Джузеппе Орефичи провела раскопки на плоскогорье Наска и обнаружила здесь, в частности, погребальные одежды, относящиеся к III в, до н.э. и сшитые из тканей, имеющих нити более двухсот расцветок! Одежды хорошо сохранились, и на них видны фигуры богов и, как ни странно, исполнителей на музыкальных инструментах. Кстати, там же найдены глиняные флейты, на которых можно играть и сегодня! Поразили археологов и раскопанные здесь своеобразные колодцы со спиралевидными спусками к центру с диаметром наверху 18 м и глубиной 15 м. Спиралевидные сходы вели к подземным водным источникам и охранялись жрецами. Далекие предшественники ныйешних перуанцев были прекрасными земледельцами. В борьбе за живительную воду они проявили потрясающее трудолюбие и высокое инженерное искусство, создав широко разветвленную ирригационную систему из колодцев, резервуаров и подземных водоемов. Эффективность их такова, что признано целесообразным начать реставрацию всего ирригационного комплекса. В шестидесяти километрах к северу от нынешнего города Наска археолога нашли более сотни древнейших петроглифов (рисунков, выбитых на скалах). Основной мотив рисунков — бог Кот, считавшийся одним из главных богов древних перуанцев. По их верованиям, жизненная сила человека сосредоточена в его голове, поэтому человеческие головы приносились в жертву богам. На месте былого расположения религиозного центра Кахуачи археологи обнаружили несколько мумифицированных голов. В основном это были головы врагов местных племен, но встречались и головы сородичей — мужчин, женщин и даже детей. Очевидно, они тоже стали объектами жертвоприношений. Перуанский летчик Эдуардо Гомес де ла Торре в 1986 г. сфотографировал 87 ранее неизвестных изображений в малоисследованной пампе Сан-Хосе недалеко от Наски и подарил их музею в Лиме. Ранее, в 1980 г., подобный калейдоскоп фигур был обнаружен в перуанской провинции Арекипа в тысяче километров к юго-востоку от Лимы. Наверняка подобные произведения существуют и в других районах земного шара. Например, в Эффингтоне (Англия) популярна «Белая лошадь», вычерченная на земле, в штате Огайо (США) — «Большая змея». Гигантские рисунки, похожие на изображения в Наске, имеются также в пустыне Мохаве в Калифорнии. В 1980 г. вертолетчики Каракалпакского филиала академии наук Узбекистана обнаружили на плато Устюрт (бассейн Аральского моря) загадочные стреловидные изображения. Они выглядели как овальные фигуры длиной 800—900 м и шириной 400—600 м. Эти овалы с втянутой внутрь горловиной и двумя стрелами, указывающими на север, выложены камнями высотой около метра и имеют следы скрепляющего раствора. Одна из гипотез считает стреловидные фигуры Устюрта загонами для мигрирующих куланов и сайгаков. Но тогда непонятно, почему все «загоны» сориентированы на север и тянутся на добрую сотню километров? Кто и зачем выполнил эту тяжелейшую работу, любоваться которой могли на протяжении многих столетий только птицы, до сих пор неизвестно.