Архив древнеегипетских жрецов

Итальянскими археологами был найден древнеегипетский архив жрецов, который может пролить свет на жизнь древнего Египта и их религиозные обычаи и обряды. Что удивительно, это первый полный источник, в котором подробно описана религия великого народа. До этого, археологи находили лишь небольшие части священных текстов. Согласно Геродоту, египтяне были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего мира. Поэтому жрецы играли значительную роль в жизни древнеегипетского общества и были самым почитаемым сословием этой страны. Причем, вопреки утверждениям марксистов, священнослужители вовсе не запугивали людей и не подавляли их волю. Наоборот, именно они способствовали просвещению и распространению научных знаний среди населения. В Древнем Египте жрецы были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Чтобы стать жрецом, требовалось серьезное образование. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса (эпоха Рамсеса II), обучение было трудным и начиналось, когда будущему жрецу исполнялось четыре года, а заканчивалось к двадцати годам. Кроме того, жрецы занимались наукой: вели астрономические наблюдения, делали математические расчеты при строительстве зданий, наблюдали за различными природными явлениями. Они также лечили больных, изобретали лекарства, изучали поведение животных и птиц, проводили, что называется, “опросы общественного мнения”, докладывая о результатах своей работы лично фараону. Однако, как ни странно, о деятельности этих “поборников прогресса и просвещения” до сих пор известно немногое. Большую часть информации о Древнем Египте ученые получают из не египетских источников, как и вышеупомянутый Геродот. Поэтому до наших дней дошло мало сведений о жизни жрецов, о подробностях проводимых ими обрядов и ритуалов. Эта информация была секретной, и знать ее полагалось только жрецам. Древние египетские тексты, в которых отражена религиозная жизнь народа, весьма малочисленны и отрывочны. Кое-что об этом рассказывается в знаменитой “Книге мертвых”, кое-что — в трактате Sarvanga sana, кое-что — в других источниках. Однако сохранились лишь отрывки, которые, в общем-то, достаточно бессвязны. Информация, которая в них содержится, дает представление скорее о религиозной идеологии, нежели об обрядах и правилах. Однако недавно у ученых появился шанс узнать побольше об этой стороне жизни древнеегипетского общества. Как сообщил 26 декабря нынешнего года Высший совет по делам древностей Египта, итальянская археологическая миссия обнаружила во время раскопок архив древнего священнослужителя. Находка сделана в районе Димийя ас-Сабаа, близ озера Карун в оазисе Сива, который расположен в 100 километрах к югу от Каира. Архив представляет собой 150 керамических табличек с текстами, которые рассказывают о религиозных обрядах и повседневной жизни населения Египта греко-римского периода, а точнее, I-II веков нашей эры. Тексты записаны распространенным в то время демотическим (народным) письмом. Оно является упрощенным вариантом иероглифического письма, которое использовалось последними династиями египетских фараонов, а также в начале римской эпохи. Примечательно, что на каждом фрагменте стоит подпись некоего религиозного деятеля, который служил в храме древнеегипетского божества Себека, где и должен был находиться архив. Однако, судя по предположениям итальянских археологов, архив был обнаружен еще в XIX веке и вынесен наружу, а после в силу каких-то обстоятельств утерян. Напомним, что данное божество, изображавшееся либо в виде человека, либо в образе крокодила, исходно было локальным небесным покровителем местности Фаюм. В его “функции” входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Кроме того, известно, что к Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных ситуациях и т. п. Также установлено, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Считается, что центром культа Себека был весь Фаюм. Кроме того, его чтили в разных местах западной части дельты, расположенной неподалеку. В Верхнем Египте это божество почиталось в районе современного Ком-Омбо и некоторых других регионах. Уже во времена Среднего царства (2040-1783 гг. до н. э.) жречество уподобляет Себека нескольким общеегипетским богам. Его считают творцом мира, на него переносятся некоторые эпитеты и черты самого бога Ра. Например, “возникший сам собою в океане”. Себек-Ра управляет миром, как фараон, он “владыка эннеады”. Однако особенной популярностью данное божество (и, разумеется, его служители) стало пользоваться во время правления царей XII династии, в частности фараона Аменемхата III, государей из греческой династии Птолемеев и римских императоров. Так что, как видите, архивы служителей данного божества могут содержать немало подробной информации о религиозных обрядах и церемониях Древнего Египта, а также о том, как проистекала жизнь в самих храмах. Глава итальянской археологической миссии Марио Капассо пообещал, что специалисты по демотическому письму расшифруют тексты в начале будущего года и опубликуют их в научной работе. Любопытно, что место, где были найдены тексты, оазис Эль-Фаюм, расположенный в 100 километрах к югу от Каира, до сих пор остается малоисследованным, несмотря на свою богатую историю. Этот район с древних времен считался житницей не только Египта, но и Древней Греции и Рима, поскольку урожай здесь собирали два раза в год. Фараоны XII династии даже перенесли столицу поближе к этому “райскому месту”, когда остальную территорию Египта охватила сильнейшая засуха. Возможно, именно этим объясняется рост популярности покровителя оазиса Себека и превращение его из локального божества в общеегипетское. Итак, итальянские специалисты уже приступили к расшифровке архива жреца Себека. Так что египтологам остается чуть-чуть подождать: их знания о культуре и религии одной из самых величайших цивилизаций мира скоро пополнятся новыми интересными подробностями.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*