bashnyaВ 1961 году впервые в Чечено-Ингушетии были открыты памятники эпохи палеолита (древнекаменного века), свидетельствующие о том, что жизнь здесь появилась очень давно. Следует также напомнить, что палеолит — древнекаменный век, начинается примерно 1,75 млн. лет назад с появлением человека и древнейших орудий и продолжается в течение большей части ледникового периода плейстоцена до окончательного отступления ледников около 8300 г. до н. э. Он обычно подразделяется на нижний Палеолит, период древнейших людей (австралопитек и Номо ерестус) и преобладания адрищных галечных орудий, ручных рубил и чопперов, средний Палеолит (мустье), эру неандертальского человека и преобладания орудий на отщепах на большей части Евразии, и верхний Палеолит (начинается около 38000 лет до н. э.); к нему относится распространение Ном сапиенс, пластинчато-резцовых индустрии и пещерного искусства в Европе. Во время последней фазы человек заселил Новый Свет и Австралию. He хотелось бы забегать вперед, говоря о скифах. Но важно отметить и то, что на территории Чечено-Ингушетии еще до скифов существовала жизнь — жизнь первобытного человека. Кремневые орудия, найденные В. И. Марковиным и В. П. Любиным в окрестностях озера Кезеной-Ам и в долине р. Назранка, со всей убедительностью говорят, что эти места были заселены человеком еще в глубочайшей древности. Исключительную научную ценность представляет двуслойное поселение у селения Сержень-Юрт. Несколько раскопочных сезонов (с 1958 по 1962 г.) показали, что нижний, более древний слой в поселении относится к концу эпохи энеолита — началу ранней бронзы. Материал, добытый здесь, очень богат (каменные орудия труда, керамика, очажные подставки, остатки очагов и какого-то здания, сложенного из обожженных глиняных блоков и пр.). Он близок к одновременным комплексам соседних областей Кавказа и особенно — к памятникам т. н. куро-араксского неолита, а отчасти и к майкопской культуре. Продуктивно шли работы и по исследованию бронзового века на территории республики. Кроме нескольких десятков захоронений в курганах у ст. Мекенской, селения Бамут и в других местах, главным достижением явились раскопки В. И. Марковиным обширного могильника у селения Гатын-Кале (ныне Асланбек-Шерипово). Каменные ящики могильника дали обильный материал и набор вещей, показавших принадлежность памятника к северокавказской культуре и отразивших тесные контакты местного населения с племенами горного Дагестана. Активно разрабатывались и вопросы местной истории начала раннего железного леса. Второй (верхний) слой Сержень-Юртского поселения стал поистине всеобъемлющим источником по этой эпохе. И хотя раскопки памятника еще не завершены и окончательные выводы о нем еще к опубликованы, ясно, что Сержень-Юртское поселение — один из самых важных объектов на Кавказе. Его изучение даст возможность разрешить многие вопросы, касающиеся проблемы этногенеза народов Предкавказья, в том числе — чеченцев и ингушей. Прогресс был сделан в последнее время и в накоплении археологических источников по наименее изученной на территории Чечено-Ингушетии сарматской эпохе (III в. до н. э. — IV в. н. э.). Специальных исследований в этом направлении еще не производилось, но во многие местах были обнаружены отдельные захоронения как самих сарматов (курганы у ст. Мекенской, у хут. Новые Аршты и пр.), так и местных племен на рубеже н. э. (могильники у селений Бети-Мохк, Зондак и др.). А сарматы, как известно, были родственны скифам. «Армянская география» Моисея Хоренского В начале1990 году в СССР одной редколлегией, состоящей из известных ученых-историков, был подготовлен перевод на русский язык "Археологического словаря" Уорвика Брея и Дэвида Трампа. Этот словарь включает около 1600 статей и охватывает археологию всего мира, он выдержал на Западе несколько изданий на разных языках. У. Брей и Д. Трамп сумели дать необходимые сведения о всемирной археологии, охарактеризовать важнейшие археологические эпохи, периоды, культуры и наиболее известные памятники; в словарь включены статьи о древних народах, сведения о которых зафиксированы в исторических источниках. В этом словаре, который при русском издании был дополнен материалами, фотографиями и таблицами российских ученых, нет ни одного слова о нахах. Я нашел в словаре только краткое упоминание о кавказской мезолитической этнокультурной области. И все, даже ни слова о вайнахах. Вот такой пример своеобразного исторического замалчивания. Однако ученые Кавказа и Закавказья, других национальностей, проживающих рядом с чеченцами и ингушами, с пристальным вниманием рассматривали и рассматривают вопросы, касающиеся происхождения вайнахов. Так, например, о предках нахах упоминает "Армянская география", приписываемая Моисею Хоренскому, но относящаяся к VII веку нашей эры. Из перечисленных в ней народов часть относится к историческим, точно жившим на Кавказе народам:

 

1. хазары

2. сарматы

3. гунны

4. аланы

Другая часть названия относится к народам, и ныне живущим на Кавказе:

1. апхазы

2. нахчаматяны

3. двалы

4. туши

5. цховаты

6. гудомакарцы

7. дидойцы

8. Леки (лаки)

9. ширваны и другие

Интересны в этом плане названия трех народов:

1. нахчаматяны

2. кусты

3. цховаты

Несомненно, это названия трех нахских народов.

"Нахчаматяны" - чеченцы, "кусты" - кисты, или ингуши, и цховаты — бацбийцы, некогда выселившиеся из района Владикавказа в регион Алазнистави, где образовали поселение под названием Цовата (Горная Тушетия), а затем в Кахетию, где создали село Земо-Алвани. С местностью Цовата, как со своей прародиной, бацбийцы-цовтушины до сих пор не теряют связи. Вместо имени "схаматы", бывшего в тексте греческого оригинала, находит слово "нахчаматяны". Патканов разбил это слово на три части: "на-хча", "мат", "яны" (суффикс множественного числа древнеармянского языка).Рассматривая составные части термина "нахчаматяны", К. П. Патканов считает, что "нахча" соответствует вайнахам. К такому заключению он пришел вследствие того, что чеченцы сами именуют себя "нахчи". Академик И. А. Джавахишвили указывает, что догадка К. П. Патканова должна соответствовать действительности. Этим самым подтверждается давность данного национального имени. Употребление второй части "мат" — в армянском эквиваленте греческого "хаматон" — "нахчаматяны" очень распространено на Кавказе. Академик И. А. Джавахишвили по этому поводу пишет: "Слово "Матий" в различных фонетических разновидностях является распространенным на всей территории Северного Кавказа и даже южнее, в самой Грузии". Надо полагать, что значение "мат" имеет прямое отношение к вайнахским языкам, в которых слово "мат" означает "язык". Это предположение впервые было высказано в 1922 году Н. Я. Марром. Оно настолько убедительно, что не требует каких-либо доказательств, пишет академик И. А. Джавахишвили.

«Свод странных обычаев» Николая Дамасского и «География» Страбона.

Рассмотрим древние племена жившие на территории современного Кавказа. И попытаемся сравнить их с вайнахами. Анализ архивных материалов, археологических раскопок говорит о том, что чеченцы и ингуши произошли от скифских племен, а точнее, от скифов — одного из древнейших и загадочных народов, обитавших в Северном Причерноморье и на Кавказе. Нравы этого народа, его обычаи, верования, обряды и военные действия очень близки. Скифы никогда и никому не уступают в храбрости, они всегда готовы на совершение великих подвигов, любят заниматься военными делами, отличаются мужеством и силою. При этом они очень справедливы, ценят дружбу. Они сверхсправедливы, отмечает Николай Дамасский в "Своде странных обычаев". Они почитают старших и старших себя считают отцами, младших — сыновьями, а сверстников — братьями. Из них вышел великий философ мира Анахарсис. За честность и мужество скифов воспел Гомер. Скифы питаются только кобыльим молоком, из которого делают сыры, едят и пьют. С ними трудно бороться, так как они всегда имеют с собою пищу. В рукопашном бою им нет равных. У них неизвестен ни завидующий, ни ненавидящий, ни боящийся благодаря общности жизни и справедливости. У них женщины не менее воинственны, чем мужчины, и в случае надобности воюют вместе с ними. И поэтому их женщины-амазонки чрезвычайно мужественны и дошли походом до Афин и Киликии. Как отмечает Страбон в "Географии", Гомер называет справедливейшими и дивными мужами тех, которые совсем не занимаются торговыми делами или составлением капитала, но всем владеют сообща, кроме мечей и чаш для питья. Скифы были очень прямодушны, совсем бесхитростны и гораздо более других народов умеренны и довольны своим положением. Скифы из всех племен своего времени обладали наиболее благородными качествами, и все другие народы они превосходили справедливостью. О них очень много упоминают поэты. Гомер, сказавший, что Зевс созерцает и любит землю "доителей кобылиц и справедливейших людей", в этих своих словах он имел в виду скифов и преклонялся перед ними, но не преклонялся перед другими племенами того времени. Отмечая успехи, достигнутые исторической наукой в деле изучения древней истории Чечено-Ингушетии в период после окончания войны до 1957 года, приходится констатировать, что такой важный период, как средневековье, почти совершенно не был затронут научными исследованиями. Мало того, и это следует признать как неопровержимый факт, все воссоздание далекого прошлого вайнахского края сильно страдало от искусственного отрыва древнейших эпох от средневековья. Этот отрицательный для исторической науки факт объяснялся, по мнению многих ученых, полным замалчиванием всего, что было связано с настоящим и прошлым вайнахских народов. Однако, несмотря на все трудности, ученые, накапливая и анализируя беспристрастные и правдивые археологические источники, вносили ясность в историю развития местного населения с древнейших эпох, изучая историю отдаленных предков нынешних вайнахов, подготавливая тем самым базу для глубокого подхода к проблеме этногенеза коренного населения Чечено-Ингушетии. И здесь нередко упоминают скифов. Одни ученые называют их пришлыми народами, к которым относили также и сарматов, и аланов, и вайнахов, не говоря при этом от кого они произошли, не считали их коренными народами. Затем активно разрабатывалась точка зрения, в соответствии с которой связи между вайнахами и скифами были очень близкими, при этом раскрывалось все богатство их взаимоотношений и связей.

Септимий Север правил восемнадцать лет. (2) Он погубил Песценния, ославившего себя всеми видами позора. При нем убит был и Альба, провозгласивший себя цезарем Лугдуна. (3) Этот Север оставил после себ...

Высоко в горах на севере Ирана лежат руины древнего города. Здесь находилось главное святилище одной из доисламских религий. Это отсюда пришли волхвы поклониться младенцу Христу. Древняя история откры...

I. Управление хозяйством и управление полисом отличаются не только тем, чем отличаются хозяйство и полис (они ведь и составляют объект управления), но еще и тем, что управление полисом предусматривает...

Еще статьи из:: Мировая история Тайны мира