О египетском народе

Требеллий Поллион.

Тридцать тиранов.
XXII. Эмилиан.

(О египетском народе)

(1) Египетскому народу свойственно, подобно одержимым и безумным, доходить по каким-нибудь ничтожным поводам до поступков, влекущих за собой крайне опасные последствия для государства[1]. (2) Часто из-за приветствия, оставшегося без ответа, из-за не уступленного в бане места, из-за наложения запрета на мясо и овощи, из-за рабской обуви и тому подобного они доходили до поступков, крайне опасных для государства, поднимая мятежи, так что против них приходилось направлять вооруженные силы. (3) Итак, с обычной для них яростью, однажды, когда раб какого-то попечителя, который управлял тогда Александрией, был убит военным за то, что говорил, будто его башмаки лучше, чем башмаки воина, собралась толпа, подошла к дому военного начальника Эмилиана[2] и яростно напала на него со всякого рода орудиями, какими действуют во время мятежей: в него бросали камнями, в него метили железным оружием, тут были всякие средства нападения, какими пользуются мятежники. (4) Все это заставило Эмилиана взять на себя императорскую власть[3], так как он понимал, что ему так или иначе придется погибать. (5) Его сторону, приняло египетское войско, главным образом из ненависти к Галлиену. (6) Твердости, нужной для управления государством у него было достаточно: он прошел Фиваиду и весь Египет и, насколько мог, оттеснил варварские племена, опираясь на свой основанный на храбрости авторитет. (7) Наконец, благодаря своим доблестям, он заслужил прозвание Александра или Александрийского (это также считается неясным). (8) Когда он готовился к походу против индийцев[4] и был прислан полководец Теодот[5], Эмилиан по приказанию Галлиена понес наказание; рассказывают, что его удавили в тюрьме, как обычно делали в древности с пленниками. (9) Когда речь идет о Египте, не следует, думается, умолчать о том, что подсказывает мне древняя история, а также и поступок Галлиена. (10) Когда он пожелал облечь Теодота проконсульской властью[6], этому воспротивились жрецы: они сказали, что консульские связки не должны вступать в Александрию[7]. (11) Мы хорошо знаем, что об этом упоминает и Цицерон, когда он говорит против Габиния[8]. Наконец, и сейчас еще помнят об этом не раз упоминавшемся обстоятельстве. (12) Поэтому вашему родственнику Гереннию Цельзу, когда он желает получить консульство, следует иметь в виду то, что он хочет непозволительного. (13) Ведь, как передают, в Мемфисе на золотой колонне написано египетскими письменами, что Египет станет свободным только тогда, когда в него вступят римские связки и претекста римлян. (14) Об этом можно найти указание у грамматика Прокула[9], ученейшего человека своего времени, там, где он говорит об иноземных странах.

______________________________

1 Аналогичные характеристики египтянам дают Аммиан (22.11.4 сл., 22.16.23), Плиний (Панегирик. 31.2), Дион (39.58) и др.

2 Луций Муссий Эмилиан. Некоторые папирусы свидетельствуют, что он был префектом Египта.

3 О захвате им власти кроме “Сочинителей истории Августов”, свидетельствует лишь Эпитома. 32.4. Нумизматических подтверждений также нет.

4 Об этом сообщают только “Сочинители истории Августов”.

5 Ср. “Двое Галлиенов” 4.1 слл. Теодот был преемником Эмилиана на посту префекта Египта.

6 Полномочия наместника провинции без внешнего оформления и без фасций.

7 Назначение сенатора правителем Египта было исключено.

8 Авл Габиний, народный трибун 67 г. до н.э., легат Помпея в Азии в 66–63 гг., претор в 61 г., консул в 58 г. Как правитель Сирии вернул в Египет в 55 г. изгнанного оттуда царя Птолемея Авлета. Цицерон не произносил обвинительную речь на последовавшем за этими событиями процессе об оскорблении величия.

9 Дессау отождествляет его с упомянутым Фотием, автором грамматической хрестоматии. Штейн — с Евтихием Прокулом, воспитателем Марка Аврелия.

О египетском народе (Тридцать тиранов. XXII. Эмилиан).
Текст приводится по изданию: Властелины Рима (пер. С.Н. Кондратьева). М., 1992. С. 249–250.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*