Послание чистых братьев и верных друзей

ПОСЛАНИЯ ЧИСТЫХ БРАТЬЕВ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ     КИТАБ ИХВАН АС-САФА ВА ХУЛЛАН АЛ-ВАФА
Пятое послание о точных науках — о географии, т. е. описание земли и климатов для воспитания души и исправления телес
Во имя Аллаха, милостивого, милосердого: на него мое упование. “Хвала Аллаху, мир избранным рабам его! Аллах ли лучше или те, которых считают они соучастниками его?”. (Коран, сура 27, стих 60) Знай, о брат, да укрепит тебя Аллах и да пребудет с нами вечно дух его, что верования наших собратий, да укрепит их Аллах и да пребудет с нами дух его, суть мнение относительно всех существующих вещей, исследование их начал, причин их внутреннего смысла и степеней их устройства, раскрытие качества связей их болезней с пороками, с разрешения их создателя, того, кто поражает злом, [кто] причина причин, кто начало начал, велика хвала ему, а не по какой-либо иной причине. Нам нужно упомянуть в этом послании, после окончания нами послания о музыке, о положении земли, о характере ее облика и о причине нахождения ее в центре вселенной, потому что знание о ее положении и условиях ее нахождения в воздухе относится к числу благородных наук, ибо наши тела находятся на земле; от земли заболевание нашей плоти, ее рост и протяженность ее срока, и в землю возвращается плоть после разделения с душой; а также потому, что взгляд на эту науку будет причиной подъема желаний наших душ к миру девяти небесных сфер. Этот же мир — свод знаков зодиака, окружающий землю до этого места. Эти сферы — место обитания высших, а множество оборотов мыслей удаляет духовное бесплодие; множество оборотов мыслей отдаляет мир небесных сфер, будучи причиной пробуждения наших душ от сна беззаботности и дремоты невежества. Это призывает души к отправлению из мира существования и порчи в мир вечности и продолжительности и возбуждает в них желание к путешествию из мира телесного и из соседства с дьяволами в мир духовный и близкий к ангелам, приближенным к Аллаху.
В этом послании мы отдельно упомянули характер облика земли, изображение населенной четверти и того, что в ней находится из семи климатов, того, что есть в климатах из морей, гор, пустынь, рек и городов, чтобы было то путем для начинающих знакомство с наукой астрономии, устройством небесных сфер, восхождениями светил и вращением звезд. И приблизится представление о земле к мыслям ученых и облегчатся размышления о ней для размышляющих относительно царства небес и земли, которые говорят: “Господь наш, ты сотворил это не напрасно. Хвала тебе; сохрани нас от огненной кары!” (Коран, сура 3, стих 188). А о земле имеются стихи для достоверно знающих |127| о вас самих: “Подобно этому [170] мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он был из числа достоверно знающих” (Коран, сура 6, стих 75).
Глава об описании климатов и того, что находится в обитаемой четверти земли из гор, морей, пустынь, рек и городов, и того, что находится на морях из числа островов и городов. Перед их описанием нам следует сказать об облике земли и шести ее сторон и [о том,] каково положение ее в воздухе. Мы говорим: стороны — это восток, запад, юг, север, верх и низ. Восток — там, откуда поднимается солнце, а запад — там, где скрывается солнце; юг — там, где тропик (Буквально “центр”) Канопуса, а север — там, где тропик Козерога и двух полярных звезд; верх — это то, что прилегает к небу, а низ — это то, что прилегает к центру земли.
Земля — шарообразное тело, округлое внешне, подобное шару; она с разрешения Аллаха всевышнего стоит в воздухе со всеми своими горами, морями, пустынями, населенными и пустыми местами, а воздух окружает ее со всех сторон — востока, запада, юга и севера, с одной и с другой стороны. Удаление земли от неба со всех ее сторон одинаково. А наибольшая окружность на поверхности земли — окружность в 20400 миль (двадцать тысяч четыреста), каждые три мили — фарсах. Диаметр этой окружности — это диаметр земли, и он [равен] шести тысячам пятистам (6500) милям, а это примерно две тысячи сто шестьдесят семь (2167) фарсахов. Центр же земли — это воображаемая точка в глубине ее на половине диаметра, и удаление этой точки от наружной поверхности земли и поверхности моря со всех сторон одинаково, ибо земли со всеми морями, которые на ее поверхности, — единый шар, и ничто на поверхности земли и морей со всех ее сторон не находится ниже, как воображают многие люди из тех, у кого нет длительного упражнения в изучении науки геометрии и науки астрономии. А это потому, что они воображают и полагают, что поверхность земли со стороны, противоположной нашему месту, — это низшая часть земли; и что воздух, окружающий эту сторону, также ниже земли; и что половина сферы Луны, окружающая воздух, также ниже воздуха; и что подобно этому [обстоит дело с] прочими категориями сфер: каждая ниже другой, так что обязательно, если таковы воображение и представление, что нижняя часть низких сфер — это половина окружающей сферы, которая всегда есть высшая часть высоких. Но дело обстоит не так, как они воображают, ибо это взгляд, которого твердо держится, человек из сабейцев, основываясь [лишь] на предположении, без внимательного изучения и доказательства. Когда же человек осведомлен в науке геометрии |128| и интересуется наукой астрономии, ему ясно, что дело противоположно тому, что он предполагал раньше. [171]
Затем знай, что низшая часть из низших в действительности есть воображаемая точка в глубине земли на половине ее диаметра; и это то, что называется “центром вселенной”, а он — глубина внутренности земли, которая прилегает к центру ее, с какой бы стороны ни была земля, потому что центр земли — это низшая [точка] из низших. Что же касается наружной поверхности земли, касающейся воздуха и поверхности морей со всех сторон, то она — верх; и окружающий воздух выше земли также со всех сторон. Сфера Луны выше воздуха, сфера же Меркурия выше сферы Луны, и аналогично этому остальные сферы: каждая выше другой, до девятой сферы, которая есть верх всех верхов, а она — высшая [точка] из высоких. А противоположностью этой сферы является центр земли, который есть низшая [точка] из низких.
И знай, о брат мой, что в каком бы месте ни стоял человек на поверхности земли — с востока или запада ее, с юга или севера ее, с той или иной стороны, — место стояния его, где бы оно ни было, всегда будет выше земли; и голова его направлена вверх к небу, а ноги его внизу и направлены к центру земли. И он всегда видит половину неба, а другая половина скрыта от него, ее ограничивает земля. Когда же человек переместится из этого места в другое место, ему видна [другая] часть неба, соответствующая тому, что скрыто от него с другой стороны, в том же количестве. Каждые девятнадцать фарсахов составляют градус, а каждый фарсах — три мили, каждая миля — четыре тысячи локтей, каждый локоть — восемь ладоней, каждая ладонь — четыре пальца, каждый палец — шесть зерен.
Глава о причине стояния земли посреди воздуха. Мы говорим; знай, что о причине стояния земли посреди воздуха имеются четыре мнения. Одно из них гласит, что причина стояния земли — это притяжение ее сферой со всех сторон равным образом, и земле надлежит стоять посредине из-за того, что равна сила притяжения со всех сторон. И говорят [другие], что причина [стояния земли] — отталкивание земли сферой со всех сторон; подобно предыдущему, ей надлежит стоять посредине из-за того, что сила отталкивания равна со всех сторон. И говорят [также], что причина стояния земли в середине — это притяжение ее центром всех частей земли со всех сторон к ее середине, так как этот центр, когда является центром земли, есть также и центр сферы; а он, то есть центр мира, есть магнит тяжестей. А частицы земли, будучи тяжелыми, притягиваются к центру, и одна частица предшествует другим и находится в центре, а остальные частицы располагаются вокруг нее, т. е. вокруг [какой-то] точки, так как каждая частица стремится к центру. И по этой причине земля стала со всеми своими частицами единым шаром; |129| а так как частицы воды легче частиц земли, то вода располагается вокруг земли; и так как частицы воздуха легче частиц воды, [172] он оказался выше воды. Огонь же, поскольку частицы его легче частиц воздуха, оказался наверху, в том, что примыкает к лунной сфере.
Четвертый же довод, который приводится относительно причины нахождения земли в середине воздуха, — это особый характер места, свойственного земле. Дело в том, что Творец, благословенный и всевышний, дал каждой субстанции из субстанций всеобщего, то есть огню, воздуху, воде и земле, особое место, лучшее место для нее. И подобно тому [расположены] Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс и Юпитер: Творец назначил каждой из [планет] особое место на ее сфере, планета закреплена на ней, и сфера вращает ее вместе с собой. Это мнение из всех мнений наиболее похоже на истину, потому что это основательное объяснение относительно устройства девяти сфер, закрепленных [на сферах] звезд и планет и четырех основ — я имею в виду огонь, воздух, воду и землю. А это потому, что Господь всевышний и благословенный по извечной мудрости своей назначил для каждого существующего из существующих место, которое отличается от прочих мест, или определенное устройство. Это место наиболее подходящее для него, как мы уже упоминали ранее. И на это указывает речь Господа всевышнего: “Нет среди нас никого, у кого не было бы определенного места; воистину мы стоим рядами; и воистину мы прославляем Аллаха”, (Коран, сура 37, стихи 164-166) имея при этом в виду приближенных ангелов Аллаха на семи небесах и на том, что выше небес, помимо прочих высот. Глава об описании поверхности земли и разделении ее четвертей. Мы говорим: знай, о брат, что поверхность земли наполовину покрыта водой величайшего окружающего моря, а другая половина свободна, выступает из воды и стоит высоко. Пример этого — яйцо, погруженное в воду: половина его в воде, а другая половина открыта, выступая из воды. А из этой второй, свободной от воды половины одна половина пуста — та, что прилегает к экватору с юга, а другая половина есть населенная, обитаемая четверть — та [половина], что прилегает к экватору с севера. Экватор же — это прямая воображаемая линия, идущая с востока на запад; она находится на середине земли, под орбитой Овна. В каждой области на этой линии всегда равны день и ночь; и так имеются два полюса, следующие за двумя горизонтами: один из них прилегает к орбите Канопуса на юге, а другой — в север- ной стороне, прилегает к орбите Козерога, Пегаса и полярных звезд. [Глава]. Описание населенной четверти земли. Затем знай, что в этой северной, населенной четверти есть семь больших морей, в каждом море из них некоторое количество островов. Размер каждого острова от двадцати до двухсот и до тысячи фарсахов. Из числа морей: море ар-Рума, а в нем около пятидесяти островов; море [173] ас-Сака-либа, а в нем около тридцати островов; море Джурджана, а в нем пять островов; море ал-Кулзума, а в нем пятнадцать островов; море Фарса, а в нем семь островов; море ас-Синда и ал-Хинда, а в нем около тысячи островов; море ас-Сина, а в нем около двухсот островов.
И во всей этой обитаемой четверти имеются также пятнадцать малых озер; размер каждого из них от двадцати до ста и до тысячи фарсахов. В их числе есть соленые и есть пресные.
Что же касается моря ал-Магриба, моря Йаджудж и Маджудж, Моря зинджей, Зеленого моря и Окружающего моря, то они находятся вне этой обитаемой четверти. Каждое из этих морей — ответвление или залив |131| Окружающего моря, и все они соленые.
В этой четверти также около двухсот длинных гор; среди них есть горы длиной от двадцати до ста и до тысячи фарсахов. Они различны [174] по цвету; основания гор укреплены в земле, а вершины их подняты в воздух, протянувшись с востока и с юга на север. Среди них имеются горы, удаленные в [разные] стороны. Среди них [есть] горы, что расположены между возделанной землей, городами и селениями, и те, что находятся на островах и морях, и те, что расположены в пустынях и безводных областях.
В этой четверти есть также около двухсот сорока длинных рек. В числе этих рек те, длина которых от двадцати до ста и до тысячи фарсахов. Среди них есть те, что текут с востока на запад, те, что текут с юга на север, и те, что удалены от этих сторон. Течение каждой из этих рек начинается от гор и заканчивается в морях или болотах и озерах. И в своем течении реки орошают города и селения, плодородные земли и посевы, а то, что остается сверх того из их вод, впадает в моря и смешивается с соленой водой. Затем вода переходит в мелкокапельное состояние и поднимается в воздух морей или же из нее сгущаются тучи, и ветры несут их на вершины гор и в пустыни, и там вода выпадает дождем и течет по долинам и рекам, орошая страну. А то, что остается сверх того, снова возвращается в моря. И это обычай воды зимой и летом. Это — предназначение Великого, Всеведущего.
В этой четверти имеются семь климатов, объединяющих около семнадцати тысяч больших городов; в них царствуют около тысячи царей. Все это расположено на одной четверти поверхности земли, что же касается остальных трех четвертей, то мнение о них не такое.
Глава относительно изображения семи климатов. Мы говорим, знай, что климаты — а их семь частей — начертаны в обитаемой четверти земли, подобно тому как мы уже показали в главе, которая выше этой. Каждый климат из них — как будто разостланный ковер, протянувшийся по длине с востока на запад, а по ширине с юга на север. Климаты различны по длине и ширине. Самый длинный и самый широкий из них — первый климат, и это потому, что длина его с запада на восток около трех тысяч фарсахов, а ширина его с юга на север около ста пятидесяти фарсахов. Наименьший же из них по длине и ширине — климат седьмой, и это потому, что длина его с востока на запад около тысячи пятисот фарсахов, а ширина его с юга на север около семидесяти фарсахов. Что касается прочих климатов, то они по длине и ширине расположены между этими двумя, увеличиваясь или уменьшаясь по аналогии с этим. И знай, что климаты суть не естественные части, но воображаемые линии, которые провели первые цари, обошедшие вокруг обитаемой четверти |132| земли, чтобы узнать в ней границы стран, царств и путей, наподобие ал-Искандара ар-Руми ал-Йунани, химйаритского тубба’, Афридуна ан-Набати, Ардашира ибн Бабакана ал-Фариси, Сулеймана ибн Да’уда ал-Исра’или, да будет над ними обоими мир, и прочих царей. [175]
Что касается остальных трех четвертей земли, то передвижению в них препятствуют высокие горы, трудные дороги, многоводные моря и переменчивые погоды, с резкими сменами жары, холода и мрака, как например в северной области под орбитой Козерога. А там холод очень велик, так как все шесть месяцев зимы там [бывает] ночь, и воздух очень темен, воды замерзают из-за сильного холода, и погибают растения и животные. Напротив же этого места, с южной стороны, под орбитой Канопуса, — здесь все шесть месяцев лета будет день, и горяч воздух, становящийся горячим смертельным ветром, самумом. Живые твари и растения сгорают от сильной жары, и дорога туда невозможна. Что же касается западной области, то ал-Бахр ал-Мухит препятствует передвижению в ней из-за ударов волн моря и густого мрака его. А что до восточной области, то там препятствуют пути высокие горы. И, поразмыслив, я нашел, что люди заперты в обитаемой четверти земли и у них нет знания относительно остальных трех четвертей ее.
И знай, что земля со всем тем, что на ней есть из гор и морей, по отношению к огромной протяженности небесных сфер, есть не более, чем точка в окружности, а это потому, что на сфере две тысячи двадцать девять звезд. Наименьшая звезда из них в восемнадцать раз больше земли, а наибольшая из них в сто девять раз [больше]. Но из-за величины расстояния и обширности сфер ты видишь их такими, как будто они — жемчужины, рассыпанные по синему ковру.
Когда человек подумает об этой величине, становится ясна ему мудрость Творца, чья мощь огромна и чье дело велико, и душа человека пробуждается от сна беззаботности и дремоты невежества, и узнает он, что эти вещи Творец создал лишь для великого дела. И на это указывает он своей всевышней речью: “Мы сотворили небеса и землю и то, что между ними, лишь ради истины” (Коран, сура 46, стих 2).
Глава. Затем знай, что тот, кто входит в этот мир, живет в нем долгое время, будучи занят едой и питьем и женитьбой, заботливо занимаясь удовлетворением желаний, жадным собиранием богатства и утвари, устройством строений, возделанных земель и недвижимостей и поисками власти, стремясь к вечности в этой жизни и пренебрегая поисками науки, не заботясь о познании истин вещей, пренебрегая упражнением души и ленясь в приготовлении своем к вечной жизни и к путешествию в нее, пока не |133| уйдет жизнь и не приблизится ее завершение; приходит предсмертная потеря сознания, которая разделяет душу и тело, человек этот выходит из этой обители невежественным, не зная ее облика и не ознакомившись с особенностями, которые имеются в ее странах; он не знает положения существующих предметов и не думает об очевидных делах, при которых присутствует. [176]
[Такие люди] подобны людям, которые вошли в город великого, справедливого и милосердного царя, построившего этот город по мудрости своей и расположившего в нем редкости своего творения, которые невозможно описать иначе, как увидев их, поместившего в нем яства для прибывающих в город и увеличившего число путешествующих из него. Затем он призвал своих рабов в присутствие свое, чтобы облагодетельствовать их своим вниманием, и приказал им прибыть в этот город на пути, чтобы они посмотрели на город и представили себе, что в нем, и поразмыслили бы о чудесах совершенного в нем, ознакомились бы с удивительными сторонами его облика, чтобы возрадовались этим их души и обеспечили бы внимательное изучение его и познание его лучшими и благороднейшими мудрецами.
Они прибыли в его присутствие и заслужили благоволение его. А эти [другие] люди прибыли ночью и провели всю длиннейшую ночь свою, занятые едой, питьем, играми и развлечениями. Затем они вышли из города изумленные, не понимая, в какую дверь вошли и из какой двери вышли; они не увидели в городе ничего из того, что было в нем из следов мудрости Творца и удивительных сторон его творения, и не воспользовались ничем большим, чем еда и питье. И исчерпала у них эта ночь меру их низких желаний. Подобно этому же судят сыновья этой жизни, прибывающие в нее невежественными, ожидающими и изумленными, а уходящие из нее с отвращением, отрицающими дело жизни будущей, подобно тому как говорит Господь всевышний: “Кто слеп в этой жизни, тот и в будущей будет слепым и наиболее отклоняющимся от пути” (Коран, сура 17, стих 74). И говорит [Аллах]: “Они глухи, немы, слепы; и они не понимают этого” (Коран, сура 2, стих 166), то есть дела жизни будущей.
И желаю я тебе благополучия, о брат, да поможет тебе Аллах и да пребудет с нами дух его. Если ты из числа последних, то, напротив, мы из тех, кого похвалил Господь всевышний. А он сказал: “Это жилище, будущую жизнь, мы назначили тем, кто на земле не желает ни возвышения, ни разложения. Это награда для богобоязненных” (Коран, сура 28, стих 83).
Сообщают их речь о том, чего желают сыновья этой жизни, когда говорят они: “О, если бы [было] у нас подобное тому, что получил вооруженный мечом: воистину это великие радость и счастье”. “Но говорили те, кто пожалован знанием (относительно настоящего положения будущей жизни): “Горе вам! награда Аллаха — благо для тех, кто верует и действует праведно, и получат ее лишь терпеливые” (Коран, сура 28, стих 80).
Да поможет тебе, о брат, Господь справедливый, милосердый в том, что справедливо, и да поведет он тебя по верному пути. Итак, после [177] окончания нами рассказа о земле и описания нами ее обитаемой четверти мы желаем рассказать о семи климатах, объяснить пределы их по длине и ширине и [описать] то, что есть в каждом климате из больших стран, гор и длинных рек. И мы говорим: знай, о брат, да укрепит тебя Господь справедливый, милосердый, и да пребудет с нами дух его, что границы климатов определяются по [длительности] дня и различиям в прибавлении его; доказательство этого то, что когда Солнце находится в начале созвездия Овна, то длина ночи и дня и длина часов их обоих — равные во всем этом климате. А когда |134| перейдет Солнце по градусам знаки Овна, Тельца и Близнецов, часы дня каждого климата различны, пока не достигнет Солнце конца Близнецов, который является началом Рака. Продолжительность дня в середине первого климата становится равной тринадцати часам, в середине второго климата — тринадцати с половиной, в середине третьего климата — четырнадцати, в середине четвертого климата — четырнадцати с половиной, в середине пятого климата — пятнадцати, в середине шестого климата — пятнадцати с половиной, в середине седьмого климата — шестнадцати часам; она равна в местах, широта которых шестьдесят шесть градусов, а там, где [широта] более того, до девяноста градусов, — целиком день, и объяснение долгой протяженности его упомянуто в ал-Маджисти.
И знай, что смысл [понятия] долготы любой страны и города — это их отдаленность от крайнего запада, а смысл [понятия] их широты — отдаленность их от экватора. Экватор же — это место, в котором ночь и день всегда равны; у любого города на этой черте нет широты. ‘Точно так же каждый город на крайнем западе не имеет долготы. От крайнего запада на восток — сто восемьдесят градусов, размер каждого градуса — девятнадцать фарсахов; и каждый город, долгота которого равна девяноста градусам, лежит на середине между востоком и западом, и [местности, долгота которых] будет больше, находятся ближе к востоку, а те, [долгота которых] меньше, — ближе к западу. Из каждых двух городов один [имеет] большие долготу и широтy, и он ближе другого к востоку и северу. И в расстоянии, которое будет между ними обоими по широте, каждый градус примерно равен девятнадцати фарсахам. А то расстояние, что разделяет их по долготе, различно; для того города из них, который окажется на экваторе, каждый градус долготы равен девятнадцати фарсахам. В первом климате каждый градус по долготе будет составлять семнадцать фарсахов; во втором каждый градус составит пятнадцать фарсахов; в третьем — тринадцать фарсахов; в четвертом — десять фарсахов; в пятом — семь фарсахов; в шестом — пять фарсахов; в седьмом — три фарсаха.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*