Французское франк-масонство - побочное дитя английского.     Ранняя история его тесно связана с наплывом во Францию английской знати после революций XVII века.  "Достославная  революция"  1688  года  низвергла окончательно династию Стюартов и заставила  ее  представителя  Иакова  II  скучкой верных приверженцев  искать  убежища  у  христианского  Короля-Солнца Франции Людовика  XIV.  С  этих  нор  устанавливается  непрерывная  тяга  на континент во Францию той части  английской  знати,  которая  осталась  верна королю-изгнаннику, надеялась на его возвращение и готова была  содействовать этому даже с оружием в  руках,  за  что  и.  получила  характерное  название "сторонников Иакова"  -  "якобитов".  Наиболее  скомпрометированные  якобиты вынуждены  были  окончательно  расстаться  с  родиной.   Эти   эмигранты   и сочувствовавшие  им  поклонники  английских  общественных  порядков  и  были первыми основателями масонских лож во Франции.     Уже в тридцатых годах XVIII века в Париже числилось 5 лож Первая  ложа,известная под разными наименованиями, основана была будто бы в 1725 году, нолишь в 1732 году  получила  свою  конституцию  от  великой  ложи  Англии.  Восновании этой ложи среди других англичан принимал деятельное участие ЧарльзРэдклифф, граф Дервентуотер, убежденный якобит, сложивший впоследствии  своюголову на плахе в Англии. Смутные сведения масонских летописцев и  историковставят  его  на  почетное  место  предполагаемого  1-го   великого   мастера(гроссмейстера) Франции с 1736 года. После пего будто бы был выбран 4 или  бложами, в качестве великого мастера,  граф  Гарнуестер,  предполагаемый  2-йгроссмейстер Франции.     Рядом  с  якобитским  дворянством  организуют   ложи   во   Франции   ипредставители английской знати, сохранившей  верность  новому  Ганноверскомудому. Английские газеты рассказывают  неоднократно  о  заседаниях  парижскихлож,  учрежденных   родовитыми   английскими   аристократами,   на   которыхприсутствует, между прочим, и знаменитый Монтескье.     Масонство быстро начинает распространяться, и уже в 1732тоду находим мы"английскую ложу" в Бордо. Вскоре, заметим, появляются ложи в других большихгородах Франции: Лионе, Руане,  Кане,  Монпелье,  Авиньоне,  Нанте,  Тулузе.Наконец, молодой герцог д'Антэн, становится во главе парижских лож: это 3-й,если следовать масонской традиции,  но  на  самом  деле  первый  французскийВеликий Мастер.     Слабое развитие общественного  самосознания  привело  к  усвоению  лишьвнешней формы английского масонства.     Времяпрепровождение  братьев-масонов,  собиравшихся  в   ресторанах   икабачках, не отличалось строгостью нравов: роскошные обеды и карточная игра,по-видимому, их главное занятие. Между тем таинственность, с одной  стороны,и шумность собраний - с другой, скоро привлекли к масонам особенное вниманиеполиции, не прекращавшей за масонами  зоркого  наблюдения  с  тех  пор,  какдвижение это вышло за пределы английских  колоний.  10  сентября  1737  годаполицейский обход застиг в полном разгаре собрание  масонов  у  виноторговцаШапло. Уже на улице было, заметно громадное  скопление  кабриолетов,  лакеевзнатных господ и любопытных. Несмотря  на  энергичный  протест  случившегосяздесь великого мастера - герцога д'Антэна, полицейский комиссар  настоял  назакрытии собрания, причем содержатель гостиницы поплатился большим  штрафом.Но полицейские гонения не помешали дальнейшему распространению  масонства  всамом Париже и заседаниям у популярных "гостинщиков".     Особенно  же  свободно  развивались  ложи  за   пределами   Парижа,   впровинциях, куда не досягал зоркий глаз парижской полиции. Так, в  Люневиллемасоны устроили 17 февраля 1738 года большой пир, на котором  присутствовалилица обоих полов и братья-масоны, притом со всеми  своими  знаками  отличия.Торжество началось концертом. В полночь открылся бал под звуки великолепногооркестра. В двух смежных комнатах шла оживленная игра в  карты.  Собравшиесябыли  так  уверены  в  своей  безнаказанности,  что  ожидали  даже  прибытиявысокопоставленного  гостя,   короля   Станислава   Лещинского   (наместникаЛотарингии и тестя Людовика XV).     Очевидно, такое времяпрепровождение  не  было  исключением  в  практикемасонских лож Так, в одной из французских газет 1736 года  находим  известиетакого рода: "Столь старое, как и знаменитое  в  Англии  общество,  делаетсямодным. Кто хочет вступить в него, должен внести 10  луидоров  и  в  придачусказать много  добрых  слов.  Недавно  было  принято  10  новых  сочленов  ицеремония закончилась обедом, при котором присутствовали люди  новых  чинов,причем герцог, прежде чем садиться за стол,  выиграл  у  одного  английскоголорда 700 луидоров в пикет". При таких условиях старания  полиции  разузнатьмасонские тайны увенчались успехом: при помощи подкупленной певички  удалосьполучить масонский ритуал, который тотчас и был подвергнут осмеянию публики.Танцовщицы исполняли в театре "масонский танец". Ученики иезуитской коллегиивысмеивали в пантомиме принятие в масоны. Даже в театре марионетки  выступалфранк-масон - петрушка. Посыпалась масса ядовитых  памфлетов,  но  масонствовместе с тем стало вопросом дня, -  оно  сделалось  модным  и  ему  открылсяширокий путь в ряды третьего сословия.     Правда, гонения обрушились на масонов во всех углах Европы  и  достиглисвоего апогея в выступлении римской курии. Папа Климент XII особой буллой от7 апреля 1738 года обвинял свободных каменщиков  в  лицемерии,  притворстве,ереси и извращениях. В особую вину им ставилась таинственность и скрытность.Виновным в принадлежности к масонству грозило отлучение.     Набеги полиции, злостные нападения официальных  газет  вызвали  попыткусамозащиты. Прокоп, доктор и видный член масонских лож,  попытался  защититьмасонство и нарисовал в стихах любопытный портрет франк-масона 40-х годов.     "Позвольте мне вам сообщить, кто  настоящий  франк-масон.  Люди  нашегоордена всегда выигрывают от близкого знакомства с ними, и  я  надеюсь  своейречью внушить желание вступить в орден. Что же такое представляет  настоящийфранк-масон? Вот его портрет.  Это  добрый  гражданин,  усердный  подданный,верный своему государю и государству, и кроме того, -  совершенный  друг.  Унас царит свобода, но всегда приличная. Мы вкушаем наслаждение, не оскорбляянебес. Цель наших стремлений - возродить Аст-рею и воссоздать людей  такими,какими они были во времена Реи. Мы идем  не  проторенной  стезею.  Стараемсясозидать,  и  наши  здания  -   темницы   для   пороков,   или   храмы   длядобродетелей"...     Скончался  герцог   д'Антэн,   оставляя   французское   масонство   безопределенного центра, без внутренней связи.     Через два дня после  его  смерти  11  декабря  1743  года  собрание  16парижских мастеров выбрало пожизненным великим мастером  принца  королевскойкрови Людовика Бур- бона, графа Клермон. С этих выборов ведет свое начало  и"великая английская ложа Франции".     Собрание парижских мастеров, избравшее  нового  гроссмейстера,  принялозатем и новый устав, представлявший  переработку  английских  Андерсеновскихконституций применительно к французским порядкам.     Следуя английскому образцу, устав признает лишь 3 символических степении сурово отклоняет всякие притязания на особые преимущества и привилегии такназываемых "шотландских мастеров".     Хаотическое распространение франк-масонства  в  провинциях,  стремлениемало   осведомленных   братьев   познавать   основы    масонской    легенды,кривотолкования доморощенных мастеров привело к оригинальной эволюции  самойлегенды масонов. Рядом с Хирамом становится Адонирам, заведовавший  работамив Соломоновом храме. Бок о  бок  с  хирамической  легендой,  таким  образом,развивается адони-рамическая. Целью работы в ложе является построение  храмачеловеческого счастья. Мало того, проскальзывают и  пантеистические  и  дажематериалистические элементы.     К этому присоединились интриги якобитов,  подготовлявших  экспедицию  вШотландию отчаянного авантюриста королевской  крови  Карла-Эдуарда  Стюарта,иначе  "Молодого  претендента".  Экспедиция  кончилась   полным   поражениемякобитов и бегством претендента во Францию.  Но  ловкие  памфлетисты  сумелисвязать этот новый крестовый поход с ветхим средневековьем и найти параллелимежду  целями  крестоносных  орденов  и  франк-масонских  лож.  После  этогонетрудно для них оказалось открыть хронологические  звенья  и  даже  родствомасонов с рыцарями Св. Иоанна Иерусалимского, а после  протеста  мальтийскихрыцарей установить  близость  масонства  к  тамплиерам  -  рыцарям  храма  иотыскать в Шотландии, мнимую  прародину  масонства.  Так  подготовлена  былапочва для появления таинственной степени "шотландского  мастера".  Постройкахрама Соломонова, наименование рыцарей храмовиков, поход в Шотландию  -  всеэто сплелось в полную  неразбериху,  дающую  полный  простор  для  любителейфилологических толкований и "корнесловии".     Немудрено, что на этот  благодарный  материал  накинулись  с  жадностьювсякого  рода  авантюристы:  иные,  задававшиеся  благими   целями   вывестимасонство на  торную  дорогу,  другие,  не  имевшие  ничего  в  виду,  кромечестолюбивых эгоистических целей, третьи,  мечтавшие  сделать  свои  помыслыорудием политических интриг.     Типичным представителем оных является первый, кто попытается установитьсвязь между масонством и крестоносными  орденами,  Михаил  Андрей  Рамзэ,  -личность темная и загадочная, связанная явно с якобитами, но в то  же  времяполучающая свободный пропуск в Англию; гувернер в  знатном  герцогском  домеБульонов, он мечтал о масонской космополитической республике и в то же времяотрекался перед французским министром-кардиналом Флери от всякого участия  вмасонских ложах. Шпион Стюартов, а может быть,  и  Ганноверской  династии  -человек с двойственным лицом, он в своей знаменитой речи ловко  формулировалсвязь масонства с орденами крестоносцев и дал толчок пышному расцвету разныхсистем и высших степеней. По следам его пошли и другие -  и  особенно  многосделал для обработки степени "шотландского мастера"  более  поздний  деятель60-х годов барон Генрих Чуди,  такая  же  перелетная  птица,  как  и  Рамзэ.Потомок известной швейцарской фамилии, заброшенный  в  Метц,  сын  советникапарламента, рьяный памфлетист, актер французской труппы при дворе  ЕлизаветыПетровны, частный секретарь И.И.Шувалова, он в то же время и лучший  идеологшотландской системы, связанной с легендами о храмовниках и борьбой  Стюартовза утраченный престол.     Таким образом, уже с 40-х годов  памфлеты  знакомят  нас  с  различныминовыми степенями - "архитектора" - "избранника", "Кадош", - которые  вырослина почве развившейся легенды о мести за убитого Адонирама, о мести за гибельтамплиеров. Но чаще  всего  встречается  окруженное  особым  ореолом  звание"шотландского мастера": от него ждут реформы и наставления.     Устав 1743 года с его  запретом  не  мог  положить  преграду  появлениювысших степеней и новых систем. Уже в 1747 году кавалер Бошэн основал "ордендровосеков", который, уступая настойчивому стремлению знатных дам, вводил ихв ложу, как равноправных членов. В  1754  году  кавалер  Бон-невиль  основалкапитул высших степеней в  Париже  и  в  честь  гроссмейстера  дал  ему  имяКлермонтского. Но скоро этот капитул был поглощен новыми системами.     Погоня за усложнением степеней и пышный расцвет многостепенных  систем,очевидно, основывались на крупном социальном факте. Таковым  и  была  борьбамежду дворянством и буржуазией, а в среде самого дворянства -  между  старымсудейским и пожалованным. Если буржуа жаждал отличий, то не менее его жаждалих и дворянин, ревниво следивший за  сохранением  чести  своих  предков:  онпривык к феодальной иерархии и старался использовать в этом смысле масонскуюлегенду. Добивались места в ложе и знатная дама,  и  жена  богатого  буржуа,которые завоевали уже  себе  долю  политического  и  общественного  влияния:создали салоны.     Таким образом, все стремления к "естественному порядку"  разбивались  оклассовые и групповые перегородки.     Понятно тогда, почему Великая Английская Ложа  Франции,  издавая  новыйстатут, в конце концов уступила общему течению и предоставила  в  1755  годушотландским мастерам особые привилегии в ложах,  поручила  им  наблюдение  иувещание.     Масонство решительно  становидось  на  путь  полного  приспособления  кфранцузским порядкам.     Но близость его к высшему духовенству  не  спасла  масонство  от  новыхгромов церкви: папа Бенедикт XIV возобновил осуждение, высказанное КлиментомXII.     Между тем число лож непрерывно возрастало - и  патентами  на  открытие,печатями, удостоверениями, знаками  отличия  открыто  торговали,  запрашиваядорого и уступая по своей цене.     Среди  этой  неурядицы  умер  граф  Клермонтский  (1771  г.)  и   кучкаэнергичных парижских масонов вновь задумала провести реформу. Враждовавшие вВеликой Ложе группы примирились, и в особом собрании, в котором  участвоваливместе с парижскими мастерами и делегаты от провинциальных лож,  был  выбранновый гроссмейстер,  герцог  Шартр-ский,  впоследствии  Орлеанский,  будущийФилиип-Эгалитэ, и его заместитель, герцог Монморанси-Люксембург.     Это знаменитое собрание делегатов от лож продолжалось несколько месяцевв 1772 - 73 г. и получило название "Национального".     22 октября 1773 года состоялось торжественное  вступление  в  должностьнового гроссмейстера, в признании которого объединились все капитулы, советыи шотландские ложи Франции. С этого времени новая Великая Национальная  Ложаименует себя Великим Востоком Франции. Старая ложа,  не  уступая  сопернице,принимает тоже титул "Одного и Единственного Великого Востока Франции".     Во главе Великого Востока становятся зажиточные  титулованные  дворяне,что и отражается на высоких взносах, которыми облагаются  главные  сановникиВеликого Востока, не только на содержание своей ложи,  но  и  на  содержаниецентрального органа - не менее 150 ливров в год.     Аристократические тенденции заправил Великого Востока сказываются  и  вобразовании особых лож, членами которых была исключительно знать. Так герцогШартрский основал в 1775 году  ложу  "Чистоты",  в  которую  вошли  отборныепредставители знати: герцог  Шуазель,  маркиз  Лафайет,  маркиз  Сен-Жермен,принц Гессе, принц Нассау, маркиз Спинола и др. Особая ложа составляла  дажефамильное  достояние  знатного  рода  герцогов  Бульонов  -  Великий  ВостокБульонов. Положен был предел и притоку членов из мелкой  буржуазии:  в  ложипринимались лишь мастера в искусствах и ремеслах и вовсе закрыт  был  доступдля актеров.     Ложи окончательно  приспособились  к  существовавшему  общественному  иполитическому строю и деятельность их свелась почти  исключительно  к  деламблаготворительности: помощи бедным, воспитанию сирот и подкидышей, поддержкеинвалидов. Оставалось объединиться и организоваться.     В это  время  Орден  Старого  Послушания  отправил  эмиссаров,  которыеосновали три новых провинции во Франции: в Лионе, Бордо и Страсбурге.  ТогдаБакон  де  ла  Шевали  внес  предложение  Великому  Востоку  соединиться   сдиректориями новых провинций Старого Послушания. В 1776  году  был  заключендоговор, по которому ложи Старого Послушания  получали  представительство  вВеликом Востоке и сохраняли в то же время полную свободу действий.