Очень важную роль в культовой камни кельтов играла маска Кельтские маски не представляют собою верных изображений богов или героев и не всегда предназначались для человеческого лица. Они скорее символы, служащие культовым целям, сильно стилизованы и часто по размерам гораздо меньше человеческого лица. Маска кельтского героя из пиренейской области во Франции, найденная еще в 1870 г. (рис. 45), вычеканена из бронзового листа и надевалась на деревянный столб, как показывает отделка шеи. Высота ее — 17,2 см, сзади она открыта, спереди вырезаны глазные впадины, которые первоначально были заполнены стеклом, эмалью или самоцветами. Волосы уложены спиралеобразно, усы и борода нанесены в виде S-образных завитков; форма носа и губ вместе с остальными признаками позволяют отнести ее к 3 или 2 веку до н.э. Высота мужской маски из Гарансьер-ан-Бос (Эр и Луар), найденной в 1864 г. в области у Шартр на юго-запад от Парижа, всего 9,8 см; она сделана из бронзового листа, сзади опять-таки открыта, усы отсутствуют (рис. 46); глазные впадины также пусты. В общем в ней сохранен кельтский характер, хотя черты ее более резки; относится же она скорее к более поздним кельтским бронзам. От Пиренеев через Луару до Сены и Марны принцип масок в общем был схожим. В конце латенского и в начале римского периодов появляются также железные маски (маска из Аллансона, деп. Эр и Луары, из храмового клада, высота 12 см). В музеях Чехии также имеются обломки железных масок (окрестности г. Кладно), однако датировать их трудно. Кельтские маски и головы, по-видимому, помещались иногда по сторонам жертвенных столов, судя по находкам в Сан-Маргаретен в Лавантской долине, которые, впрочем, относятся уже к римскому периоду. Мелкие бронзы, как указано выше, были широко распространены в позднелатенское время и в начале римского периода. Это уже иной вид скульптуры, где появляются фигуральные изображения в ритуальной наготе, но уже в движении. Иллюстрацией могут служить несколько бронзовых фигур из Неви--ан-Сюлли (деп. Луара) или из Сан-Лоран-де-Буа (деп. Луары и Шер, фигурки танцовщиц, идущих мужчин и др.). Иной характер носят также работы римских художников, которые придают скульптурным изображениям галлов гораздо больше жизненности. Голова из Приллы (кант. Ваадт, Швейцария) представляет такой тип изображения швейцарского кельта. Художник исполнил ее в бронзе (глаза из меди) и сохранил в ней некоторые черты кельтского искусства.