Урартская культура ещё мало изучена. Однако уже теперь совершенно ясно, что урарты создали высокую культуру, тесно связанную с культурным творчеством других народов Передней Азии, и тем самым сделали ценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Многие черты урартской культуры отличаются большой самобытностью. Урарты имели свою собственную древнюю гиероглифическую письменность, некоторые картинные знаки которой обнаружены на отдельных предметах и на одной глиняной табличке. Архитектура и металлургия достигли у них высокого совершенства. С художественной точки зрения особенный интерес представляет изображение мусасирского храма, сохранившееся на стенах дворца Саргона. Этот храм был построен в IX—VIII вв. до н. э. на высокой платформе. Со своей двускатной крышей, с фронтоном и с шестью колоннами, украшавшими фасад, он живо напоминает древнегреческие здания, возможно, являясь их переднеазиатским прототипом. На применение в архитектуре колонн указывают сохранившиеся базы, некоторые из которых хранятся в Музее Грузии. Высокое развитие металлургии нашло своё отражение в целом ряде художественных изделий из бронзы. Среди них выделяются скульптурные части роскошных тронов, воспроизводящие фигуры крылатых быков с лицом человека. Эти изящно сделанные предметы были отлиты из бронзы по восковой модели, дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим листовым золотом, пластично воспроизводившим все орнаментальные подробности бронзовой основы. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и брови и углубления крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской металлургической пластики занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных народов. Некоторое представление об урартской живописи дают остатки стенных росписей, обнаруженные на холме Арин-берд в развалинах крепости, построенной в VIII в. до н. э. Судя по этим обломкам, оригинальный многокрасочный фриз высотой до 1 м украшал стены древнего зала. Фриз этот состоял из изображений бегущих коз, священного дерева жизни, около которого стояли молящиеся люди, быков, крылатых дисков, наконец, растительного и геометрического орнамента. Эти художественные сюжеты типичны для древневосточного искусства, но в то же время отличаются некоторым своеобразием, характерным для всей урартской культуры. Урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской цивилизации. Они заимствовали у ассирийцев клинопись, но упростили и несколько усовершенствовали её. Металлургия и изобразительное искусство урартов развивались в тесной связи с техникой металлического производства и художественным творчеством ассирийцев и хеттов. Художественные образы крылатых быков сохранились в искусстве целого ряда народов Передней Азии: ассирийцев, хеттов и митаннийцев. Урартская религия прошла весь путь развития от древнего фетишизма и культа природа до культа богов — покровителей царя и государства. Урарты обоготворяли деревья и в особенности горы. Одним из эпитетов бога Халда был «гора Халда». В перечне урартских богов (Мхер Капуси) упоминаются ворота Халда и боги ворот Халда. Очевидно, здесь имеются в виду ниши, высеченные в скалах, через которые, по религиозным воззрениям урартов, выходило из священной скалы божество, обитавшее в горе. Широко распространён был в стране Урарту и культ священного дерева. На различных предметах, в частности на оттисках печатей, сохранились сцены поклонения священному дереву, причём этот обряд иногда совершал сам царь. Характерно отметить, что около изображения священного дерева сохранились изображения священных каменных столбов, а также грифона. Наряду с культом бога горы Халда в Урарту существовал и культ богини природы и плодородия, которая считалась покровительницей зверей и растений. Видное место в пантеоне урартов занимали бог грозы и бури Тейшеба и бог солнца Ард. В урартских надписях особенно часто встречаются имена трёх основных богов: Халда, Тейшебы и Арда. Однако среди них первое место занимал бог Халд, считавшийся верховным богом урартов. С течением времени бог Халд превращается в бога войны и покровителя царя и Урартского государства. Копьё и щит считались символами божественной власти воинственного бога и его наместника на земле. Царь урартов изображался иногда в виде верховного жреца. Урарты оказали влияние на развитие культуры соседних народов, в частности ассирийцев. Урартская культура оказала несомненное влияние на развитие ассирийской металлургии и ассирийского искусства. Особенно сильное культурное влияние оказали урарты на развитие соседних народов Закавказья. На территории Армении сохранились развалины крепостей, построенных под влиянием урартской архитектуры. Урартский язык, религия и мифология, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали большое влияние на развитие культуры древнеармянского народа. Армянский историк VIII в. Моисей Хоренский сохранил воспоминания о легендах, описывающих борьбу древнего героя Хайка с Бэлом, предводителем полубогов-полувеликанов, и не менее древнюю легенду о царице Шамирам, которую ещё долго впоследствии считали строительницей большого ванского канала. Таким образом, урарты передали многие элементы древневосточной культуры более поздним народам, в частности древним армянам и другим народам Закавказья.

Дарий начал свое царствование усмирением покоренных народов, которые воспользовались смутным временем Лжесмердиза и восстали против персидского владычества. В числе их были и вавилоняне; Дарий долго и...

В 1543 г., незадолго до смерти автора, вышло в свет сочинение безвестного тогда польского астронома-любителя Николая Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер». Хотя и посвященное папе Павлу I...

В ЮАР в отрогах Драконовых гор находится удивительное место, где растут странным образом искривленные деревья, напоминающие змей, и при загадочных обстоятельствах гибнут люди. Здесь расположен небольш...

Еще статьи из:: Мировая история Тайны мира Полезная информация