Настоящая история масонства в  России  начинается  лишь  в  семидесятыхгодах XVIII  века,  когда  одновременно  возникают  две  масонские  системы,пользовавшиеся  крупным  успехом.  Ложи  этих  систем,  -   так   называемыхЕлагинской и Циннендорфской (шведско-берлинской), - работали в  этот  периодвремени,  главным  образом,  в  первых  трех  степенях  "иоанновского"   или"символического" масонства,  преследовавшего  цели  религиозно-нравственноговоспитания человека.     Здесь  русские  работали  над  приведением   "дикого   камня"   (символгреховного человека) в "совершенную кубическую форму" (очищение от пороков),приобретали широкие сравнительно с  прежними  религиозные  понятия,  глубокозадумывались  над  вопросами  веры   и   нравственности,   упорной   работойвоспитывали в себе  человека.  Кажущаяся  в  наше  время  несколько  бледноймасонская мораль оказала благотворное влияние на общество,  служа  в  то  жевремя реакцией против модных течений западно-европейской скептической мысли.     По меткому сравнению П.Н.Милюкова, это "толстовство" XVIII века, с  егопроповедью личного  самосовершенствования  и  "убегания  зла",  было  первойидеалистической философией, распространившейся в широких общественных кругахи вызванной здравыми, жизненными  потребностями  пробудившейся  общественноймысли.     Главная роль в этом  периоде  истории  русского  масонства  принадлежитизвестному И.П.Елагину,  которого  нередко  совершенно  неправильно  считаютсоздателем особой масонской системы, близкой по традициям к первоначальной ичистейшей форме английского масонства.     Елагин стал масоном еще в 1750 году, но до поры до времени, как и  все,не видел в ордене ничего серьезного и вскоре  увлекся  модным  "душепагубнымчтением" безбожных  писателей  -  "ансиклопедистов".  Однако  вскоре  затем,беседуя с людьми "учеными и просвещенными", он "к крайнему своему удивлению"нередко слышал далеко не  лестные  отзывы  о  своих  учителях,  которых  они"весьма малыми и нередко  заблуждающимися  и  почти  ничего  не  знающими  влюбомудрии и мирознании учениками почитать осмеливались".     Так как эти "в науках знаменитые люди" оказались  масонами,  то  Елагинстал раздумывать о том, нет ли в  масонстве  чего-либо  "притягательного,  аему, яко невежде, сокровенного". С целью разрешить этот вопрос, Елагин началчаще  посещать  ложи  и  искать  знакомства  с  людьми,  "состарившимися   вмасонстве".  Тут  встретился  он  с  "некоторым,  недолго  в  России  бывшимпутешественником", англичанином, который и открыл ему, "что  масонство  естьнаука,  что  таинство  сие  хранится  в  Лондоне,  в  особой  ложе,  древнейназываемой". Тогда Елагин "вознамерился с  постоянной  твердостью  старатьсяоткрыть себе сию во  мраке  прекословия  кроющуюся  неизвестность"  (ЗапискаЕлагина. Р.Лрхив, 1864., т.1, стр.597).     12 марта 1771 года приехавший из Германии бывший гофмейстер  при  дворепринца Брауншвейгского фон Рейхель учредил  в  Петербурге  ложу  Аполлона  -первую ложу Цин-нендорфской системы. Еще перед  своим  отъездом  из  БерлинаРейхель имел беседу с мастером ложи "Трех золотых ключей" - самим знаменитымЦиннендорфом  и  получил  от  него  поручение  "сделать  все  возможное  длядостоинства и распространения царственного ордена в тамошних краях".     Основанная Рейхелем ложа состояла из 14 человек, из которых  1  3  былииностранцы и только один русский,  -  шталмейстер  Ее  Величества  Нарышкин.Циннендорф, посылая конституцию лож Аполлона, хорошо знал об  исключительномвлиянии Елагина  среди  петербургских  масонов  и  поспешил  заручиться  егорасположением,    одновременно    он    отправил     Елагину     чрезвычайнопредупредительное письмо, в котором говорил следующее:  "с  целью  укрепить,насколько возможно, дружбу и согласие между нашими братьями... я счел  своейобязанностью сообщить вам об этом (об учреждении ложи Аполлона)  и  особеннорекомендовять почтенного брага Рейхеля,  а  также  и  ложи  (т.е.  имеющиесяучредиться по Циниендорфскон  системе)  вашему  покровительству,  доверяю  иблагосклонности, так же, как и всем вашим братьям в Петербурге".     Письмо это, датированное 15 октября 1771 года,  т.е.  ранее  назначенияЕлагина  гроссмейстером  русских  лож,  свидетельствует  о  выдающемся   егозначении среди петербургских братьев, чем и объясняется, конечно, выбор  егоПровинциальным  Великим  мастером  в  начале  следующего  года.  Со  стороныЦиннендорфа эта исключительная предупредительность  была,  конечно,  пробнымкамнем, имевшим целью склонить Елагина  на  свою  сторону.  Но  политика  неудалась: Елагин, наоборот, вероятно именно из опасения немецкого  масонства,добился от Англии учреждения первой русской Великой Ложи  (26  февраля  1772года) и сам был утвержден "Провинциальным Великим Мастером всех и  для  всехрусских".     Рейхель, однако, не унывал. В 1774 году ему удалось открыть снова  ложуАполлона и основать еще пять новых: Горуса, Латоиы и Немезиды в  Петербурге,Изиды в Ревеле и Аполлона в Риге. Несколько позднее, в 1776 году  Рейхель  иТрубецкой  учредили  в  Москве  ложу   Озириса,   составленную   сплошь   изаристократии и поэтому носившую название "княжеской".     Не менее  успешно  действовал  и  Елагин:  в  1774  году  он  открыл  вПетербурге ложу Девяти Муз, Музы Урании и Белло-ны, а в  Москве  ложу  Клио,несколько ранее была учреждена военная ложа Марса в Яссах в Молдавии.                   

ЛОЖИ, ОСНОВАННЫЕ ПО ЦИННЕНДОРФСКОЙ СИСТЕМЕ    

 1. Ложа rapii O'Kpara (Harpokrates) в Петербурге. Осн. в 1773 г. В 1777г. мастер стула - Обер-секретарь Артемьев.     2. Ложа Изиды (Isis) в Ревеле, осн. в 1773 г. Сведение о переходе ее  в1776 г. к английской системе - Пыпин, Хр. ук, стр.10 - неверно.     3. Ложа Горуса (Horns) в Петербурге, осн.в 1774 - 75гг. Мастер стула  -Нартов. Ложа Хорив-Ночев  -  никогда  не  существовала,  и  предположение  отождестве ложи Horus и Horeb совершенно справедливо.     4 Ложа Латоны (Latona) в Петербурге, осн. в  1775г.  Вряд  ли  мастеромстула мог быть при ее учреждении Храповицкий - Пыпин, Хрон.указ. 13,  -  таккак уже 1 сентября 1776 г. во время обсуждения  предстоящего  соглашения  онпредседательствовал в ложе Немезиды. В  1777  г.  мастер  стула  -  Новиков,впоследствии перенесший эту ложу  в  Москву.  Это  и  есть,  конечно,  ложа,которую он называет в показаниях своей.     5. Ложа Немезиды (Nemesis) в Петербурге, осн. 1775 - 76 гг.  Во  всякомслучае основана ранее соединения Рейхелевских лож,  так  как  она  принималаучастие в предварительном обсуждении этого соглашения в собраниях лож 1 и  3сентября 1776 г. Вряд ли она могла быть основана Чаадаевым  для  Новикова  иего друзей, так как Новиков принадлежал к ложе Латоны. 1  сентября  1776  г.работы в ней вел Храповицкий, а в 1777 г. мастером ее был майор  Дубянский.(Возможно, что это и есть "ложа Дубянского" в показаниях Новикова.)  

ЕЛАГИНСКИЕ ЛОЖИ СОЕДИНИВШИЕСЯ С РЕЙХЕЛЕВСКИМИ      

6. Ложа "Совершенного согласия" (Parf'aite Union) в Петербурге, осн.  в1771 г. Мастер стула Джон Клей.     7. Ложа "Девяти Муз" (Zu den neun Musen) в Петербурге, осн. в  1774  г.Это собственная ложа Елагина. (Пыпин относит  ее  основание  к  1772  г.,  аФридрих утверждает, что 1774 г. устанавливается актами).     8. Ложа "Урания" (Urania) в Петербурге, осн. в 1772г.  Фридрих  неверноназывает дату 1774 г. Протоколами этой ложи от 1772 г. по 1775 г.(в собранииграфа  Уварова)  пользовался  Лонгиыов,  бумаги  ее  от  1776  г.  по   1788(протоколы, речи, песни хранятся  в  архивах).  В  1776  г.  она  перешла  кшведско-берлинской системе с мастером стула купцом Опицем.     9. Ложа Беллоны (Bellona) в Петербурге., осн. в 1774 г.     10. Ложа Клио (КПо) в Москве, осн. в 1774 г. 

ЛОЖИ ДРУГИХ СИСТЕМ, ПРИСТАВШИЕ К СОЮЗУ    

 Сюда же  относятся  многие  ложи,  получившие  патент  от  Елагина,  нооставшиеся  верными  своим  системам.  Пыпин  ошибочно   причисляет   их   кЕлагинской.     11. Ложа Скромности (точнее, Молчаливости:  Zur  Verse  hwiegenheit)  вПетерубрге, осн. в 1750 г. Это - старейшая из русских лож.  В  1774  г.  онаполучила патент от Елагинской, но  в  работах  осталась  самостоятельной.  Ванглийских списках она нигде не упоминается: сперва  она  держалась  системыСтрогого Наблюдения,  затем  при  мастере  стула  Ме-лиссино  следовала  егосистеме, в 1776 году приняла шведско-берлинскую.     12. Ложа "Св.Екатерины трех подпор" в  Архангельске,  осн.  в  1776  г.Система неизвестна: в 1775 г., как и многие ложи, получила  лишь  патент  отЕлагина. (В начале 1787 г., после трехлетней остановки работ "но  несогласиюбратьев", возобновлена с согласия Елагина под  именем  "Северной  звезды"  иполучила разрешение работать согласно английской конституции в  5  ступенях;Пекарский, Дополнения, стр.118).     13. Ложа Постоянства (Zur Bestendigkeit) в Москве. (В 1777  г.  принялашведско-берлинскую систему при мастере стула Сенглине, ранее принадлежала  кСтрогому Наблюдению.     14. Военная  ложа  Минервы  (Minerva)  в  Сагодурах,  в  Молдавии.  (ПоЛонгинову принадлежала ранее к Елагинской системе - "Новиков и пр.", стр.95-Мастер стула купец До-ринг).     15. Ложа Талии (Thalia) в  Полоцке,  осн.  в  1774  г.  (По  протоколамУрании - Лонг. 95, в 1774 г. выдано разрешение  Вердеревскому  открыть,  гдеему угодно, ложу Талии. Майор Вердеревский был в  это  время  при  войске  вПольше и открыл ложу в Полоцке. По  Лоигинову  -  стр.95  -  принадлежала  ксистеме Елагина).     16. Ложа Равенства (Zur Gleichheit) в Петербурге. Мастер стула  в  1777г. камергинер Гагарин.     17. Ложа Caudeur в Москве. Мастер стула майор Бенниг-сен. (Не  об  этойли ложе Шварц писал Брауншвейгскому, как  о  принадлежащей  к  тамплиерству?"Орден тамплиеров, - писал он, - существует в Москве уже с 1776 г., сюда  онперенесен через известного барона Бсннинкса", - Ещевский, Соч. т.Ш. стр.443-Последних двух лож вовсе нет в Хронолог.ук. Пыпина).     18. Ложа Благотворительности (Zu