"Кто борется за свободу совести, за  свободу  науки,  за  политическую,общественную  и   экономическую   свободу,   -   говорит   писатель   Андрей Немоевский, - того раньше или позже назовут масоном".     Первые масонские союзы возникли в Польше в начале царствования  АвгустаIII  (1735  -  бЗгг.),  проникнув  сюда  непосредственно  из   Саксонии,   ипредставляли первоначально  лишь  отделения  дрезденской  ложи  "Трех  белыхорлов", основанной около 1738 года побочным  братом  короля  гр.  Рутовским.Сначала союзы эти развивались очень слабо. С одной стороны, они подвергалисьпреследованию духовенства, главным образом, иезуитов, добившихся уже в  1738году временного закрытия всех масонских лож в силу буллы папы  Климента  XII"In eminenti", с другой - сами они обнаруживали малую жизнеспособность, ставаристократической забавой и средством к удовлетворению личного честолюбия.     Их  распространителями  были  преимущественно  пребывавшие   в   Польшеиностранцы и  магнатская  польская  молодежь,  Мнишки,  Потоцкие,  Огинские,Виельгорские, основавшие несколько лож в Вишневце на Волыни, в Дукле  и  др.местностях.     Гораздо   большее   значение   приобретает   польское   масонство   приСтаниславе-Августе Понятовском. Человек просвещенный  и  высокообразованный,Понятовский не только оказывал покровительство масонам, но и сам записался в1777 году в варшавскую и немецкую ложи "Под тремя шлемами" и,  произведенныйв кавалеры немецкой ложи Rose-Croix, принял в строжайшей тайне  под  имененмEques  Salsinatus,  как  F(rater)  R  (oseae)  -  A   (ureae)   С   (rucis),установленную   присягу,   оговорив   свои   "гражданские   и    королевскиеобязанности".     Членами  масонских  лож  состоят  при  Станиславе-Августе   почти   всепридворные сановники и виднейшие государственные деятели. В  эпоху  великогоили четырехлетнего сейма (1788 - 92гг.) масоны насчитывают в своей  среде  имногих сеймовых послов:  Матушевича,  Немцевича,  Солтыка,  Линовского,  кн.Казимира Сапегу, кн. Адама Чарторыйско-го и др., причем секретарь  сейма  ЯнЛущевский исполняет одновременно обязанности  секретаря  великого  польскоговостока, и самих творцов конституции 3 мая  1791  года,  Игнагая  Потоцкого,Станислава Малаховского, ксендза Пиа-толи,  и  многих  польских  послов  прииностранных дворах, Щснсного, Потоцкого, Войну, Букату, Морского и др.     Большинство этих лиц, находясь у кормила  правления,  "делая  историю",проводит общественные и политические реформы, несет идеи возрождения Польши,идеи эти идут таким образом не снизу, а сверху, не от молодых, а от старших,в этом смысле масонство  становится  при  Станиславе-Августе  весьма  важнымполитическим фактором и несомненно оказывает большое влияние на мирный исходтого государственного переворота, который привел к конституции 3 мая.     Борьба света с тьмой, с предрассудками и  с  религиозной  нетерпимостьюявляется  главной  заданий  масонов  в  эпоху  Станислава-Августа,  об  этомсвидетельствуют  самые   названия   тогдашних   лож:   "Побежденная   тьма","Побежденный предрассудок", и т.п. Рядом  с  этим  масоны  преследуют  общиегуманитарные цели, открывают целую сеть благотворительных учреждений, приютыдля  старцев  и  нищих,  занимаются  раздачей  румфордского   супа,   вводятбесплатное оспопрививание.     В члены некоторых масонских лож принимались  иногда  и  женщины.  Такиеложи  назывались  "адопцийными".  В  адопцийной  ложе  "Благотворительность"встречаются среди членов фамилии кн. Чарторыйской, Радзивилл, гр. Потоцкой идр. Особый характер носят смешанные ложи  "мопсов  и  мопсих",  возникшие  вАвстрии в 1738 году и распространившиеся затем во Франции при Людовике XV  вэпоху господствовавшей при этом короле распущенности нравов. Они  перешли  вконце XVIII века в Польшу в виде "amusements mysterieux" и  усвоили  в  себеобряды, не вполне поддающиеся изложению в  печати.  Такова  была,  например,виленская ложа "Совершенная верность" с  великой  мастершей  барон.  Ферзен,великой надзирательницей гр. Пржездецкой и гр. Солтан.     В  царствование  Станислава-Августа   польское   масонство   постепенноосовобождается от иностранных влияний. В 1767 году возникает первая польскаявеликая ложа при непосредственном участии известного масона Жана-Луки де  Туде Сальверт, военного  инженера  в  Берне,  вынужденного  искать  убежища  вВаршаве и основавшего здесь ложу "Доброго пастыря", которую он назвал grandesouveraine loge, a себя великим ее мастером от английской ложи в Париже.     Польское масонство  состояло  из  семи  степеней.  Братья  трех  первыхстепеней, т.е. ученики, товарищи и мастера, составляли "ложи св. Иоанна" или"символические", братья четвертой степени - "избранные  рыцари"  и  пятой  -"шотландские кавалеры" - ложу "капитул шотландский", наконец, братья  шестойстепени - "рыцари востока" и седьмой - злато-розового  креста  -  составляли"капитулярную высшую шотландскую ложу".     Основанной Мошинским  Великой  Польской  Ложе  уже  в  1770  году  былоподчинено семь других лож. На ее  оживленную  деятельность  вскоре  обратилавнимание императрица Екатерина II, и  русское  посольство  в  Варшаве  сталопринимать меры к обеспечению за собой  руководства  польским  масонством.  В1779 году сын нознаньского воеводы гр. Ян  Понинский,  представив  подложныйдиплом старошляхетской директории в Страсбурге, якобы уполномочивавшей его кучреждению новых и реформированию старых лож, основал в Варшаве  шотландскуюложу "Екатерины под  Северной  звездой",  названную  так  из  раболепства  к"просвещенной государыне-покровительнице свободного  каменщичества  в  своемгосударстве".     Избранный первым великим мастером  объединенных  лож  Короны  и  Литвы,Потоцкий произвел окончательную  реорганизацию  польского  масонства,  послечего состоялось официальное открытие польского великого востока ( март  1784год). В состав его входило 13 объединенных лож, а именно  4  под  варшавскимвостоком : "Екатерины под Северной  звездой",  "Святыни  Изиды",  "Северногощита"  и  "Богини  Элевзис",  4  под  виленским   востоком.-   "Совершенногосоединения", "Ревностного литвина", "Доброго пастыря", "Храма  мудрости",  3под познаньским востоком: "Увенчано-го постоянства", "Орла  белого",  "Школымудрости",  1  под  дубенским  востоком  -  "Совершенной  тайны",  и  1  подгродненским востоком - "Счастливого освобождения".     После Игнация Потоцкого обязанности великого мастера исполнял в течениекороткого времени генерал Андрей Мок-роновский, затем с 1785  года,  ЩенсныйПотоцкий,  отказавшийся  от  своего  молотка  в  январе  1789   года   ввидупредстоящего разрыва Польши с Россией. На его место был  избран  "доблестныйпатриот" Казимир-Нестор Сапега, сеймовый маршалок и генерал от артиллерии.     Охватившее всю Польшу антирусское движение коснулось и масонских лож, втом же 1789 году по случаю королевских  именин  ложа-матерь  "Екатерины  подСеверной звездой" была переименована в ложу "Станислава-Августа под Севернойзвездой".     В польских областях, перешедших к Австрии и  России,  всякие  масонскиеорганизации были запрещены, в Австрии с 1795 года, в России с 1797  года.  Итолько  в  областях,  доставшихся   Пруссии,   масонские   ложи   продолжалиразвиваться, но  не  польские,  а  немецкие,  подчиненные  трем  независимымвеликим берлинским ложам, а именно: Grosse  Langes-Loge,  ложе  "КоролевскийЙорк приязни", "Трех глобусов".     Так продолжалось до 1807 года, когда из завоеванных у Пруссии  польскихобластей Наполеон образовал новое польское государство,  прозванное  ВеликимГерцогством Варшавским. В этом маленьком  государстве,  призванном  к  жизнивеликим Наполеоном и полагавшем в нем все свои надежды  на  лучшее  будущее,возродилось и польское масонство на новых,  соответствовавших  изменившемусяполитическому положению началах, оно стало теперь следовать  преимущественнофранцузским образцам  и  вступило  в  тесную  связь  с  французским  великимвостоком. Уже в 1807 году возникает французская  ложа  "Соединенных  братьевполяков и французов" на востоке Варшавы в зависимости от парижского великоговостока, окружая особу Наполеона почти религиозным  культом,  простиравшимсядо установления орденской  ленты  пепельного  цвета  в  воспоминание  "цветаверхнего платья, в котором впервые вступил на польскую  землю  в  1806  годувеликий Наполеон, освободитель польского народа".     "Соединенные братья" вдохновлялись надеждой на более или менее  близкоеобъединение Наполеоном всей поделенной Польши  и  укреплялись,  вероятно,  вэтой надежде постепенным ростом польских масонских организаций, возрождениемстарых польских лож - "Святыни Изиды", 1809 г., "Богини Элевзис", "Северногощита" - в Варшаве, "Побежденного  предрассудка"  -  в  Кракове  и  переходомпрусских лож в зависимость от Парижа.     Политические  события  1812  -  13  годов  вновь  вызывают  перерыв   вдеятельности масонов, но, несмотря  на  официальное  постановление  великогопольского востока от 30 января 1813 года о закрытии масонских лож, некоторыеиз них и сам великий капитул продолжают тайно свои работы  в  течение  всего1813 года. Благотворительные масонские общества в Варшаве, Вильне, Кракове идругих городах, управляемые избранными  из  среды  местных  лож  комиссиями,оказывают деятельную помощь находящимся в госпиталях больным,  военнопленными семействам погибших в боях.     В новый фазис жизни вступает польское  масонство  в  1815  году,  послеприсоединения, согласно постановлению венского конгресса, значительной частиваршавского герцогства к российской империи.     Польские масоны, назвавшие, как уже сказано, в конце XVIII века в честьрусской "великодушной монархини" одну их  своих  лож  ложей  "Екатерины  подСеверной звездой", затем окружившие ореолом  Наполеона,  "ниспосланного  дляосвобождения польского народа", теперь, после  его  падения,  обратили  своивзгляды к восходящей звезде  русского  императора,  который  оказывал  знакивнимания Костюш-ке, дружил с Адамом Чарторыйским и не пожелал при  въезде  вКраков принять ключи от президента города, называя себя "не  победителем,  адругом поляков".  Начинается  новая  полоса  веры  в  нового  "воскресителя"Польши, императора Александра.     Александр I  благосклонно  принимал  выражения  патриотических  чувств.Двоякой  целью  руководствовался  он  в  данном  случае:   созидательной   иохранительной. "С одной стороны он хотел использовать польское масонство дляпроведения своего проекта касательно слияния Литвы  с  Польшей  и,  насаждаямасонские ложи одновременно в  Царстве  Польском  и  Литве,  влиять  при  ихпосредстве на  общественное  мнение,  подготовить  путем  восстания  прежнейпольско-литовской унии унию политическую".     Исполнителем этих предначертаний Александра  I  был  генерал  АлександрРожнецкий, избранный в 1816 году  заместителем  великого  мастера  польскогоВеликого Востока.     Любопытную страницу в истории  виленских  лож  занимает  принадлежавшийчлену ложи "Усердный Литвин", профессору  виленского  университета,  докторуфилософии  и  медицины,   Якову   Шимкевичу,   проект   реформы   масонства,сводившийся,  главным  образом,  к  исключению  всяких  тайн  из  обрядов  идеятельности масонских лож. 16 марта 1818 года,  на  заседании  своей  ложи,Шимкевич высказал  мнение,  что  для  непосредственных  целей,  преследуемыхмасонами, для просвещения и благотворительности, какие бы то ни  было  тайныизлишни,  что  они  "являются  притворством,  очень   дорого   обходятся   испособствуют дурной славе, тогда как орден может существовать и без них".     Объединив  вокруг  себя   17   сторонников   реформы,   преимущественнопрофессоров  виленского  университета,Шимке-вич  образовал   франк-масонскоереформированное  товарищество  под  названием:  ложа  "Усердный  Литвин"  навостоке Вильна.     Характерная черта национального  масонства,  основанного  в  1819  годумайором IV линейного полка армии Царства Польского  Валерианой  Лукасинским,состояла в ограничении идеи человеческого братства,  составляющего  конечнуюцель обыкновенного масонства. Национальное масонство Лукасинского объединялов духе мира и братства не весь род человеческий, но  одних  только  поляков,допускало  на  первых   порах   только   польское   национальное   братство.Первоначально  целью  масонского   строительства   была,   согласно   учениюЛукасинского, одна только Польша, реставрация польского государства в  самыхшироких границах. И лишь после  освобождения  родины  польские  национальныемасоны предполагали расширить круг своей деятельности на все  славянство,  азатем на все человечество.     Масонские обряды символизировали одно только отечество, границами  ложибыла "великая горная цепь, два  моря  и  две  реки",  т.е.  границы  прежнейПольши, "товарищи" собирались у "алтаря отечества, поврежденного сверху,  ностоящего на  прочном  фундаменте",  т.е.  в  Польше,  урезанной  на  венскомконгрессе, "поврежденной" сравнительно с исторической, неподсленной Польшей,но неизменно прочной в своем основании. Они присягали возвратить алтарю  егопрежний блеск, т.е. бороться за возрождение родины.     Символика Польши найдена была и в старой масонской легенде о Гираме илиАдонираме,  главном  строителе  Соломонова  храма,  трижды  раненном   тремятоварищами-предателями и завещавшем своим детям дело мести и  восстановленияиз развалин храма. Идея восстановления Соломонова храма, т.е.  нравственногоисправления  рода  человеческого,  применена  была  Лукасинским  к   Польше,нуждавшейся, как и все человечество, в восстановлении и возрождении.  Смертьправедного и невинного Гирама изображала, согласно толкованию  Лукасинского,политическую  смерть  Польши,  раздел  ее   между   соседями:   трое   убийцаллегорически выражали три державы, участвовавшие  в  разделах,  обязанностьдетей Гирама бороться с врагами до  тех  пор,  пока  не  будет  восстановленСоломонов храм, напоминала национальным масонам об их обязанностях  боротьсяс  врагами  своей  родины  до  полного  восстановления  последней.  Наконец,чудесное воскресение Гирама являлось символом воскресения "невинно убиенной"Польши.     Национальное  масонство  просуществовало  недолго.  Уже  в  1820  году,вследствие проникновения в некоторые ложи крайних  течений  и  преследованиямасонов русским правительством,  Лукасинский  объявил  национально-масонскиеложи закрытыми. Вслед  затем  был  нанесен  окончательный  удар  и  великомупольскому востоку.     В ноябре 1822 года был издан указ о  закрытии  всех  тайных  обществ  вЦарстве Польском, как могущих "возбудить подозрение даже тогда, если бы  онисобирались и в самых лучших намерениях".     В  Царстве  Польском  масонские  архивы,   декорации   и   знаки   быликонфискованы.   В   Литве   не    ограничились    конфискацией.    Вилепскийгенерал-губернатор  Римский-Корсаков  распорядился   "истребить"   масонскоеимущество так, "чтобы и памяти о  нем  не  осталось".  Во  исполнение  этогоприказа 25 апреля 1823 года были сожжены  в  Вильне  в  присутствии  полицииподсвечники,  звезды,  мертвые  головы  и  другие  ритуальные   предметы   идекорации.