Масонство в США

В северо-американских колониях Англии масонство появилось, по-видимому, вскоре после первых успехов его среди великосветского общества метрополии  -в 20-х годах XVIII столетия. В 1730 году, печатая в своей “Пенсильванской газете” отчеты о собраниях лондонских масонов, Бен. Франклин мог  уже  ссылаться  на  существование  “в здешней колонии (т.е. Пенсильвании) многих  масонских  лож”  и  на  “большой интерес, проявляемый к ним со стороны публики”. Именно в этом году  появился в Америке и первый “провинциальный Гроссмейстер” (для  провинций  Нью-Йорка,Нью-Джерси и Пенсильвании) в лице жившего в  Англии  сына  Нью-Джерсийского губернатора – Даниеля Кокса. В 1731 году он присутствовал на собрании Великой Лондонской Ложи, где в честь  его  был  поднят  тост  за  “Провинциального  Гроссмейстера  Северной Америки”. Более серьезное значение имели грамоты, выданные в  1733  и  1734  году бостонцу Генри Прайсу, первая на звание “Провинциального Гроссмейстера Новой Англии и всех относящихся к ней владений и территорий”, а вторая  на  звание “Гроссмейстера всей Америки”. “Привилегии пенсильванских масонов”, об  утверждении  которых  хлопотал перед  Прайсом  Франклин, заключались   в   существовании   в   Филадельфии независимой от Лондона  Великой  Ложи,  учрежденной  здесь,  при  деятельном сотрудничестве Франклина, в 1731 году. Франклин познакомился  с  масонством, по-видимому, еще в 1725 – 1726 годах во время путешествия  в  Лондон,  когда ему было всего девятнадцать лет. Вступить в масонство он в это время еще  не мог, так как для этого требовался по уставу 25-летний возраст, и  потому  по возвращении в Америку он основал, по  образцу  масонства,  свое  собственное тайное  общество  – “Клуб   кожаного   передника”  – зародыш   будущего”Книгоиздательского и Философского Американского Общества”. В  масонство  он был принят в Филадельфии в 1731 году и сразу стал  играть  в  учрежденной  в этом году Великой Ложе выдающуюся роль: немедленно по вступлении в масонствоон  сделался  ее  “Депутатом-Гроссмейстером”  (товарищем  Гроссмейстера),  в следующем году он составил для нее первый в Америке  масонский  устав,  а  в 1734 году был выбран Гроссмейстером. Три года спустя в Филадельфии произошло  событие,  едва  не  повлиявшее очень печально  на  судьбу  пенсильванского  масонства.  Некий  Эвон  Джонс, аптекарь по профессии, вздумал в компании с несколькими  приятелями,  как  и он, не имевшими никакого отношения к масонству, разыграть  шутку  над  своим учеником Даниилом Ризом  –  поклонником  оккультизма,  мечтавшем  непременно вступить в масонский орден,  чтобы  узнать  его  “страшные  тайны”.  Шутники рекомендовались Ризу масонами  и  предложили  “вступить  в  ложу”.  Тот, не подозревая обмана, немедленно согласился. Его привели с завязанными  глазами в погреб аптекаря, и заставив проделать  разные  циничные  и  фантастические обряды, объявили “посвященным в  ученики”.  Через  несколько  дней  началось”посвящение в мастера”. На этот раз  шутка  кончилась  трагедией:  “дьявол”,украшенный коровьими рогами и хвостом и державший в руках блюдо с  зажженным спиртом (очевидно,  “адский  огонь”),  нечаянно  опрокинул  его  на  Риза  ипричинил ему смертельные ожоги.  Джонса  и  его  соучастников  арестовали  ипредали суду как убийц. Великая ложа Пенсильвании в самом начале процесса заявила через местные газеты  о  непричастности   масонов   к   делу, но в обществе   быстро распространились противоположные слухи. Темные слухи о масонских преступлениях дошли и до родителей  Франклина, живших в Массачусетсе. Мать в ужасе оплакивала гибель сына, попавшего в сети”ариан и арминиан”. В письме, адресованном отцу по этому  поводу,  Франклин уверял его, что “масоны – самые  безобидные  люди,  ни  в  принципах,  ни  в поступках которых нет ничего противного религии и добрым нравам”,  и  просил свою мать “приостановить ее приговор над масонами, пока  она  не  узнает  их лучше”. “А пока, – писал он, – пусть она относится  к  ним  доброжелательно,как я отношусь к ее недругам арианам и арминианам, о которых мне так же мало известно что-либо, как и ей о масонах”. В 1755 году в Филадельфии  состоялось  торжество  освящения  масонского дома – первый случай освящения здания  по  масонским  обрядам.  В  публичной процессии,  двигавшейся  из  ложи  в   церковь   Христа” для   выслушивания божественной службы”, принял участие сам губернатор провинции и  127  членов трех пенсильванских лож, в числе которых  находился  в  должности  “товарища Гроссмейстера” Великой Ложи и Вениамин Франклин.     Расслоение  масонства  в  Англии  нашло  отголосок  и  в   американских колониях: наряду со старыми английскими ложами здесь появились шотландские и ирландские ложи, а также английские ложи “старого устава”,  не  признававшие авторитета первой Великой Лондонской ложи. Наконец,  вместе  с  английскими войсками (во время французских и  индейских  войн)  приезжали  в  Америку  и странствующие военные ложи, тоже большей частью “старого  устава”.  Все  эти новые ложи выгодно отличались от прежних своей  большей  демократичностью  и доступностью:  тогда  как  ложи  “новых”  ограничивали  свой  состав   почти исключительно представителями высшего света, ложи  “старых”  масонов  охотно открывали двери простым  офицерам,  морякам,  купцам  средней  руки  и  даже ремесленникам. Новая Великая Ложа в Лондоне с гораздо меньшей щепетильностью раздавала свои патенты, чем это делала ее старшая  современница.  Немудрено,  что  при первом появлении в Америке “старое” масонство  стало  получать  над  “новым” решительный перевес. Оно обгоняло его  своим  ростом:  многие  ложи  “новых”меняли свой ритуал, или  закрывались  по  мере  того,  как  весь  их  состав перекочевывал к “старым”. В Пенсильвании “Великая Провинциальная Ложа” “старых” была организована в  1760  году.  Первым  Гроссмейстером  ее  был   богатейший   землевладелец Пенсильвании Уильям Болл, незадолго до того перекочевавший к “старым” масонам от “новых”. Перед началом революции в Америке числилось восемь великих лож три  уже известные нам (две в Массачусетсе и одна в Пенсильвании)  и  другие  пять  в Нью-Йорке, в Вирджинии, в Джорджии и в обеих Каролинах: В почти всех колониях конкурировали различные ритуалы, перекрещивались влияния различных  центров. В Вирджинии, например, до возникновения там местной  Великой  Ложи  (в  1777 году) масонские ложи основывались и по хартиям Массачусетской  Великой  Ложи “новых”, и по хартиям Пенсильванской Ложи “старых”,  и  по  хартиям  Великой Шотландской Ложи. В одной из этих последних (шотландских) лож, основанной  в 1752 году в маленькой деревушке Фредериксбург, был  принят  в  масонство  (4 ноября  1752  года)  молодой  майор   королевской   армии, будущий   герой освободительной войны, Джордж Вашингтон.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*