13 июле 1813 года в  залах  петербургского  музыкального  общества  под председательством гроссмейстера И.В.Вебера  и  в  присутствии  многих  сотен масонов  состоялось  торжественное  траурное  собрание,  посвященное  памяти великого     брата,     фельдмаршала     князя     Михаила     Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского.     Не одни заслуги перед Отечеством на поле  брани  были  причиной  такого почета. "В различных положениях, которые последовательно  выпадали  на  долю нашего знаменитого брата, - говорилось в посвященной  ему  речи,  -  он  был религиозным блюстителем наших идей, примерным ревнителем, неизменно  готовымна благотворительные жертвы во имя страждущего человека и особенно на пользусвоих братьев по совершенствованию: мы обязаны воздачъ славу его постоянствуи его принципам".     Первое прикосновение Кутузова к таинствам Ордена свершилось в 1779 годув Регенсбурге, в ложе "К Трем Ключам". Он пришел искать в братстве "сил  дляборьбы со страстями и ключа от тайн мира". Путешествуя по Европе,  он  вошелтакже в ложи Франкфурта и Берлина, а по возвращении в  Россию  в  1783  году"посвященные на берегах Невы признали его  своим...  но  лишь  в  Москве,  усияющего лучезарного очага этой замечательной столицы, прославленной в стольмногих отношениях, он предстал смиренным ревнителем. Его приняли,  учтя  егоспособности к приобретению высоких званий, он был приобщен к высшему  Орденупри обстоятельствах, предрекших его высокие судьбы..."     На основании  некоторых  косвенных  указаний  можно  предполагать,  чтоКутузов был членом шотландской ложи "Сфинкса". Он дошел до высоких  степенейи был влиятельным и необходимым  членом  братства  вольных  каменщиков,  егопостоянной опорой. При посвящении в 7-ю степень шведского масонства  Кутузовполучил  орденское  имя  -  "Зеленеющий  лавр"  и  девиз  -  "Победами  себяпрославить". И орденское  имя,  и  девиз,  по  словам  одного  из  историковмасонства, оказались пророческими.     Чрезвычайно любопытно, что оба знаменитых героя военной истории России,Суворов и Кутузов, принадлежали к братству вольных каменщиков. Л в  жизни  ихарактерах этих двух самобытных людей много  общих  черт.  Любознательность,снисходительность, религиозность, способность особого  постижения  народногодуха одинаково им свойственны.     Их сближение не было случайным. Суворов  рано  оценил  Кутузова,  междуними установились взаимное понимание и расположение, а с 1776  года  Кутузовсделался на многие годы правой рукой Суворова.  Трудно  высказать  основаниедля сближения их характеров.  Трудно  высказать  какое-либо  утверждение  поповоду того, имел ли Суворов влияние на своего младшего товарища  в  вопросеего масонского посвящения, во всяком  случае,  оно  произошло  во  время  ихсовместной службы, и  если  ис  сохранилось  сведений  о  длительной  работеСуворова в среде вольных каменщиков, то о.Кутузове  можно  сказать,  что  онсвязал свое имя с братством более чем на 30 лет.     Есть даже некоторые основания думать,  что  именно  масонское  обществоспособствовало назначению его  предводителем  сил  в  борьбе  с  Наполеоном,который представлялся масонам начала  XIX  столетия  демоном  властолюбия  инасилия.     Мир и спокойствие - цель Ордена вольных  каменщиков  -  -были  попраны,зло, одетое в броню завоевателя, предстало перед русскими  масонами.  Борьбупротив этого зла они почитали своим долгом. Вот почему не только Кутузов, нои ряд других вольных каменщиков оказались героями войны двенадцатого года.     Те же основания защиты войны выдвигали масоны союзных  стран  во  времямировой  войны  1914  года.  Война  в  их  представлении  была  единственнымсредством защиты от посягательств на европейский мир и культуру.     Не страшась войны, Кутузов тем  не  менее  видел  в  ней  лишь  крайнеесредство для достижения  мира  -  черта  биографии  прославленного  военногогероя, достойная замечания.  Он  всегда  пытался  предварительно  искусствомдипломатических переговоров предотвратить  войну.  И  никогда  не  подвергалжизнь подчиненных напрасному риску, никогда не позволял пятнать славу  войскграбежом и пролитием крови мирных жителей.     "Ты руководил бестрепетными русскими  солдатами  не  для  завоеваний  иразорения, но во имя защиты человечества, освобождения Европы,  установленияее мирного процветания...     Прими  же  скромное  признание,  которое  оказывают  тебе   братья   попосвящению  устами  занимающего  этот  священный  пост".   Так   говорил   вторжественной траурной  речи  оратор  ложи  "Сфинкс",  а  позже  ложи  "ТрехДобродетелей", Пьер Муссар. Знаменательнее всего, что такую  оценку  военныхдействий и заслуг Кутузова в борьбе с Наполеоном  делал  не  соотечественникполководца, а иностранец -  французский  литератор.  В  речи  своей,  полнойпафоса, он превозносил деятельность Кутузова и призывал всех  присутствующихоценить славянского Фабия, противопоставившего гению зла гений добра.     Оратор не ограничился изложением заслуг Кутузова, он  подробно  осветилзначение братства вольных каменщиков для Кутузова. "Это  в  нашей  среде  тыприобрел добродетели и свет, давшие тебе бессмертие, среди нас твоя  великаядуша получила истинную награду мудрости, оплату благотворе-нья, лишь в нашейсреде окружен сиянием венец мудреца, ученика добродетели. И  именно  в  этойограде, недоступной для профанов и для мирского тщеславия,  в  этом  убежищемудрецов,  предназначенном  для  святейших  таинств,  твои   братья,   болеевзысканные и более внимательные,  лучше  созерцают  это  отделение  духа  отбренного  праха,  лучше  славят  смерть,  этот  первый  шаг  величественногопути..."     Так чтили вольные каменщики своего великого брата, славного  не  тольковоенными подвигами, но еще больше мудростью,  доступной,  по  их  убеждению,только истинному мастеру-масону.

1. Итак, в Галлии водворилось спокойствие (1), и Цезарь, по обыкновению, отправился в Италию (2) для судопроизводства. Здесь он узнал об убийстве Клодия и о постановлении сената, по которому все военн...

Первая половина 20-х годов была ознаменована развитием двух процессов. С одной стороны, Далай-лама XIII делает новые шаги по модернизации Тибета и укреплению своей личной власти. С другой стороны, нар...

(В 1583 году Елизавета выступила перед Парламентом, чтобы посвятить время обсуждению вопросов религии. По прежнему существовали «Римские» фракции, но также появилось множество недавно возникших протес...

Еще статьи из:: Мировая история Тайны мира Бизнес идеи