Афинянин Фокион

1. Афинянин Фокион неоднократно командовал войсками и занимал высшие должности (За свою долгую жизнь Фокион избирался стратегом 45 раз), однако знаменит он скорее доброде­тельной жизнью, чем воинскими трудами. Последние не оставили по себе памяти, тогда как добродетель его широко известна и по ней получил он прозвище Честного. В самом деле он всегда оста­вался человеком бедным, хотя мог изрядно разбогатеть на высоких постах и должностях, часто достававшихся ему от народа. Однажды он отверг большой денежный подарок, присланный царем Филиппом, а когда послы стали уговаривать его принять деньги, ссылаясь при этом на то, что если сам он может легко обойтись без них, то стоит подумать о детях, которым трудно будет в крайней бедности поддержать громкую отцовскую славу, тогда Фокион сказал: «Если они будут похожи на меня, то их вскормит та же землица, которая вывела меня в большие люди, а если не похожи – не стану в ущерб себе питать и раздувать в них страсть к роскоши» (По свидетельству Плутарха, Фокион происходил из рода не знатного, но почтенною. Воспитание он получил самое благородное: учился в Академии сначала у Платона, потом – у Ксенократа. Бедность Фокиона тот скромный достаток, о котором мы говорили в связи с жизнеописаниями Аристида и Эпаминонда. Вообще по многим чертам своего облика Фокион – это Аристид IV в. Из детей Фокиона известен сын его Фок честный, но легкомысленный юноша, не увлекавшийся ни науками, ни государственными делами).
2. Дожив в полном благополучии почти до 80-ти лет, на закате дней он навлек на себя горячую ненависть сограждан. Сначала это случилось из-за того, что он поддерживал Демада, намеревавшегося сдать город Антипатру, и по его совету народ проголосовал за изгнание Демосфена и других граждан, известных своими заслугами перед государством (Демад – знаменитый оратор, приверженец македонских царей, льстец и честолюбец низкого происхождения. Алчность Демада была так же широко известна, как бескорыстие Фокиона. В 323-322 гг. Афины возглавили общегреческое восстание против Македонии, вспыхнувшее в связи со смертью Александра Великого. Потерпев поражение от Антипатра, блюстителя Македонского царства, афиняне были вынуждены принять все условия победителя, в том числе – требование о выдаче вождей военной партии. Впоследствии Фокион заступничеством своим перед Антипатром облегчил участь многих жертв македонской мести. Примечательно, что у Непота преобладают негативные характеристики Фокиона, тогда как Плутарх представляет его действия в положительном свете). Возмущались не только тем, что Фокион действовал во вред отечеству, но и тем, что он не сохранил верности в дружбе. Ведь своим высоким положением он был обязан поддержке и помощи Демосфена, которого он натравил на Харета; и благодаря защите того же Демосфена не раз выходил он оправданным из уголовного суда; сам же не только не защитил Демосфена в беде, но и предал его. Однако главная вина Фокиона, повлекшая за собой его падение, заключалась в следующем: когда он стоял во главе правления, Деркил убеждал его, что Никанор, военачальник Кассандра, покушается на афинский Пирей, и просил позаботиться, чтобы город не лишился снабжения. Перед лицом народа Фокион ответил ему, что никакой опасности нет и обещал быть в том поручителем. Вскоре после этого Никанор овладел Пиреем. Когда же вооруженные граждане бросились отвоевывать потерю, Фокион не только не призвал никого к оружию, но отказался даже возглавить тех, кто за него взялся (В 322 г. в Мунихии разместился гарнизон Антипатра, возглавляемый Мениллом, в 319 г., после смерти Антипатра, стражем города стал кассандров комендант Никанор. Фокион был близким другом обоих македонских офицеров, но, если верить Плутарху, не собирался сдавать Пирей македонянам, он лишь не пресек вовремя готовящееся нападение Никанора на Нижний город. Впрочем, даже в благо­желательном рассказе Плутарха небрежность Фокиона кажется нарочитой). А между тем без Пирея Афины существовать не могли.
3. В то время в Афинах были две партии, одна отстаивала дело народа, другая – интересы лучших граждан. К последней принадлежали Фокион и Деметрий Фалерский (Деметрий Фалерский, известный ученый своей эпохи, правил Афинами как ставленник Кассандра в 317-307 гг., после гибели Фокиона. В описываемое время, когда демократическая конституция Афин была отменена по приказу Антипатра (322-319 гг.), входил в число гуманных и образованных людей, привлеченных Фокионом к управлению государством). Обе партии пользовались покровительством Македонии, поскольку сторонники народа благоволили Полиперхонту, а «лучшие» – сочувствовали Кассандру. Тем временем Полиперхонт вытеснил Кассандра из Македонии (Полиперхонт или Полисперхонт – знатный македонский военачальник, которому Антипатр передал свои регентские полномочия в обход сына. Полисперхонт получил в 319 г. титул стратега, Кассандр, сын Антипатра – хилиарха, т. е. второго лица в государстве. Около 20 лет эти наследники Антипатра воевали друг с другом за обладание Грецией и Македонией. Фактическим царем Македонии стал в конечном счете Кассандр, устранивший всех ближайших родственников Александра Великого. Поддержка олигархических или демократических режимов имела для этих полководцев чисто тактическое значение). Одержав при таком обороте дел победу, народ тотчас осудил и выдворил из отечества вождей противной партии, среди которых были Фокион и Деметрий Фалерский, и направил по этому поводу послов к Полиперхонту с просьбой утвердить, принятые постановления. Туда отправился и Фокион. По приезде ему приказали защищаться, с виду – перед царем Филиппом (Царь Филипп – Филипп-Арридей, сводный брат Александра, провозглашен­ный царем вместе с малолетним сыном Роксаны), на деле – перед Полиперхонтом, который верховодил тогда царскими делами. После того, как Гагнон предъявил ему обвинение в сдаче Пирея Никанору, решением царского совета он был отдан под стражу и доставлен в Афины для предания там законному суду.
4. Когда Фокиона, не владеющего по дряхлости ногами, при­лезли в город на повозке, сбежалось много народу. Некоторые сострадали его старости, поминая прошлую его славу, большинство же исходило злобой, подозревая, что он сдал Пирей, но прежде всего из-за того, что на склоне лет он выступил против народных интересов. Так что в суде его лишили даже последнего слова, не дав ему возможности защищаться. После соблюдения некоторых формальностей он был осужден и передан коллегии 11-ти – той са­мой, которой, по афинским обычаям, осужденные вручались для исполнения приговора. Когда Фокиона вели на казнь, навстречу ему попался бывший приятель его Эвфилит. «Фокион, как неспра­ведливо ты страдаешь!» – воскликнул он со слезами. А тот ответил: «Несправедливо, да не странно, ведь такой конец имели многие славные афиняне». И так велика была ненависть толпы к этому человеку, что никто из свободных граждан не осмелился его похоронить, и он был погребен рабами (Весной 318 г. Фокион был казнен, а тело его предали огню за пределами отечества. Через некоторое время прах его, сохраненный женой, был торжественно возвращен в Афины).

Корнелий Непот ‘О знаменитых иноземных полководцах’

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*