Семиты страны египтян. Памятники и религия

Страна египтян. Памятники и религия. Пирамиды, мумии п прочее. Разливы Нила. Касты. История Египта: Ссзострис Великий. Предании о Пеаммстихе. Лмазис. Финикийцы и евреи. Их родоначальники, цари, разделение и упадок. Вави.юшше и ассирийцы. Семирамида. Судьба Ассирии. Навуходоносор. Город Вавилон. Нравы вавилонян, их памятники. Карфаген. Его история и государственное устройство

СТРАНА ЕГИПТЯН. ПАМЯТНИКИ И РЕЛИГИЯ 

Египет считается одним из самых древних государств на земном шаре. Он лежит в северо-восточной части Африки по долине реки Нил. Эта узкая, длинная долина с обеих сторон ограничена невысокими цепями гор — на западе Ливийская цепь, которая защищает ее от песков соседней пустыни, а на востоке Аравийская, отроги которой наполняют все пространство до берегов Красного моря (Чермного моря). Последняя доставляла в древности разнообразный материал для египетских сооружений: красноватый гранит для обелисков и колоссов, песчаник разных цветов для храмов и дворцов и известняк для пирамид. К северу нильская долина становится гораздо шире, и река Нил разветвляется на многие рукава, впадающие в Средиземное море. Эта часть Египта представляет болотистую низменность, которая называется Нижним Египтом, или Дельтой. Из многих городов, находившихся здесь, на рукавах Нила, в древности наиболее известны: Саис, Ге.июполис (в Библии— Он) и Паузий, последний на Суэцком перешейке, на Средиземном море. Следующая к югу полоса названа Средним Египтом, со столицей* Мемфис (недалеко от нынешнего Каира). Самую южную часть занимал Верхний Египет (или Фиваида), простиравшийся до нильских водопадов, с замечательнейшим городом Фивы. На западе от долины Нила в пустынях ливийских, как острова в песчаном море, встречаются оазисы— места, орошаемые источниками и покрытые растительностью. Самый замечательный из них был оазис Сива с храмом и про-рицалпшем бога Амона.Климат в Египте очень жаркий, а дождь выпадает чрезвычайно редко, и вся страна превратилась бы в пустыню, если бы ее не орошали ежегодные разливы Нила. Каждое лето от сильных дождей в верховьях Нила, в Абиссинии (Эфиопии), река выступает из берегов и разливается по всему Египту, так что города и деревни, построенные обыкновенно на возвышенных местах, кажутся островами, и жители сообщаются между собою на лодках. Когда река входит в берега, она оставляет после себя влажный ил, который удобряет зешйо и делает ее необыкновенно плодородной. Но чем разливы вод слабее, тем меньше был урожай. Поэтому египтяне копали озера и проводили множество каналов, чтобы сохранить воду на случай засухи. Из такхтх озер самое большое называлось Мери (что у египтян и значило «озеро». Оно было выкопано по приказу царя Аменемха III*). А из каналов самый значительный, так называемый Иосифов канал, тянется по Среднему Египту параллельно с Нилом, по западной его стороне. Вообще земледелие у древних египтян находилось в цветущем состоянии.После этого народа остались многочисленные и величественные памятники, которые не могли сокрушить несколько тысячелетий. Первое место меж ними занимают пирамиды. Пирамиды предназначались для погребения царей. Внутри них делались узкие переходы и небольшие комнаты; в самой просторной— ставили раскрашенный саркофаг, или гроб, в’ который заключали набальзамированный труп царя. Подле каждой пирамиды находились склепы и гробницы, в них хоронились царские родственники. Пирамиды возвышаются преимущественно к западу от Мемфиса.Цари Египта обыкновенно строили для себя пирамиду в продолжение всего своего царствовании. Самая громадная построена царем Хеопсом; она похожа на целую гору. Говорят, над ней работало сто тысяч человек в течение тридцати четырех лет. Огромные камни, из которых она сложена, ломали в горах на восточной стороне Нила и с чрезвычайными усилиями перетаскивали через реку к месту постройки. Много народа гибло в этих тяжелых работах, но фараоны египетские не щадили людей, чтобы воздвигнуть себе прочные памятники. За Хе~ опсовой следуют по величине пирамиды царей Хефрена и Микерина, находящиеся в той же местности.Египтяне чрезвычайно много заботились о своих покойниках. Они верили в переселение душ, думали, что душа человека после смерти его в продолжение нескольких тысяч лет переходит из одного животного в другое и наконец опять возвратится в тело того же человека, поэтому всеми силами старались предохранить его от гниения и усовершенствовали искусство бальзамирования. Оно состояло в том, что из трупа вынимали внутренности, наполняли его ароматическими веществами, обертывали длинными тканями, заливали гипсом и расписывали красками. Такие набальзамированные тела, мумии, не зарывали в землю, а клали в саркофаг и ставили в катакомбах — в гротах и галереях, высеченных в горах. Здесь воздух отличается сухостью, которая также способствует сохранению тела. Внутренность катакомб часто отделывалась с большим тщанием, чем обыкновенные жилища: стены их украшены изваяниями или расписаны разными картинами, по которым мы можем получить ясное понятие об одежде древних египтян, об их вооружении, домашней утвари и прочем. Самые украшенные гробницы, царские, вблизи Фив. В память царей и других знатных покойников ставились высокие обелиски — четырехугольные колонны, кверху заостренные и обыкновенно высеченные из цельного гранита.Памятниками египтян служат развалины храмов; так же, как пирамиды, они отличались громадными размерами. Самые же многочисленные развалины сохранились на месте древних Фив, в Верхнем Египте. Этот город лежал на обоих берегах Нила и тянулся на четырнадцать верст вдоль реки, он назывался «сто-вратными» Фивами (вероятно, по числу храмовых ворот). Теперь на том месте находится несколько арабских деревень. Храмы фивские состояли из разных, большей частью не покрытых сверху, отделений, а потому были так обширны, что, например, одна из этих деревень, Карнак*, занимает только часть пространства, где стоял древний храм. Перед главным святилищем обыкновенно находился просторный двор, в который вели высокие, массивные ворота и который был украшен рядами колонн. Внутри главного святилища господствовал таинственный полумрак. Храмы эти снаружи и внутри украшались каменными колоссальными статуями богов и людей. Главные храмы соединялись между собою аллеями сфинксов — каменных изваяний львов с человеческими головами. В Среднем Египте, недалеко от главных пирамид, находится колоссальный сфинкс, высеченный из целой скалы. Этот сфинкс, оконченный при царе Хефрене, воплощает идею заходящего солнца — божество Гарма-хис; между его передними лапами стоял небольшой храм, посвященный тому же божеству и воздвигнутый Тумозисом III. Многие египетские сфинксы перевезены в Европу. (Например, их можно видеть в Петербурге.) Много мумий находится в европейских музеях. Два египетских обелиска были перевезены в Рим при Августе. Уже в наше время один обелиск переправлен в Париж и теперь украшает там площадь Согласия; его иероглифические надписи свидетельствуют, что он был сооружен при Рамсесе II. Из статуй самые известные — так называемые колоссы Мемнона. Эти колоссы есть не что иное, как статуи фараона Аменофиса III, и представляют его сидящим на троне с руками, протянутыми на коленях (обычная поза египетских статуй). Греки же полагали, что это эфиоп Мемнон, один из защитников Трои, и что он приветствует каждое утро свою мать Аврору — зарю. Звуки, которые он издавал, как оказалось, происходили от естественных причин. О дворцах фараонов известно очень мало. Из них особенно замечателен Лабиринт, построенный в той же части Египта, где находились и пирамиды; считают, что он заключал в себе 3000 комнат. Постройка его была начата тем же Аменемхетом III, который велел выкопать и озеро Мери.Памятники Египта часто покрыты письмешмп-иерогл/фами, они представляют изображения птиц, животных, людей, разных орудий и тому подобное.В сокращенном иероглифическом письме изображали подчас не целые фигуры и предметы, а только части их; такое письмо называлось гератическим, а еще более сокращенное и уже близкое к нашим буквам — демотическим. Европейские ученые после многих усилий открыли наконец смысл этих знаков, и в настоящее время египетские письмена уже читают свободно.Жители древнего Египта делились на разные касты, или, скорее, на разные сословия. Два из них, жрецы и воины, были высшими, господствующими сословиями, а остальные: ремесленники, земледельцы, пастухи и прочие — были низшими, или подчиненными.Эти подчиненные касты отличались от высших более темным цветом кожи и толстыми губами, наподобие негров. (Новейшие ученые называют их кушиты, или хамиты: Куш — сын Хама.) Они распространились с юга, из Эфиопии, и встретились с семитическим племенем, пришедшим из Сирии и имевшим более светлый цвет кожи. В происшедшей борьбе последнее одержало верх и составило господствующие классы. Жрецы пользовались чрезвычайным уважением в народе и были главными советниками царей, или фараонов. Они также были самые образованные люди п занимачись науками, например: астрономией, геометрией, географией — и владели большей и лучшей частью земли, которая притом освобождалась от всяких повинностей. Военное сословие (дворянство) было распределено по египетским областям (номам) и владело почти третьей частью всей плодородной земли. Остальная треть принадлежала царю. Земледельческое население не имело собственных полей и находилось почти и крепостном состоянии. Многоженство в Египте было довольно редко, и женщины не находились здесь в таком угнетенном, рабском состоянии, как в азиатских государствах; они могли являться в обществе вместе с мужчинами. Законы относительно женщин были очень строги; например, человек, оскорбивший честь женщины, должен быть изувечен. Вообще многие законы и обычаи египтян показывают, что они были умный, серьезный народ. Так, во время пиршеств обыкновенно приносили в зал деревянное подобие мумии, чтобы напомнить пирующим о смерти.Египтяне сначала обожествляли самые главные предметы видимой природы: солнце, землю, луну. Но с течением времени число их богов чрезвычайно размножилось. Высшее и благодетельное существо называлось Ра, или Озирис, божество солнца и вместе Нила. Озирис был также верховным судьей для душ умерших людей. Далее следует супруга его ffcttda, под которой разумели плодородную землю. Грозный ветер, приносивший из соседних степей горы песку на египетские поля, представлялся воображению египтян злым богом Сетом (греки его называли Тифоном), и они старались умилостивить его жертвами. Озирис и Сет, то”есть свет и тьма, добро и зло, находятся в постоянной борьбе между собою.Обожествление животных было очень распространено в Египте: например, почитали крокодилов, мышей, кошек, особенно последних, и кто хотя нечаянно убивал священную кошку, без милосердия подвергался казни. Культ поклонения священным животным основывался на веровании, что вес они были вошющением какого-либо божества. В к;1жцой провинции, даже в каждом городе были свои особые боги-животные. Но общим почетом пользовался священный бык Апис. Он имел особые признаки — черный цвет шерсти, с белым пятном на лбу; у него был сюй храм в Мемфисе, где ему npi !служивала целая толпа жрецов. Когда Апис издыхал, то все египтяне надевали траур, поднимали плач; а жрецы отыскивали другого быка с теми же признаками; когда находили, траур снимался, начиналось празднество и ликование, и нового Аписа с торжеством вводили в храм. Апис потому пользовался таким почетом, что, по мнению египтян, он был земным воплощением О эи-риса. (В позднейшие времена епшетской истории, приПтолемеях, наибольшее почитание у египтян воздавалось богу Cejxinucy, который представлял соединение Озириса и Аписа.) Эта религия, исполненная грубого идолопоклонсгва и суеверия, составляла собственно религию низших классов народа. Один из отцов христианской Церкви, Климент Александрийский, живший уже во времена римского владычества, в следующих выражениях отзывается об этом поклонении животным: «Если вы войдете в храм, жрец приближается с важным видом, произнося молитву на египетском языке. Он слегка приподнимает завесу, чтобы показать вам бога, и что же вы видите? Кошку, крокодила, змею или другое подобное животное. Вот вам египетский бог! Это не что иное, как дикий зверь, который нежится на дорогих коврах*. В ны-сших классах, особенно между жрецами, встречаются более отвлеченные верования, которые возвышались до идеи о едином кеч-ном Боге, Творце вселенной. Эта идея обыкновенно связывалась с солнечным божеством Ра, или Озириса, которое, кроме того, в Фивах носило имя Аионси а и Мемфисе — 0tna. (To же солнечное божество, или собственно разные его явления, почиталось под именами Гора и Гармажса)

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*