К масонским ложам  Германии  принадлежали  многие  великие  люди  XVIIIвека, - между ними Гете, Лессинг, Гердер. Они, конечно, держались в стороне от той мистико-шарлатанской шумихи,  которую  подняли  большинство  немецких лож, они стояли далеко и от их работ,  и,  кроме  Гете,  редко  посещали  их заседания. К масонству их  привлекали  те  просветительские  и  гуманитарные идеалы, которые в принципе признавались основателями масонства,  и,  защищаяэти идеалы в своих произведениях, они видели в них чисто масонские  понятия,на что прямо указывали.     Лессинг, например, в своих "Масонских беседах" доказывает, что сущностьмасонства заключается не в "обрядах, знаках, рисунках и словах", даже  не  вделах благотворения, а в воспитании людей согласно  с  идеалами  гуманности.Масонство в  глазах  Лессинга  -  не  историческое,  а  отвлеченно-идеальноепонятие, оно существовало всюду, где люди  были  проникнуты  чувством  любвидруг к другу и уважения к великим началам свободы и общественности.  В  этомсмысле  Лессинг  утверждает,-что  "можно   исполнять   высокие   обязанностимасонства, не называясь масоном".     Что касается Гете, то он не  удовлетворялся  только  представлением  оботвлеченном от действительности типе идеального масонства, а  хотел  оказатьреальное влияние на немецкое масонство. Он хотел быть масоном не только  внемасонских лож, но и внутри их. Принятый в 1770 году в  число  масонов,  Гетеоставался им до своей смерти и в противоположность Лессингу и Гердеру  оченьчасто посещал заседания масонских лож, однако и он держался в стороне от техлож, которые приняли систему высших ступеней.  Поэтому-то  практически  Гетепринял наибольшее участие в масонстве только в  более  позднее  время  своейжизни,  когда  среди  масонов  появилось  стремление  упростить   ритуал   иорганизацию лож и оздоровить их деятельность. В его  глазах  масонство  былосоюзом чистейшего братства, в котором все члены равны, и в то же  время  дляразвития  общественности  "в  том  смысле,  что  оно   призывает   людей   кобъединенной деятельности, направляя мысль отдельных людей  сначала  на  нихсамих, а потом и на целое".     В натуре Гете была склонность  к  таинственности  и  к  символике  (онаотразилась и в его двух  самых  замечательных  произведениях  -  "ВильгельмеМейстере" и "Фаусте") и поэтому Гете довольно мягко  отнесся  к  мистическимкрайностям немецкого масонства.     Он в конце своей жизни стал мечтать о том времени, когда масонский союзохватит весь, человеческий род, и все люди сольются в общей работе на  благочеловечества.     Были отдельные ложи, которые не подчинялись общему духу и  старались  вчистоте  сохранить  первоначальные  принципы  масонства.   К   таким   ложампринадлежала франкфуртская ложа  "Единение",  которая  ставила  своей  цельюспособствовать братскому единению разумных людей на началах  нравственности,была чужда всякого властолюбия и не допускала в свою среду никаких искателейприключений и шарлатанов. Такого же характера была и ложа в  Вецларе.  ПослеВильгельмсбадского конгресса (1783 г.) обе эти  ложи  согласились  выпуститьокружное послание ко всем германским ложам, в которых они, указывая  на  то,что дух деспотизма, корыстолюбия  и  сумасбродной  мечтательности  проник  всреду масонов, призвали всех желающих вступить в основываемый ими на началахбратства, свободы  и  терпимости  новый  масонский  союз,  они  назвали  его"электрическим", потому что он должен был подражать электрическим  философамдревности и "не привязывая себя ни к какой отдельной системе, брать изо всехлучшее и наиболее убедительное".     Инициатором этого союза  был  асессор  императорского  каммергерихта  вВецларе Дитфурт, который и на Виль-гельмсбадском конгрессе требовал  реформымасонства в духе простоты  и  равенства.  "Электрический  союз"  имел  оченьбольшой успех. Уже в 1789 году, через шесть лет поеле его основания,  в  немнасчитывалось 30 лож. По в скором времени он сам изменил провозглашенному импринципу независимости и равенства всех  лож.  В  1788  году  он  подчинилсяВеликой Ложе Англии, признав себя ее  провинциальным  отделением  и  дав  ейправо утверждать избранного союзом гроссмейстера.     Это вызвало  раздоры  в  среде  "Электрического  союза".  Готская  ложа"Компас"  признала,  что  подчинением  Англии  нарушены  основные   принципы"Союза". Она вышла из него (1790 г.)  и  пригласила  всех  согласных  с  неюосновать  новую  масонскую  организацию  под  названием  "Национальной  ЛожиГермании" на началах полной независимости.     Но "Национальная Ложа" не имела большого успеха. К ней примкнуло только13 лож, и после смерти Боде (1793 г.) организованный им союз распался.     "Электрический  союз"  продолжал  еще  существовать  в  течение  первыхдесятилетий XIX века. Но уже после революции и последовавших за нею войн,  -времени, которое вообще было неблагополучно для  масонских  организаций,  онпостепенно стал угасать.     Наряду  с  Франкфуртом  попытка  оздоровить  немецкое  масонство   былапредпринята и в Гамбурге. Она исходила от известного  в  тогдашней  Германииактера, друга Боде, Фридриха Людвига Шредера.     Став во главе гамбургской ложи, Шредер ревностно принялся  за  реформы.Он хотел упростить сложный  ритуал  масонских  лож,  уничтожить  шотландскиеложи, и вообще приблизить его к тому виду, какой оно имело в  момент  своегозарождения в Англии. "Книга Конституций" Андерсена  для  него  была  главнымпервоисточником масонства. Чтобы  рассеять  мистический  туман,  окутывавшийпроисхождение масонства, он учредил в 1802 году "Тесный исторический  союз",одной из ближайших целей которого было доказать, что все высоте шотландские,розенкрейцерские и  др.  степени  -  ничто  иное,  как  выдумка  позднейшеговремени, не имеющая никаких корней в истории масонства.     Идеи Шредера находили себе сочувствие среди  очень  многих  масонов,  иразработанный ими в 1800 году упрощенный ритуал был принят довольно  большимчислом масонских лож. Некоторые ложи  даже  прямо  подчинились  гамбургской,признали  себя  ее  дочерями.  В  1811  году  эта  ложа  провозгласила  себянезависимой от Англии и стала называться Великой Ложей. Шредер умер  в  1816году, последние годы жизни он был гроссмейстером этой ложи.     Несмотря на все реформаторские стремления, возникшие в среде  масонствав конце века, оно, в большинстве случаев, в массе  своих  членов  оставалосьверно тому духу средневекового обскурантизма и той нетерпимости, которой оноотличалось в XVIII веке. На его чахлой почве не расцвело тех цветов, которыенадеялись увидеть здесь великие мыслители XVIII века. Прусское правительствоФридриха Вильгельма III, испуганное теми одиноко прозвучавшими в конце  векаголосами в защиту терпимости, свободы мысли и гуманности, запретило (эдиктом20 октября 1798 года) все масонские  ложи,  кроме  тех,  которые  входили  всостав трех великих лож Берлина, и поставило работу даже и в этих ложах  подстрогий надзор правительства, - но это  была  совершенно  напрасная  боязнь,немецкое масонство не угрожало прусской государственности и в тех  передовыхдвижениях, которые возникали в это время и позднее в Германии, было  повинноне оно.

Рассказы о призраках и привидениях в той или иной степени популярны по всему миру, правда, не все серьезно к ним относятся. Но если спросить англичанина, существуют ли призраки, он не колеблясь, даст ...

Исавр Леонтий был удачливым полководцем и при Юстиниане II занимал пост стратига анатолийского войска. За какую-то провинность император в 692 г. посадил его в темницу, но через три года освободил и о...

Третьим с нами был Нилоксен из Навкратиса[1], достойнейший муж, познакомившийся с Солоном и Фалесом еще в бытность их в Египте. Теперь его вновь посылали к Бианту Приенскому[2]; а зачем — этого он и с...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история