Далай-лама XIII родился 27 мая 1876 г. в Дагпо, на юго-востоке области уй. В 1877 г. он был обнаружен как возможный перерожденец своего предшественника. Церемония вытягивания жребия из золотой урны не проводилась. В 1878 г. Панчен-лама и высшие ламы лхасских монастырей признали мальчика новым Далай-ламой, и 31 июля 1879 г. он был возведен на трон в Лхасе [Дас, 1904, с. 136; Веll,1924, р. 52; Smith,1996, р. 192-193].
 
В 1895 г. после столкновения с регентом Дэмо-хутухтой Далай-ламе XIII удалось взять власть в свои руки. Регент и его братья были арестованы, их имущество отобрано в казну. Вскоре бывший регент был задушен в тюрьме (по другим сведениям — внезапно умер в монастыре, где находился «под домашним арестом») [Цыбиков, 1981а, с. 150; Shakabpa, 1967, р. 221-222].
 
«Взявши верх в этой борьбе, нынешний Далай-лама, без сомнения, избавился от участи многих своих предшественников, умиравших в самом раннем возрасте, — писал Г.Ц. Цыбиков. — 13-й Далай-лама по наружности довольно красивый молодой человек и, по-видимому, с твердым характером, так как он проявляет в настоящее время много самостоятельности и энергии в светских и духовных делах Тибета. Он отменил, по крайней мере на первые годы своего правления, смертную казнь, отменил и открытую продажу должностей — мера громадной важности» [Цыбиков, 1981а, с. 148]. Приход к власти Далай-ламы XIII произошел при полном бездействии амбаней. Хотя они не сочувствовали этому перевороту, но были вынуждены с ним смириться.
 
«Получив в свои руки печати, Далай-лама овладел браздами правления и лишил китайских амбанов всякого голоса в государственных делах», — отмечал А. Уоддель [Уодделъ, 1906, с. 35]. Амбани сообщили о случившемся в Пекин, и из столицы пришел эдикт, в котором император повелевал вернуть печати регенту и восстановить его у власти. Но регент умер, и новый амбань даже не решился обнародовать императорский эдикт [там же]. В 1882 г. скончался Панчен-лама VIII. Панчен-лама IX (1883-1937) родился в Цзане. В 1888 г. он был выбран по жребию из трех кандидатов и в 1892 г. возведен на трон [Yа Hanzhang, 1993, р. 216]. В 1894 г., по требованию лам Цонду, Кашаг и регент приняли закон о том, что одним из калонов обязательно должен быть представитель духовенства. В законе говорилось также о необязательности передачи должностей калонов по наследству и о возможности занимать эти должности просто способным людям.
ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть III. Тибет в конце XIX — начале XX в.

Система ТАМАТЕ на Банксовых островах состоит из целого  ряда  сообществ(на одном острове Мота Риверс насчитал их 77), причем обычно человек состоитчленом нескольких из них одновременно.     Местом соб...

БЕССМЕРТНЫЕ РУИНЫ ПЕРСЕПОЛЯ  Весной 334 г. до н.э. Александр Македонский выступил в поход против Персии. Его армия состояла из 30 тысяч пехотинцев и пятитысячной конницы. Первое столкновение произошл...

В том, что религия определила ход культурной эволюции, сомнений нет. Осталось изучить, как она повлияла на биологию человека Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предлож...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история