Далай-лама XIII родился 27 мая 1876 г. в Дагпо, на юго-востоке области уй. В 1877 г. он был обнаружен как возможный перерожденец своего предшественника. Церемония вытягивания жребия из золотой урны не проводилась. В 1878 г. Панчен-лама и высшие ламы лхасских монастырей признали мальчика новым Далай-ламой, и 31 июля 1879 г. он был возведен на трон в Лхасе [Дас, 1904, с. 136; Веll,1924, р. 52; Smith,1996, р. 192-193].
В 1895 г. после столкновения с регентом Дэмо-хутухтой Далай-ламе XIII удалось взять власть в свои руки. Регент и его братья были арестованы, их имущество отобрано в казну. Вскоре бывший регент был задушен в тюрьме (по другим сведениям — внезапно умер в монастыре, где находился «под домашним арестом») [Цыбиков, 1981а, с. 150; Shakabpa, 1967, р. 221-222].
«Взявши верх в этой борьбе, нынешний Далай-лама, без сомнения, избавился от участи многих своих предшественников, умиравших в самом раннем возрасте, — писал Г.Ц. Цыбиков. — 13-й Далай-лама по наружности довольно красивый молодой человек и, по-видимому, с твердым характером, так как он проявляет в настоящее время много самостоятельности и энергии в светских и духовных делах Тибета. Он отменил, по крайней мере на первые годы своего правления, смертную казнь, отменил и открытую продажу должностей — мера громадной важности» [Цыбиков, 1981а, с. 148]. Приход к власти Далай-ламы XIII произошел при полном бездействии амбаней. Хотя они не сочувствовали этому перевороту, но были вынуждены с ним смириться.
«Получив в свои руки печати, Далай-лама овладел браздами правления и лишил китайских амбанов всякого голоса в государственных делах», — отмечал А. Уоддель [Уодделъ, 1906, с. 35]. Амбани сообщили о случившемся в Пекин, и из столицы пришел эдикт, в котором император повелевал вернуть печати регенту и восстановить его у власти. Но регент умер, и новый амбань даже не решился обнародовать императорский эдикт [там же]. В 1882 г. скончался Панчен-лама VIII. Панчен-лама IX (1883-1937) родился в Цзане. В 1888 г. он был выбран по жребию из трех кандидатов и в 1892 г. возведен на трон [Yа Hanzhang, 1993, р. 216]. В 1894 г., по требованию лам Цонду, Кашаг и регент приняли закон о том, что одним из калонов обязательно должен быть представитель духовенства. В законе говорилось также о необязательности передачи должностей калонов по наследству и о возможности занимать эти должности просто способным людям.
ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть III. Тибет в конце XIX — начале XX в.