Золотая богиня

На десятом году Троянской войны ахейцы, наконец, убедились, что взять  штурмом Трою они не могут. Оставалось надеяться лишь на хитрость. И на  непостоянство богов… Когда-то Зевс и Афина не скрывали своих симпатий к этому городу. К ним  обратился дарданский царь Ил с просьбой дать какой-нибудь знак, правильно ли он  выбрал место для основания Илиона. Олимпиец одобрил его решение и сбросил с неба  палладий – статую Афины, хранительницы городов. Двухметровую деревянную фигуру  вырезала сама богиня в память о дочери Тритона Палладе, которую она по  неосторожности погубила. Статуя хранилась в храме, посвященном Афине, и до тех пор, пока она  находилась там, крепостные стены оставались неприступными. Даже суровая дочь  Зевса, возненавидевшая троянцев и ревностно помогавшая ахейцам, не в силах была  что-либо изменить. Вот если бы палладий исчез из ее святилища, тогда… Тогда она  не чувствовала бы себя связанной каким-либо обещанием и прежнее знамение  утратило бы свое значение. Хитроумнейший из греков Одиссей и бесстрашный Диомед, уступавший  храбростью лишь Ахиллу, ночью тайком пробрались в лагерь осажденных и унесли  статую из храма, лишив тем самым троянцев надежд на спасение. Об этом прецеденте вряд ли помнил тот, кто похитил в 1966 году из-под носа  лондонской полиции Золотую богиню, хозяевами которой в течение 8 лет были  бразильские футболисты. Почти двухкилограммовый кубок, отлитый из чистого  золота, изготовил в 1946 году французский скульптор, и президент Международной  федерации Жюль Риме учредил его в качестве переходящего приза за победу на  первенстве мира. Кубок представляет собой фигурку крылатой богини Ники, дочери  титана Палланта, сестры Рвения, Упорства, Силы. Как известно, украденная (но вскоре найденная) Золотая богиня весьма  благосклонно отнеслась к похитителям и не захотела покидать английскую землю,  изменив прежним кумирам. Таким же непостоянством отличалась и древнегреческая Ника. Спутница Зевса  и Афины, она редко появлялась на Олимпе – ей хватало хлопот на земле. Богиня  едва успевала следить за всеми событиями и подчас опаздывала к месту действия, а  то и вовсе не появлялась там, где ее ждали. Понимая, что всем все равно не  угодишь, она не обижалась на людей, которые сегодня приносили ей жертвы и  прославляли, а завтра упрекали в непостоянстве и ветрености. При всем уважении к  богам греки, однако, довольно свободно обращались с ними, и суеверия легко  уживались с практической трезвостью. Поэтому в Спарте, например, где особенно  чтили бога войны Ареса, его деревянную статую попросту заковали в цепи, полагая,  что таким образом симпатии грозного олимпийца обеспечены. Афиняне же, видимо, не считали оковы наилучшей гарантией любви и предпочли  более изысканный способ: они возвели храм Бескрылой Победы, решив, что отныне  Победа никогда не покинет их. Увы, разочароваться им пришлось очень скоро: храм  был построен в годы Пелопоннесской войны (431-404 гг.), которая завершилась  сокрушительным поражением Афин, так больше никогда и не оправившихся от этого  удара. Ника не знала отдыха ни в мирное время, ни в военное. Она прилетала на  поля сражений, выполняя волю Зевса и еще более неумолимую волю Судьбы. Она не  несла ответственности за пролитую кровь: в конце концов, кто виноват, что люди  не научились еще решать свои споры без помощи оружия? Утешало ее, правда, то,  что обычно вслед за ней спешила богиня мира Ирена, которой на какое-то время  удавалось установить согласие между смертными. Зато в период праздников Ника развивала бурную деятельность. Особенно  желанной гостьей она была на юге Греции, в области Элида, где находилось  небольшое местечко Олимпия. Здесь когда-то Зевс победил Крона, и в честь этого  события его сын Геракл учредил пятидневный праздник, три дня из которого  отводились состязаниям-Олимпийским играм. Все прибывающие на Олимпиаду считались гостями Зевса, и верховный владыка  проявлял себя как радушный хозяин. В Олимпии собирались люди из различных городов, нередко враждовавших друг  с другом. Но уже в древнейшие времена (а первые Олимпийские игры произошли в 776  году до нашей эры) этот праздник расценивался как демонстрация единства всех  эллинов, независимо от политических противоречий между ними. Когда специальные глашатаи сообщали гражданам о начале игр (они  проводились каждые четыре года с 11-го до 15-го числа летнего месяца,  соответствующего у нас июлю-августу), немедленно вступали в силу категорические  предписания: С момента объявления священного месяца игр все враждебные действия должны  прекращаться. Все чужеземцы, вступая на территорию Элиды, обязаны сдавать оружие. Те, кто попытается напасть на эту территорию, подвергнутся проклятию  богов. Проклятие и штраф будут уделом всякого, кто нападет на путника,  направляющегося в Олимпию. И действительно, в дни праздника в Олимпии все чувствовали себя в полной  безопасности. Кроме женщин. Им присутствовать на играх было запрещено:  нарушительницу ожидала не очень радостная перспектива быть сброшенной со скалы.  Трудно понять греков: может быть, они заботились о душевном спокойствии Зевса,  который, как всем было известно, уделял слишком много внимания слабому полу? Но  тогда почему запрет касался только замужних женщин и не распространялся на  девушек? А возможно, греки просто хотели одинаково угодить и Зевсу и его  супруге, которой был посвящен другой праздник- тоже в Олимпии, но на который не  допускались мужчины. Правда, эти игры собирали немного участниц, потому что  греческим женщинам, а тем более юным спортсменкам, не разрешалось предпринимать  длительных самостоятельных путешествий. Программа игр включала лишь забеги на  дистанцию, на 1/6 короче мужской. Мысль о том, что женщины способны овладеть  другими видами спорта – хотя бы метанием диска, копья, прыжками в длину,  очевидно, не казалась грекам такой уж соблазнительной. Гости Олимпии имели счастье лицезреть Зевса и проникаться сладкой  уверенностью, что он следит за каждым их шагом. Они приходили к храмовому алтарю  и там, как писал древний поэт,
…знаки просили Зевса подать на пламенных жертвах, не сообщит ли он людям премудрое слово…
Здесь же, в храме, стены которого украшали рельефы, изображавшие 12  подвигов Геракла, находилась статуя Зевса, выполненная знаменитым афинским  скульптором Фидием и объявленная позднее одним из семи чудес света. Царь богов  восседал на троне, держа в одной руке жезл, увенчанный изображением священного  орла, а в другой – богиню Нику. На постаменте статуи значилось: “Фидий, сын  Хармида, афинянин, создал меня”. Огромная статуя (17-метровой высоты!),  сделанная из золота и слоновой кости, производила весьма внушительное  впечатление. Сам Зевс выразил Фидию свое удовлетворение. Рассказывали, что однажды мастер, закончив работу, вошел в храм, где в  полумраке светилась гигантская фигура всемогущего бога, и обратился к статуе с  просьбой дать какое-нибудь знамение, из которого можно заключить, понравилось ли  его творение. И ему был дан недвусмысленный ответ – правда, в несколько  своеобразной форме: раздался оглушительный гром, и черный мраморный пол у  постамента треснул. Сомневаться в одобрении бога после этого, конечно, не  приходилось. Что же касается смертных, то они разнесли славу об этом произведении по  всему свету. “Несчастен тот, кому не довелось повидать его”, – говорили в Греции  в течение многих веков. А в одной из эпиграмм автор с удивлением вопрошал:
Зевс ли на землю сошел показать тебе, Фидий, свой облик, Или на небо ты сам видеть его восходил?
Позднее статуя столь же неотразимо действовала на римских императоров,  которые доказали свою любовь к искусству, увезя ее в столицу Восточной Римской  империи – Константинополь (где она и погибла в V веке во время пожара во  дворце). Изображения Зевса в Олимпии встречались на каждом шагу, а дары ему росли с  каждым праздником. Мало того, что ему преподносили обычно 1/10 часть своих  трофеев греческие военачальники и 14 сокровищниц разных городов могли бы  составить богатейший музей подарков верховному владыке. Зевсу еще регулярно  посвящались медные статуи, сделанные на деньги, полученные в качестве штрафа.  Дело в том, что жажда победы на Олимпийских играх была столь велика, что нередко  спортсмены нарушали правила (часто даже-по взаимной договоренности). И тогда,  если обман раскрывался, приходилось извиняться перед богом, который, очевидно,  готов был объявить прощение всякому, кто выразит ему свою любовь. Но все же в  назидание на одной из таких статуй высекли надпись: “Не деньгами, но быстротой  ног и силой приобретается олимпийская победа”. И победу эту расценивали высоко. Победителя венчали лавровой ветвью и  венком из оливковых ветвей, которые срезали в священном лесу (этот венок атлет,  вернувшись домой, приносил в дар Зевсу!). В родном городе герой игр получал  особые привилегии – его освобождали от уплаты налогов, предоставляли право  занимать почетные должности. Нередко при въезде победителя неистовые болельщики  выламывали часть стены, ибо “город, имеющий таких храбрых и сильных сынов, не  нуждается в укреплениях”. Наград удостаивались не только непосредственные участники игр.  Честолюбивый племянник Перикла Алкивиад, ставший позднее выдающимся полководцем,  добился популярности прежде всего благодаря числу колесниц, которые выставлял на  играх. И хотя сам он не выходил на поле стадиона (колесницами управляли  специальные возничие), ему, как победителю, оказали величайшие почести, так как  он, по словам Плутарха, “блеском и славой превзошел все, что способны были  принести эти состязания”. Еврипид посвятил ему торжественную песнь, в которой говорилось: “Тебя хочу  воспеть, о сын Клиния! Победа прекрасна. Но несравненно прекраснее то, что  выпало тебе, единственному среди эллинов: прийти на колеснице первым, прийти  вторым и третьим и с увенчанным оливою челом услышать свое имя из уст  громогласного глашатая”. В Афинской пинакотеке, близ Акрополя, еще во II веке нашей эры можно было  увидеть картину, изображающую Алкивиада на коленях у богини со знаками побед,  одержанных его лошадьми на ристалищах. Чаще, однако, победителей увековечивали в мраморе или меди: им ставили  статуи – как в Олимпии, так и на их родине. При этом считалось, что не только  сами герои, но и их изображения находятся под охраной богов. И статуи иногда  творили чудеса. После смерти атлета Феагена его враги на острове Фасосе попытались ночью  разбить его изображение. Бронзовая статуя долго терпела, но, в конце концов, и  олимпийская выносливость имеет свои пределы: статуя рухнула и задавила одного из  злоумышленников. Дети погибшего, не растерявшись, обратились в суд, обвинив ее в  убийстве. Поскольку смягчающих обстоятельств не обнаружилось, факты говорили  сами за себя, а статуя явно уклонялась от дачи показаний, ее признали виновной и  в соответствии с приговором бросили в море. И что же? На остров обрушился  неурожай, начался голод. Пришлось вытаскивать статую обратно и вновь водружать  на пьедестал. Феаген был одним из самых прославленных олимпиоников (так именовали  победителей игр). На его счету – 1 400 венков, полученных на разных играх, в том  числе 6 – олимпийских. Но не менее известны были и другие атлеты, устанавливавшие невероятные – с  нынешней точки зрения – рекорды. Совершенно очевидно, что современным  спортсменам, лишенным поддержки Зевса, трудно рассчитывать на подобные успехи. Леонид Родосский, например, намного превзошел самого знаменитого бегуна XX  века Джесси Оуэнса (завоевавшего на Олимпиаде 1936 года четыре золотые медали).  Греческий атлет получил за свою спортивную карьеру 12 наград и четыре олимпиады  не знал поражений. Скороход Фидиппид, отправившийся из Афин в Спарту предупредить о вторжении  персов (в 490 году до нашей эры), благополучно преодолел за два дня 240  километров! Аргосец Агей, победив на Олимпийских играх, тут же помчался за 50  километров в родной город сообщить о своем триумфе и ночью вернулся в Элиду,  чтобы участвовать в состязаниях следующего дня. И уж совершенно сказочными кажутся результаты прыгунов в длину. С ними  могли бы сейчас соперничать разве что мастера тройного прыжка. Правда, в те  времена прыжки совершались под музыку, и атлеты прыгали с гантелями в руках с  небольшого возвышения, и все же трудно предположить, что кто-нибудь в ближайшие  несколько веков подберется близко к результату Фаилла, достигшего… 16,5 метра!  Цифра поистине фантастическая. Но вот спартанец Хион, которого, как  предполагают, скульптор Мирон увековечил во всемирно известной статуе  “Дискобол”, довольствовался более скромным результатом – всего… 16 метров. Поневоле начнешь верить, что дело не обошлось без вмешательства богини  Ники, посланной Зевсом. 293 олимпиады она честно трудилась на знаменитом  стадионе, вмещавшем 40 тысяч зрителей, приводя в исступление рьяных болельщиков.  И нередко она появлялась не одна, а в сопровождении бога смерти Таната, который  отнюдь не ограничивался ролью скромного созерцателя. Иногда схватки атлетов –  кулачных бойцов – заканчивались трагически. Еще больший урожай собирал этот  мрачный бог на конных состязаниях: в 426 году до нашей эры, например, из 40  наездников в живых остался лишь… один. Нередко его благосклонный взор падал и на  трибуны стадиона, и тогда… Философ Фалес, выдающийся ученый VI века до нашей эры, по преданию, умер  во время игры “от жары, жажды и дряхлости”. О мудреце Хилоне писали, что “зрелище победы сына было слишком сильным для  старца, и он скончался тут же, на стадионе”. Такую смерть считали достаточно  почетной, ибо чего можно было еще желать в жизни, после того как твой сын стал  олимпиоником?! Как известно, Олимпийские игры прекратились в конце IV века. Христианская  церковь не могла допустить, чтобы душевные и физические силы людей  растрачивались столь нерациональным способом. Сокрушив старых богов, она  истребляла всякую память о них, уничтожала памятники, запрещала обряды и  традиционные праздники. Понадобилось полторы тысячи лет, чтобы в 1896 году идея Олимпийских игр  вновь увлекла – и теперь уже не одних греков, а все человечество. Правда, на  этот раз обошлось без Зевса. Но организатор игр француз Пьер де Кубертен  достойно заменил забытого бога и вполне заслужил, чтобы его статуя была  воздвигнута в Олимпии – среди огромного музея под открытым небом, где хранятся  обломки почти двух тысяч произведений искусства, которые не пощадило ни время,  ни люди. Но в память о величайшем спортивном празднике древности и поныне, раз в  четыре года, на древней земле Олимпии, в священной роще, под лучами солнца  вспыхивает факельный огонь, который, как эстафету проносят по земному шару. Его  доставляют на стадион олимпийского города к началу праздника, открывающегося  парадом участников, среди которых, по традиции, первыми проходят представители  Греции – страны, подарившей миру Олимпийские игры.

Арский Ф. В стране мифов

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*