Революция 1911-1913 гг. в Китае, провозглашение Китайской Республики, а в Урге в декабре 1911 г. независимости Монголии, отречение цинской династии от трона в феврале 1912 г., крупные перемены в самом Тибете побудили Далай-ламу XIII вернуться в Лхасу. Там после его бегства амбань Лянь Юй попытался взять в свои руки всю полноту власти. Однако его возможности были ограничены. Цинские войска в Тибете быстро превращались в неконтролируемую вооруженную силу. Солдаты в Лхасе, Гьянцэ и Ятуне не подчинялись приказам своих командиров. При получении известий о начале Синьхайской революции взбунтовавшиеся солдаты в ноябре 1911 г. напали на резиденцию амбаня — маньчжура Лянь Юя. Амбань бежал, но был схвачен и доставлен в Ши-гацэ в качестве заложника. Солдаты избрали новым амбанем генерала Чжун Ина, кстати, также маньчжура. Чжун Ин выдал бунтовщикам 250 тыс. рупий, чем на некоторое время добился повиновения с их стороны. Но в Лхасу начали собираться солдаты из гарнизонов других тибетских городов и участники боев с восставшими тибетцами. Солдаты грабили жителей, постепенно они захватили всю южную часть Лхасы. Небольшие китайские гарнизоны в Шигацэ и Гьянцэ вскоре сложили оружие и через долину Чумби ушли в Индию. Но в Лхасе еще оставались китайский гарнизон, старый амбань Лянь Юй и новый амбань Чжун Ин с личной охраной. 24 июня 1912 г. Далай-лама выехал из Индии в Тибет. В конце июля он остановился в семи километрах от Лхасы, поддерживая постоянные контакты со своими сторонниками в столице Тибета. Быстрому изгнанию китайцев мешала внутриполитическая борьба в правящих кругах Тибета. Если монахи монастырей Сэра и Ганден приняли активное участие в борьбе с китайцами, то руководители крупнейшего монастыря Дэпун (около 8 тыс. монахов), некоторые члены Кашага не желали порывать с китайскими властями. Конфликт привел к столкновению. Прокитайские лидеры были арестованы, и восемь человек из них казнены [Shakabpa, 1967, р. 241]. Так, монахи монастыря Сэра убили без всякого суда и следствия первого колона Царон-шапэ, одного из его сыновей и несколько других высших чиновников. Многие богатые жители Лхасы спешно отправили свои семьи и ценности под защиту стен монастыря Сэра. 5 февраля 1912 г. сычуаньские солдаты окружили Сэра. В течение двух дней они обстреливали монастырь и пытались ворваться внутрь, но получили отпор от 5500 монахов, большинство из которых было вооружено. Отбив нападение, монахи монастыря Сэра вместе с другими группами вооруженных тибетцев двинулись в Лхасу [ibid., р. 240; Yа Наnhzang, 1993, р. 242-243]. Начиная с 8 февраля и до 19 июня в Лхасе шли бои. Наконец, 19 июня 1912 г. при посредничестве непальского резидента в Лхасе было достигнуто соглашение. Китайские солдаты должны были передать оружие и снаряжение тибетцам. Китайцам разрешалось покинуть Тибет южным путем через Индию; им обещали предоставить транспорт и продовольствие. В Лхасе мог оставаться китайский резидент, но его охрана ограничивалась 20 вооруженными людьми [Yа Наnhzang, 1993, р. 243]. 4 августа Лянь Юй и его эскорт выехали из Лхасы в Индию. После новых переговоров 12 августа 1912г. было достигнуто новое соглашение. Оно содержало следующие главные пункты: «1. Амбань с небольшой свитой остается в Лхасе. 2. Он сохраняет при себе 200 китайских солдат личной охраны. 3. Все остальные китайские войска сдают оружие и амуницию и возвращаются в Китай. 4. Оружие и амуниция остаются в Лхасе под печатями. 5. Тибетцам, бывшим на стороне Китая, обещается прощение. Около 500 китайских солдат с генералом Чжуном без оружия возвращаются в Китай через Индию» [Кулешов, 1992, с. 160]. 14 декабря 1912 г., после переговоров при посредничестве непальского представителя тибетцы и китайцы заключили еще одно соглашение. В нем назначался день (16 декабря), когда китайские солдаты должны покинуть Лхасу и направиться в Китай через Индию, не делая остановок на тибетской территории. Их оружие и амуниция оставались в Лхасе под контролем непальской стороны. Тибетцы обещали предоставить транспорт и продовольствие китайским солдатам и офицерам на время их эвакуации. 19 декабря 1912г. новый амбань генерал Чжун Ин со своим отрядом под охраной гуркхов покинул Лхасу и в апреле 1913 г. пересек границу Сиккима. В 1914 г. он был обвинен во всех неудачах китайцев в Тибете, осужден и казнен в Пекине. При содействии британской миссии по репатриации китайцев через сиккимо-тибетскую границу было переправлено более 2 тыс. человек. 6 января 1913 г. последние китайские солдаты ушли из Лхасы. В 1913 г. китайское правительство упразднило институт амбаней. 23 января 1913 г. Далай-лама вернулся во дворец Потала в качестве общепризнанного лидера Тибета. По возвращении в Лхасу он издал Декларацию, в которой, в частности, говорилось: «Владыка Будда из священной страны Индия предсказал, что перевоплощения Авалокитешвары будут, посредством преемственного ряда правителей от ранних царей веры до наших дней, править Тибетом... Во времена монгольских Чингис-хана и Алтан-хана, при китайской династии Мин и при маньчжурской династии Цин Тибет и Китай сотрудничали на основе отношений священника и покровителя. Несколько лет назад китайские власти в Сычуани и Юнънани попытались превратить страну в китайскую колонию. Они послали крупные воинские отряды в Тибет под предлогом охраны рынков. Поэтому я оставил Лхасу и вместе с несколькими министрами уехал на индо-тибетскую границу в надежде разъяснить маньчжурскому императору по телеграфу, что существующие между Тибетом и Китаем отношения являются отношениями покровителя и священнослужителя и не основываются на подчинении одной страны другой...
 
Из Индии я послал несколько телеграмм императору, однако ответа не последовало из-за препятствий, чинимых бесчестными чиновниками в Пекине. Тем временем маньчжурская империя пала. Это помогло тибетцам изгнать китайцев из Центрального Тибета. Я также смог вернуться в Тибет... по моему приказу ныне остатки китайских войск изгнаны из Докама (Амдо и Кам. — Б.М.) в Восточном Тибете. Таким образом, замыслы китайцев угнетать Тибет путем извращенного истолкования отношений священник — покровитель исчезли, подобно радуге в небе...
 
Мы небольшая нация, независимая и религиозная. Нам предстоит защищать свою страну. Мы знаем из прошлого, что, защищая свою страну, наш народ может встретиться с некоторыми трудностями. Он должен пренебречь этими трудностями. Мы все должны трудиться во имя сохранения независимости страны» [Богословский, Москалев, 1984, с. 41; Shakabpa, 1967, р. 246-247]. Вернувшись в Лхасу, Далай-лама XIII щедро наградил тех, кто способствовал его возвращению. Монастырь Сэра за верную службу получил восемь имений кочевников в области Дам, монастырь Ганден — половину области Цзон. Своим сторонникам Далай-лама пожаловал имения и титулы. В то же время верховный правитель Тибета покарал поддерживавших контакты с китайцами монахов монастыря Тэнгьелин (один из четырех лхасских «лингов»). Настоятель именно этого монастыря был когда-то регентом при малолетнем Далай-ламе XIII и был обвинен в заговоре против жизни «перерожденца». Еще в то время земли монастыря были конфискованы, а монахи подверглись репрессиям. Монастырь возродился в 1910 г. с помощью китайских властей. На этот раз (в 1913 г.) монастырь Тэнгьелин был закрыт, его здания вскоре переданы Управлению почт и телеграфа, монахов этого монастыря разослали по другим монастырям Тибета.

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть III. Тибет в конце XIX — начале XX в.

Антикварное золото... Небольшая загадочная вещица из тусклого желтого металла, который заставлял жадностью гореть глаза не одно поколение авантюристов, кладоискателей, любителей легкой наживы. Откуда ...

Стихия, уничтожившая минойскую культуру  Мы никогда не узнаем точно, что случилось на этом скалистом склоне в невообразимо далеком прошлом. 37 веков назад, когда на острове Крит внезапно разразилось ...

Труднообъяснимых факты и явления, которые уже долгое время порождают теории и дискуссии среди ученых. Эффект плацебо Об эффекте плацебо слышали многие. Это когда человека несколько дней подряд поят ну...

Еще статьи из:: Мировая история Тайны мира