На территории, на которую кельты проникли самое раннее примерно лишь в конце 4 века и где они соприкасались с лигурами, они оказались также в самом тесном контакте со сферой греческого искусства. Поэтому здесь нельзя говорить о чисто кельтском искусстве. Согласно преданиям, кельты учились технике возведения укреплений у греков. Такое утверждение касается не кельтов вообще, а именно этой южнофранцузской кельтско-лигурийской области, Галлии греческой (Gallia Graeca) в Провансе. На этой территории вскоре возникли оппидумы с крепостными стенами, правильными улицами и храмовыми постройками, что ясно говорит о заимствовании и копировании греческих и восточных образцов с их террасами, пропилеями (монументальными входными воротами с колоннами) и другими элементами, необычными для внутренних районов. По сравнению со среднеевропейскими оппидумами они более похожи на города. На юге Франции, таким образом, кельты узнали многое, многому научились. Кельтско-лигурийскийоппидум Энтремон (деп.Буш-дю-Рон), центр и одновременно святилище саллиев, построен в массиль-ской области еще в 3 веке и был позже разрушен римлянами в 124 г. до н. э. Его широкие стены из каменных квадров и с закругленными башнями сохранились на некоторых местах до высоты 4 м. Четырехугольные дома каменной сухой кладки стоят тесно друг у друга, так что стены у них общие, и выравнены в широкие правильные улицы. От ударов колес повозок дома были защищены особыми тумбами и плитами. В ямах-погребах находилось много местных и привозных сосудов для хранения запасов; не забыто и об элементарных требованиях канализации. Кое-где были обнаружены даже остатки простенькой мозаики. В этом поселении городского типа, где Ф. Бенуа уже несколько лет занимается раскопками, на самом высоком месте находилось святилище. К нему вела дорога длиною примерно в 100 м, окаймленная скульптурами героев. В руинах святилища сохранились четырехугольные известняковые столбы с вытесанными на них человеческими головами (рис. 35, 12 голов на одном столбе) — остатки так называемого „зала голов". В культовом зале в нишах каменных столбов грубыми гвоздями были прикреплены настоящие человеческие головы (культ отрубленных голов). В части, открытой до настоящего времени, найдено много обломков скульптур из известняка, в том числе голова ребенка, голова князя с волосами, зачесанными венком в виде диадемы, мужская голова с кудрявыми волосами, женская голова, камень с вытесанными на нем четырьмя головами (2 мужских и 2 женских), голова воина и почти целые скульптуры воинов. Это поистине целая глиптотека, коллекция скульптур и торсов, хотя и сильно поврежденных, так как римляне разрушили город в 124 г. и уничтожили святилище, как возможный центр будущего сопротивления. Подобное положение было и в других местах Прованса. В оппидуме Рокепертус (Буш-дю-Рон) портик (фасад с колоннами) святилища составляли три каменных столба, когда-то раскрашенных, с углублениями в них для человеческих черепов. Над поперечным бревном наверху была помещена каменная, более полуметра в высоту фигура приготовившейся взлететь птицы, по-видимому, как символ пути на тот свет. Мы находим здесь и „Гермеса" с двумя головами, между которыми торчит клюв хищника. Все проп илеи были разделены на 2 террасы. Скульптуры в сидячем положении (,,поза Будды") представляют бога или князя или же героизированного умершего, одна с шейной гривной и браслетом, другая в одежде с поясом; они также носят следы первоначальной раскраски. Все это свидетельтвует о том, что на юге Франции возникали местные скульптурные мастерские; в них создавались каменные статуи, в первую очередь религиозного и культового характера. Влияние греческой среды здесь очевидно. Местные художники однако не всегда правильно понимали образцы и идею отдельных замыслов и соразмерность пропорций в общей концепции. Некоторые черты скульптур этих героев в южнофранцузских святилищах особенно характерны: выдающиеся скулы, прямой нос с широкой переносицей, брови полукругом, волосы, низко нависающие над выпуклым лбом; некоторые из этих черт мы находим и в чисто кельтской скульптуре. Знаменитая "Тараске" (рис. 37) из Новэ (Буш-дю-Рон), скульптура чудовища, тело которого напоминает льва, опирающегося лапами на две человеческих головы с длинными бородами, принимаемыми также за ,,tetes coupees" —отрубленные головы, сделана из местного известняка в доримский период. Может быть, это символ смерти, вечного молчания, мотива, который был особенно распространен в более поздний латенский период; однако ее происхождение и истинное значение нам трудно определить в настоящее время. Культ черепов, по-видимому, был очень распространен по всей территории. В кельто-иберийском оппидуме Пюиг Кастелар также были найдены человеческие черепа, в которых сохранились даже гвозди, которыми они когда-то были прибиты. Кельтско-лигурийская область, благодаря своему географическому положению, с древнейших времен испытывала различные влияния. Путь из Италии шел через Ниццу (Никея) и Ол-бию у Тулона на запад до Ампуриас в Каталонии. В самой Массилии, основанной примерно в 600 г., было святилище Артемиды со стелами ионического стиля (с сидящей богиней в нишах) того же характера, как в Эфесе в Малой Азии; остатки городских стен также носят отпечаток малоазиатского влияния. К более позднему периоду относится эллиническая стела (3—2 веков). Однако непосредственно по соседству с Массилией сохранилось много других и очень древних памятников. Долголетние, до сих пор незаконченные раскопки Т. Роллана в Сен-Блэз (деп. Буш-дю-Рон) открывают остатки хорошо сохранившегося греческого города Мастрамел, основанного ранее Массилии, самое позднее в 7 веке. В период кельтской экспансии этот город с хорошо защищенным акрополем был окружен мощными стенами. В кельтско-греческой скульптуре льва из Ле-Бо (Буш-дю-Рон) примерно 3 века проскальзывают черты восточных образцов, но сделана она из местного известняка. Некоторые поселения в Провансе и Лангедоке пережили долгие столетия, и местная среда постепенно подвергалась восточному и греческому, а затем иберийскому, кельтскому и римскому влияниям. В последней фазе сосредоточенный экономический напор и культурное влияние в соединении с последовательной романизацией проникал в остальные области Франции именно из этих южных районов. Анзерюн (Эроль), оппидум на южнофранцузском побережье между Безье и Нарбоном в Лангедоке, возник на скалистом возвышении между устьями речек Орб и Од. Циклопические стены превратили его в 5 веке в первоклассную крепость. Затем сюда проникли иберийские влияния, и позже, в кельтский период, это место стало важным оппидумом, достигающим 750 м в длину и 300 м в ширину, в котором могло поместиться около 8000 жителей. Заселение его от неолита и бронзового века вплоть до кельтоиберийского периода подтверждается соответствующими отложениями культурного слоя. Мы встречаемся здесь с антикой, с греческими, италийскими, этрусскими и раннеримскими влияниями; Ганнибалу в конце 3 века здесь были известны прежде всего кельты. В Глануме (по-гречески Гланон) в нижнем течении Роны в окрестностях Арля (Буш-дю-Рон) также сохранились остатки города по крайней мере с четырьмя фазами заселения. Древнейшие памятники кельтских времен с местным святилищем часто напоминают в скульптурных работах Энтремон и Рокепертус. С эллинистического времени там сохранились остатки стен 2 века, а также перистиль (колонный зал), окружающий амплувий (бассейн для дождевой воды), и мозаика, по-видимому, старейшая на территории нынешней Франции. Но и последующие столетия оставили тут свой след: много домов периода романизации середины последнего века и доказательства оживленной строительной деятельности гал-льско-римского периода вплоть до последней трети 3 века. Город был разрушен германцами около 270 г. н. э. В Глануме сохранились старейшие в Галлии городские ворота середины последнего столетия (периода примерно 40 г.) с рельефами на боковых стенах, изображающими пленных галлов.
Романизация Галлии в этой южнофранцузской области быстро обрела прочные опорные пункты. Достаточно привести Арль с построенным во времена Августа театром, со сценой, достигающей 104 м в длину, и со множеством скульптурных украшений (мраморные фигуры танцовщиц), Оранж (Во-клюз), где также еще во времена Августа возник театр с водопроводом, римские мосты в Апта (Апта Юлия) или Вазион Во-конциорум (Везон-ля-Ромэн, Воклюз), когда-то важный кельтский город, а в период романизации богатейший город на левом берегу Роны, или, наконец, храмовые постройки у священного источника в Ниме. Непосредственно по соседству с Энтремоном возник город Аквы Секстиевы. Под всеми этими влияниями находилось затем и развитие в самой Галлии.

Bay State College, Бостон, штат Массачусетс Bay State College — частный колледж совместного двухгодичного обучения. Год основания: 1946 Расположение: г. Бостон (население — 600,000) штат Массачусет...

Ираклий, внук Ираклия I и сын Константина III, родился в Константинополе 8 ноября 631 г. Крещен он был лишь через год, во Влахернскон храме Богоматери, причем его восприемником от купели дед назначил ...

1. Афинянин Конон вступил на общественное поприще во время Пелопоннесской войны, и деятельность его принесли тогда много пользы. В звании стратега командовал он сухопутными армиями, в чине начальника ...

Еще статьи из:: Полезная информация Мировая история Тайны мира