Настоящая история масонства в  России  начинается  лишь  в  семидесятыхгодах XVIII  века,  когда  одновременно  возникают  две  масонские  системы,пользовавшиеся  крупным  успехом.  Ложи  этих  систем,  -   так   называемыхЕлагинской и Циннендорфской (шведско-берлинской), - работали в  этот  периодвремени,  главным  образом,  в  первых  трех  степенях  "иоанновского"   или"символического" масонства,  преследовавшего  цели  религиозно-нравственноговоспитания человека.     Здесь  русские  работали  над  приведением   "дикого   камня"   (символгреховного человека) в "совершенную кубическую форму" (очищение от пороков),приобретали широкие сравнительно с  прежними  религиозные  понятия,  глубокозадумывались  над  вопросами  веры   и   нравственности,   упорной   работойвоспитывали в себе  человека.  Кажущаяся  в  наше  время  несколько  бледноймасонская мораль оказала благотворное влияние на общество,  служа  в  то  жевремя реакцией против модных течений западно-европейской скептической мысли.     По меткому сравнению П.Н.Милюкова, это "толстовство" XVIII века, с  егопроповедью личного  самосовершенствования  и  "убегания  зла",  было  первойидеалистической философией, распространившейся в широких общественных кругахи вызванной здравыми, жизненными  потребностями  пробудившейся  общественноймысли.     Главная роль в этом  периоде  истории  русского  масонства  принадлежитизвестному И.П.Елагину,  которого  нередко  совершенно  неправильно  считаютсоздателем особой масонской системы, близкой по традициям к первоначальной ичистейшей форме английского масонства.     Елагин стал масоном еще в 1750 году, но до поры до времени, как и  все,не видел в ордене ничего серьезного и вскоре  увлекся  модным  "душепагубнымчтением" безбожных  писателей  -  "ансиклопедистов".  Однако  вскоре  затем,беседуя с людьми "учеными и просвещенными", он "к крайнему своему удивлению"нередко слышал далеко не  лестные  отзывы  о  своих  учителях,  которых  они"весьма малыми и нередко  заблуждающимися  и  почти  ничего  не  знающими  влюбомудрии и мирознании учениками почитать осмеливались".     Так как эти "в науках знаменитые люди" оказались  масонами,  то  Елагинстал раздумывать о том, нет ли в  масонстве  чего-либо  "притягательного,  аему, яко невежде, сокровенного". С целью разрешить этот вопрос, Елагин началчаще  посещать  ложи  и  искать  знакомства  с  людьми,  "состарившимися   вмасонстве".  Тут  встретился  он  с  "некоторым,  недолго  в  России  бывшимпутешественником", англичанином, который и открыл ему, "что  масонство  естьнаука,  что  таинство  сие  хранится  в  Лондоне,  в  особой  ложе,  древнейназываемой". Тогда Елагин "вознамерился с  постоянной  твердостью  старатьсяоткрыть себе сию во  мраке  прекословия  кроющуюся  неизвестность"  (ЗапискаЕлагина. Р.Лрхив, 1864., т.1, стр.597).     12 марта 1771 года приехавший из Германии бывший гофмейстер  при  дворепринца Брауншвейгского фон Рейхель учредил  в  Петербурге  ложу  Аполлона  -первую ложу Цин-нендорфской системы. Еще перед  своим  отъездом  из  БерлинаРейхель имел беседу с мастером ложи "Трех золотых ключей" - самим знаменитымЦиннендорфом  и  получил  от  него  поручение  "сделать  все  возможное  длядостоинства и распространения царственного ордена в тамошних краях".     Основанная Рейхелем ложа состояла из 14 человек, из которых  1  3  былииностранцы и только один русский,  -  шталмейстер  Ее  Величества  Нарышкин.Циннендорф, посылая конституцию лож Аполлона, хорошо знал об  исключительномвлиянии Елагина  среди  петербургских  масонов  и  поспешил  заручиться  егорасположением,    одновременно    он    отправил     Елагину     чрезвычайнопредупредительное письмо, в котором говорил следующее:  "с  целью  укрепить,насколько возможно, дружбу и согласие между нашими братьями... я счел  своейобязанностью сообщить вам об этом (об учреждении ложи Аполлона)  и  особеннорекомендовять почтенного брага Рейхеля,  а  также  и  ложи  (т.е.  имеющиесяучредиться по Циниендорфскон  системе)  вашему  покровительству,  доверяю  иблагосклонности, так же, как и всем вашим братьям в Петербурге".     Письмо это, датированное 15 октября 1771 года,  т.е.  ранее  назначенияЕлагина  гроссмейстером  русских  лож,  свидетельствует  о  выдающемся   егозначении среди петербургских братьев, чем и объясняется, конечно, выбор  егоПровинциальным  Великим  мастером  в  начале  следующего  года.  Со  стороныЦиннендорфа эта исключительная предупредительность  была,  конечно,  пробнымкамнем, имевшим целью склонить Елагина  на  свою  сторону.  Но  политика  неудалась: Елагин, наоборот, вероятно именно из опасения немецкого  масонства,добился от Англии учреждения первой русской Великой Ложи  (26  февраля  1772года) и сам был утвержден "Провинциальным Великим Мастером всех и  для  всехрусских".     Рейхель, однако, не унывал. В 1774 году ему удалось открыть снова  ложуАполлона и основать еще пять новых: Горуса, Латоиы и Немезиды в  Петербурге,Изиды в Ревеле и Аполлона в Риге. Несколько позднее, в 1776 году  Рейхель  иТрубецкой  учредили  в  Москве  ложу   Озириса,   составленную   сплошь   изаристократии и поэтому носившую название "княжеской".     Не менее  успешно  действовал  и  Елагин:  в  1774  году  он  открыл  вПетербурге ложу Девяти Муз, Музы Урании и Белло-ны, а в  Москве  ложу  Клио,несколько ранее была учреждена военная ложа Марса в Яссах в Молдавии.                   

ЛОЖИ, ОСНОВАННЫЕ ПО ЦИННЕНДОРФСКОЙ СИСТЕМЕ    

 1. Ложа rapii O'Kpara (Harpokrates) в Петербурге. Осн. в 1773 г. В 1777г. мастер стула - Обер-секретарь Артемьев.     2. Ложа Изиды (Isis) в Ревеле, осн. в 1773 г. Сведение о переходе ее  в1776 г. к английской системе - Пыпин, Хр. ук, стр.10 - неверно.     3. Ложа Горуса (Horns) в Петербурге, осн.в 1774 - 75гг. Мастер стула  -Нартов. Ложа Хорив-Ночев  -  никогда  не  существовала,  и  предположение  отождестве ложи Horus и Horeb совершенно справедливо.     4 Ложа Латоны (Latona) в Петербурге, осн. в  1775г.  Вряд  ли  мастеромстула мог быть при ее учреждении Храповицкий - Пыпин, Хрон.указ. 13,  -  таккак уже 1 сентября 1776 г. во время обсуждения  предстоящего  соглашения  онпредседательствовал в ложе Немезиды. В  1777  г.  мастер  стула  -  Новиков,впоследствии перенесший эту ложу  в  Москву.  Это  и  есть,  конечно,  ложа,которую он называет в показаниях своей.     5. Ложа Немезиды (Nemesis) в Петербурге, осн. 1775 - 76 гг.  Во  всякомслучае основана ранее соединения Рейхелевских лож,  так  как  она  принималаучастие в предварительном обсуждении этого соглашения в собраниях лож 1 и  3сентября 1776 г. Вряд ли она могла быть основана Чаадаевым  для  Новикова  иего друзей, так как Новиков принадлежал к ложе Латоны. 1  сентября  1776  г.работы в ней вел Храповицкий, а в 1777 г. мастером ее был майор  Дубянский.(Возможно, что это и есть "ложа Дубянского" в показаниях Новикова.)  

ЕЛАГИНСКИЕ ЛОЖИ СОЕДИНИВШИЕСЯ С РЕЙХЕЛЕВСКИМИ      

6. Ложа "Совершенного согласия" (Parf'aite Union) в Петербурге, осн.  в1771 г. Мастер стула Джон Клей.     7. Ложа "Девяти Муз" (Zu den neun Musen) в Петербурге, осн. в  1774  г.Это собственная ложа Елагина. (Пыпин относит  ее  основание  к  1772  г.,  аФридрих утверждает, что 1774 г. устанавливается актами).     8. Ложа "Урания" (Urania) в Петербурге, осн. в 1772г.  Фридрих  неверноназывает дату 1774 г. Протоколами этой ложи от 1772 г. по 1775 г.(в собранииграфа  Уварова)  пользовался  Лонгиыов,  бумаги  ее  от  1776  г.  по   1788(протоколы, речи, песни хранятся  в  архивах).  В  1776  г.  она  перешла  кшведско-берлинской системе с мастером стула купцом Опицем.     9. Ложа Беллоны (Bellona) в Петербурге., осн. в 1774 г.     10. Ложа Клио (КПо) в Москве, осн. в 1774 г. 

ЛОЖИ ДРУГИХ СИСТЕМ, ПРИСТАВШИЕ К СОЮЗУ    

 Сюда же  относятся  многие  ложи,  получившие  патент  от  Елагина,  нооставшиеся  верными  своим  системам.  Пыпин  ошибочно   причисляет   их   кЕлагинской.     11. Ложа Скромности (точнее, Молчаливости:  Zur  Verse  hwiegenheit)  вПетерубрге, осн. в 1750 г. Это - старейшая из русских лож.  В  1774  г.  онаполучила патент от Елагинской, но  в  работах  осталась  самостоятельной.  Ванглийских списках она нигде не упоминается: сперва  она  держалась  системыСтрогого Наблюдения,  затем  при  мастере  стула  Ме-лиссино  следовала  егосистеме, в 1776 году приняла шведско-берлинскую.     12. Ложа "Св.Екатерины трех подпор" в  Архангельске,  осн.  в  1776  г.Система неизвестна: в 1775 г., как и многие ложи, получила  лишь  патент  отЕлагина. (В начале 1787 г., после трехлетней остановки работ "но  несогласиюбратьев", возобновлена с согласия Елагина под  именем  "Северной  звезды"  иполучила разрешение работать согласно английской конституции в  5  ступенях;Пекарский, Дополнения, стр.118).     13. Ложа Постоянства (Zur Bestendigkeit) в Москве. (В 1777  г.  принялашведско-берлинскую систему при мастере стула Сенглине, ранее принадлежала  кСтрогому Наблюдению.     14. Военная  ложа  Минервы  (Minerva)  в  Сагодурах,  в  Молдавии.  (ПоЛонгинову принадлежала ранее к Елагинской системе - "Новиков и пр.", стр.95-Мастер стула купец До-ринг).     15. Ложа Талии (Thalia) в  Полоцке,  осн.  в  1774  г.  (По  протоколамУрании - Лонг. 95, в 1774 г. выдано разрешение  Вердеревскому  открыть,  гдеему угодно, ложу Талии. Майор Вердеревский был в  это  время  при  войске  вПольше и открыл ложу в Полоцке. По  Лоигинову  -  стр.95  -  принадлежала  ксистеме Елагина).     16. Ложа Равенства (Zur Gleichheit) в Петербурге. Мастер стула  в  1777г. камергинер Гагарин.     17. Ложа Caudeur в Москве. Мастер стула майор Бенниг-сен. (Не  об  этойли ложе Шварц писал Брауншвейгскому, как  о  принадлежащей  к  тамплиерству?"Орден тамплиеров, - писал он, - существует в Москве уже с 1776 г., сюда  онперенесен через известного барона Бсннинкса", - Ещевский, Соч. т.Ш. стр.443-Последних двух лож вовсе нет в Хронолог.ук. Пыпина).     18. Ложа Благотворительности (Zu

Маусалапарва(Книга о битве на палицах)Рассказ о взаимном истреблении воинов племени ядавов. Эта книга посвящена главным образом описанию многих трагических событий, происшедших на тридцать шестом году...

Эдинбургский университет был основан в 1583 году и является одним из ведущих в Соединенном королевстве. По качеству преподавания и уровню научно-исследовательских работ Университет считается одним из ...

Было бы логично предположить,' что чем глубже историю, тем примитивнее предметы культуры. Но теже ортодоксальные археологи начинают признавать, Что это не всегда так. "Нью-Йорк тайме" за 18 ноября 197...

Еще статьи из:: Тайны мира Полезная информация Мировая история