В настоящее время ещё трудно дать систематический очерк хеттской культуры, но проблемы, которые ставятся перед исследователем при изучении хеттской культуры, представляют крупный научный интерес. Несмотря на то что Хеттское государство в некоторые периоды своего существования достигало большого военного могущества и значительного внешнеполитического влияния, оно по сравнению с другими древневосточными государствами было довольно рыхлым и непрочным государственным объединением, что объясняется отсутствием достаточно прочных внутренних межплеменных экономических связей. Рабовладельческое государство хеттов образовалось на основе непрочного объединения племён, во главе которого стоял вождь наиболее сильного хеттского племени. В течение долгого времени Хеттское царство сохраняло многие пережитки этой древней организации союза племён. Однако развитие рабовладения всё больше и больше требовало укрепления государственной власти. Власть племенного вождя, объединившего в себе функции военачальника и первосвященника, постепенно приобретает характер восточной деспотии. Особа царя облекается ореолом святости. При жизни царь в качестве первосвященника совершал важнейшие религиозные церемонии. После смерти царя в его честь совершался заупокойный культ, и он объявлялся божеством. Царей изображали с посохом солнечного бога. На рельефах в Язылы-Кая (святилище в скалах около Богаз-кёя) изображён бог грозы Тешуб, обнимающий царя как своего сына. Придворный этикет обязывал называть хеттского царя «моё солнце». Аналогичные титулы встречаются в дипломатических письмах сирийских князей в XIV в. до н. э. Так в Хеттском государстве постепенно формируется культ обоготворённого царя, что является типичной чертой восточной деспотии. Некоторые черты примитивности, сохранившиеся вплоть до позднего времени, характерны и для хеттской религии. Несомненным пережитком древних форм матриархата является преобладающий в хеттской религии культ великой богини — матери природы, олицетворяющей силы плодородия. В хеттском искусстве эта богиня обычно изображалась в виде женщины, одетой в длинные одежды с цилиндрическим головным убором, с которого ниспадает большое покрывало. Наряду с этой богиней в хеттских странах почитался бог Тешуб, бог горных вершин, олицетворявший грозные силы природы, грозу, гром и молнию и в то же время земное плодородие, порождаемое небесным ливнем. В эпоху образования Хеттского государства Тешуб превратился в бога-покровителя царя, государства и царской власти. Его стали изображать мощным воином, опоясанным мечом и держащим в левой руке пучок молний, а в правой руке боевой топор, что символизировало мощную силу бога грозы и войны. Одновременно в хеттской религии мы найдём образ и третьего великого бога, бога умирающей и воскресающей природы Телепина, которого обычно изображали в виде безбородого юноши, облачённого в короткую одежду с кинжалом на боку и с двусторонней секирой в руках. Хеттские боги чаще всего изображались стоящими на спинах диких зверей или идущими по вершинам гор, что прекрасно характеризует своеобразные формы религии, возникшей у народа гор и охотников. Наряду с культами верховных государственных богов у хеттов в течение долгого времени сохранялись многочисленные культы различных местных божеств, что является отголоском древнего родового строя. Так, в хеттских государственных договорах упоминаются наряду с верховными богами «1000 богов хеттской страны». Другим пережитком первобытной эпохи в хеттской религии является сохранившая значение в течение долгого времени магия. У хеттов были очень широко распространены различные гадания, в частности гадания по внутренностям жертв и по полёту птиц. Хеттская литература, как и вся хеттская культура, выросла под сильным ассиро-вавилонским влиянием. Многочисленные произведения вавилонской религиозной литературы были переведены на хеттский язык. Вавилоно-аккадский язык в течение долгого времени был господствующим государственным и литературным языком в Хеттском государстве. Однако с течением времени в хеттской литературе появляются и местные своеобразные отличительные черты. Некоторые произведения хеттской литературы снабжены именами их авторов, как миф жреца Келла о борьбе богов или трактат митаниийца Киккули о коневодстве. Большой интерес представляет и хеттское искусство, в частности, архитектура. Появление циклопической крупнокаменной кладки, система оборонительных сооружений, планировка дворцов, применение колонн со своеобразными базами, богато украшенными скульптурами, роднят хеттскую архитектуру с архитектурным творчеством эгейского и микенского мира. Таким образом, при изучении хеттской истории и хеттской культуры может быть поставлена крупная историческая проблема о взаимоотношениях между хеттскими племенами Малой Азии, хурритами Сирии и Северной Месопотамии и, наконец, эгейскими племенами, жившими на островах Эгейского моря и в материковой Греции. Хетты, населявшие Малую Азию, были посредниками между странами Передней Азии и Восточной Европы. Дальнейшее изучение хеттской истории и хеттской культуры должно установить очень важный процесс культурного взаимодействия между древнейшими народами Азии и Европы.

1. Афинянин Ификрат прославился не столько как великий полководец, сколько как мастер военного дела. По своим достоин­ствам командира он занимал одно из первых мест среди современ­ников и не уступал в...

ОБУЧЕНИЕ В ИСПАНИИ В последние годы обучение в Испании набирает все большую популярность среди россиян. Получению образования именно в Испании способствует и развитие торговых отношений между нашими ...

1. В следующую зиму (это был год консульств Гн. Помпея и М. Красса) два германских племени – усипеты и тенктеры – перешли большой массой через реку Рейн недалеко от его впадения в море. Причиной этого...

Еще статьи из:: Мировая история Полезная информация Тайны мира Бизнес идеи