Итак, в тибетском обществе XIX в. можно выделить два класса: класс привилегированных и класс простолюдинов. Практически не существовало так называемого среднего класса. Внутри класса привилегированных имелись различные группы и прослойки. Класс простолюдинов включал крестьян, скотоводов, ремесленников, мелких торговцев, перевозчиков. Существовали крепостнические отношения: крестьянин фактически был прикреплен к конкретному имению и, таким образом, к конкретному его владельцу. Крестьянин получал от владельца имения участок земли на правах наследственного арендатора. За это он был обязан безвозмездно обрабатывать и поливать земли имения, собирать и свозить в амбары урожай, собирать топливо, ремонтировать усадьбу, выполнять в доме владельца имения обязанности слуги и ремесленника: ткать сукно, заниматься пошивом одежды, кузнечными работами и т.п. Владелец имения мог даже «сдать в аренду» труд крестьянина, например, для того, чтобы строить дом богатого купца в Лхасе. Крестьянин также был обязан платить налоги в натуральной и денежной форме. Он мог попросить разрешения уйти с земли держателя имения, подав прошение об этом — «петицию на выделение человека», митрошува, но в случае, если хозяин удовлетворял его просьбу, отпускаемый был обязан выплатить хозяину в качестве выкупа большую сумму. За самовольный уход крестьянина сурово наказывали и возвращали к хозяину. Предпочитали поймать беглого и заставить его взять обратно землю и все связанные с ней повинности, чем конфисковать эту землю и передать ее другому. Разрешение на уход давалось весьма редко. В каждом имении земля делилась на две части: во-первых, земля, не сдаваемая в аренду (часть пахотной земли, сад, парк и др.), и, во-вторых, земля, передаваемая небольшими участками крестьянам. Первая часть составляла обычно от половины до трех четвертей всей земли имения, и все доходы с нее поступали владельцу имения. Эту часть земли, как уже говорилось, безвозмездно обрабатывали крестьяне, но владелец предоставлял им семена и тягловый скот. На своем участке крестьянин сам решал, что выращивать, когда сажать и сеять. Семьи земледельцев объединялись в общины. Община каждой деревни управлялась старостой деревни, который собирал с крестьян налоги и передавал их государственному чиновнику или управляющему имением. Старосту избирал сход, обычно на три года, но часто благодаря своему влиянию, престижу и богатству он переизбирался неоднократно. Сход мог снять старосту с должности. В некоторых случаях должность старосты была наследственной. Старосте помогал совет старейшин, который формировался самим старостой. Совет нередко выполнял функции суда. Староста и совет ведали землями общины — горными пастбищами, лесами, полями, на доходы с которых содержался храм общины, большими оросительными каналами.
Внутри общины существовало имущественное и, в известной мере, социальное расслоение. Крестьяне-владельцы земли регулярно собирались на собрания для решения под руководством старосты всех дел общины. Крестьяне, не имевшие надела, не участвовали в этих собраниях.

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть II. Тибет в XIX в.

В 1519-м Эрнан Кортес сошел на берег Мексиканского залива, а уже через два года лежала в руинах столица ацтекской империи — величественный Теночтитлан со всеми его святилищами, храмами и статуями бого...

Лев, стратиг Анатолика и опытный военачальник, был провозглашен императором 11 июля 813 г. Спустя шесть дней столицу сжало кольцо болгарской осады. Христиане в ужасе наблюдали с городских укреплений с...

Подлинным основателем Ассирийской державы был Тиглатпаласар III (745—727 гг. до н. э.), заложивший своими военными походами основу ассирийского военного могущества. Первая задача, которая стояла перед...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история Полезная информация Бизнес идеи