Аристотель. Экономика

I. Управление хозяйством и управление полисом отличаются не только тем, чем отличаются хозяйство и полис они ведь и составляют объект управления, но еще и тем, что управление полисом предусматривает многих правителей, а управление хозяйством — единовластие.

Затем, некоторые отрасли подразделяются, т. е. в задачу одной и той же отрасли не входит изготовление и применение изделия, как, например, лиры или флейты; а в задачу управления полисом входит и основание с самого начала полиса и правильное управление уже существующим, поэтому ясно, что и в задачу управления хозяйством должно, по-видимому, входить и приобретение хозяйства и управление им.

Далее, полис представляет собой совокупность домов, земли и имущества, обладающую достаточными средствами для благополучной жизни. Это и ясно. Ведь когда не удается достичь этого, распадается и общество. Более того, ради этого и объединяются. А то, ради чего каждое явление существует и возникает, и есть его сущность. Таким образом, ясно, что управление хозяйством возникло прежде, чем управление полисом, так как возникла прежде и задача его. Ведь хозяйство — часть полиса.

Итак, следует рассмотреть вопрос об управлении хозяйством и вопрос о том, в чем его задача.

II. Частями хозяйства являются человек и имущество. А так как природа каждого явления рассматривается прежде всего с наименьших частей его, то, думаю, и относительно хозяйства обстоит так же. Таким образом, по Гесиоду, необходимо, как видно, иметь «дом прежде всего и жену {и быка-землепашца}», потому что одно — главное среди средств существования, а другое — среди свободных. Поэтому следовало бы правильно урегулировать в хозяйстве вопросы, касающиеся совместной жизни с женой, т. е. сделать ее такой, какой она должна быть.

Из способов приобретения имущества главным является тот, который дается природой. А природой дается в первую очередь обработка земли и во вторую — все способы приобретения из-под земли, как, например, добыча металлов и т. п. Но земледелие — самое главное, потому что оно справедливо. Ведь приобретения этим способом получаются ни от людей, ни по их воле, как, например, при торговле или наемных работах, ни против их воли, как, например, при войнах. Вот еще из доказательств того, что оно дано природой: b по природе все получают пищу от матери, следовательно, и люди — от земли. Кроме того, оно очень способствует мужеству, потому что не делает людей, подобно ремеслам, физически непригодными, а дает им силу работать в поле и выносливость в труде и еще дает им силу для борьбы с врагом, так как только их владения находятся за пределами городских укреплений.

III. Что касается заботы относительно людей, то главная забота — о жене, так как общение между женским и мужским полом безусловно существует от природы. И нами в других местах установлено, что природа многое стремится воспроизводить подобным, как и каждый вид живых существ. Женский пол без мужского или мужской без женского не в состоянии совершить этого, следовательно, общение их установлено по необходимости. Далее, у одних живых существ это происходит неосознанно и лишь постольку, поскольку у них есть природный инстинкт, т. е. только ради порождения потомства, а у домашних и более разумных животных это происходит более осознанно видно, как они проявляют друг к другу больше помощи, привязанности и содействия, но у человека — наиболее осознанно, так как женский и мужской пол содействует друг другу не только ради существования, но и ради благополучного существования. И обзаводятся люди детьми не только из-за повинности перед природой, но и из-за пользы, так как те тяжелые заботы, которые они, находясь в силе, проявляют к слабым, они, слабея в старости, получают от них обратно, когда те находятся в силе. Вместе с тем природа при помощи такого циклизма осуществляет вечность бытия, так как продлением она не может делать это, а может воспроизведением. Так предусмотрена божеством природа обоих полов, мужчины и женщины, для общения. Она разграничена так, что возможности их не одинаково пригодны для всякого дела, но кое в чем они противоположны, направлены, однако, к общей цели. Один пол оно сделало сильным, другой — слабым, a чтобы один был остерегающимся благодаря своему страху, а другой мог защищаться благодаря своему мужеству и чтобы один снабжал дом, а другой сберегал то, что в доме; и чтобы в труде один мог быть усидчивым, но бессильным для работы в поле, а другой тяготился спокойной жизнью, но был деятельным в подвижной; и что касается детей, чтобы рождение их было общим делом обоих полов, а оказание помощи — у каждого по-своему, так как задача одних — выкормить, а других — воспитать.

IV. Главное, таким образом, по отношению к жене — соблюдать законы и не допускать несправедливости. В таком случае и по отношению к самому мужу, надо полагать, не будет допущена несправедливость. На это указывает и общепринятый закон, как говорят пифагорейцы, что совершенно непозволительно допускать по отношению к ней несправедливость, подобно тому как по отношению к просящей защиты у алтаря, к тому же отведенной от него. А несправедливость мужа — это завязывание посторонних связей. Что касается общения, нужно выработать такую привычку, чтобы не нуждаться <ни в чем> и при разлуке не лишаться спокойствия, а владеть собой в присутствии и отсутствии. Прекрасен и совет Гесиода: «а в жены возьми молодую девушку, чтобы внушить ей добродетельный нрав», потому что несходство нравов отнюдь не располагает к привязанности. Что касается украшения себя, то, подобно тому как не следует при общении хвалиться друг перед другом своим нравом, так не следует хвалиться и своим телом. Такое общение, когда прибегают к украшению, ничем не отличается от игры трагических актеров в театральных костюмах.

V. Из имущества главное и самое необходимое — это то, что лучше всего и пригоднее всего в хозяйстве — человек. Поэтому прежде всего от рабов нужно добиваться усердия. Рабы бывают двух видов — управляющие и работники. Так как мы видим, что при помощи воспитания можно сделать молодых теми или иными, то необходимо чтобы и приобретший рабов воспитывал тех из них, кому будут поручены труды свободных людей. Общение с рабами должно быть таким, чтобы не позволять им дерзко вести себя и не быть жестоким с ними, и по отношению к тем, кто ближе по своему положению к свободным, нужно выказывать уважение, а работникам давать вдоволь еды. Так как вино и свободных делает дерзкими, а у многих народов воздерживаются от него даже свободные, как, например, у карфагенян во время похода, то ясно, что его не следует давать им вовсе или следует давать изредка. При наличии трех сторон дела — работы, наказания и еды — такое условие, когда они не получают наказаний и не работают, а еду имеют, внушает им дерзость, b а такое условие, когда работу они получают и наказания, а еды не имеют, жестоко и, кроме того, лишает их сил. Остается, следовательно, давать работу и еду в достаточном количестве. Ведь те, кто не получает платы за работу, не станут подчиняться, а рабу плата — еда. И подобно тому как все остальные, когда не достается лучшим лучшее и не воздается по заслугам добродетели и пороку, становятся хуже, так и рабы. Поэтому нужно за всем следить и все распределять и предоставлять по заслугам — еду и одежду, отдых и наказания, подражая словом и делом умению врачей выбрать лекарство, прибавив к этому то соображение, что еда — это не лекарство, так как она нужна постоянно. По натуре самыми, пожалуй, лучшими для работы будут не слишком робкие и не слишком дерзкие, потому что и те и другие не соблюдают должного. И действительно, слишком робкие — невыносливы, а строптивые — непокорны. Нужно, чтобы для всех была установлена и конечная цель: справедливо и полезно, чтобы наградой была свобода. Они работают охотно, когда назначена награда и определенный срок. Нужно также иметь от них залог, которым послужит рождение ими детей. И не следует приобретать их в большом количестве из одного и того же племени, как этого не делают и в городах. Кроме того, жертвоприношения и угощения нужно устраивать скорее ради рабов, чем ради свободных, потому что они больше причастны тому, ради чего установлены подобные обычаи.

VI. Управляющий хозяйством должен обладать четырьмя качествами, которые необходимы в делах, касающихся имущества. Он должен уметь и приобретать и сохранять, иначе нет никакого толку в приобретении, так как это все равно, что черпать воду решетом или лить, как говорится, в бездонную бочку. Он должен также уметь содержать в порядке наличное имущество и уметь использовать его. Ради этих качеств нам и нужны те, вышеупомянутые. Все имущество должно быть разграничено, и прибыльного должно быть больше неприбыльного, а доходные дела нужно распределять так, чтобы не все сразу подвергать риску. Для хранения хорошо пользоваться и персидским и лаконским способом. Однако пригоден и аттический способ ведения хозяйства: они продают и покупают, и в более мелких хозяйствах складов не строят. А персидский способ — чтобы все содержалось в порядке и за всем следить самому, то, что говорил Дион о Дионисии; никто ведь не заботится о чужом так же, как о своем, aпоэтому следует по возможности самому проявлять заботу. И те меткие ответы перса и ливийца будут, пожалуй, здесь уместны. Один, когда его спросили, что лучше всего утучняет коня, ответил: «хозяйский глаз». А когда спросили ливийца, какое удобрение самое лучшее, он ответил: «хозяйский след». Таким образом, часть дел должна находиться под надзором его самого, а часть — под надзором его жены, в соответствии с тем, как разделены между ними хозяйственные заботы. И надзор этот в небольших хозяйствах следует осуществлять изредка, а в порученных управляющим — часто. Если не подают хорошего примера, то нет и хорошего подражания, как во всем прочем, так и в деле управления. Поэтому невозможно, чтобы управляющие были заботливы, если незаботливы хозяева. Так как это благоприятно для духовных качеств и полезно для хозяйства, хозяева должны вставать раньше рабов, а ложиться — позже, и дом никогда не должен оставаться без надзора, как и город, а все необходимые дела нельзя оставлять без внимания ни днем, ни ночью. И даже подниматься ночью — это полезно и для здоровья, и для хозяйства, и для философии. Далее, в небольших владениях полезен аттический способ размещения доходов, а в крупных следует распределить расходы на год и на каждый месяц, а также распределить вещи, употребляемые ежедневно и изредка, и все это вверить управляющим. Кроме того, нужно время от времени проверять их, чтобы было известно, что в сохранности, а чего недостает. Дом нужно строить с расчетом на то, чем обладают, и с расчетом на здоровье и погоду. Говоря о том, чем обладают, я имею в виду, какие, например, помещения пригодны для продуктов и одежды, а относительно продуктов — какие для сухих, какие для жидких, а относительно другого — какие для одушевленных, какие для неодушевленных, рабов и свободных, женщин и мужчин, какие для гостей — чужеземцев и сограждан. Говоря о погоде и здоровье, я имею в виду то, что дом должен быть прохладным — летом и солнечным — зимой. Таким, пожалуй, будет дом, защищенный с севера и имеющий неравные стороны. Полезен, по-видимому, в крупных хозяйствах и привратник, назначаемый из тех, кто непригоден для других работ, с целью надзора за вносимым и выносимым. b Для удобного пользования вещами полезен лаконский способ: каждая вещь должна быть на своем месте — в таком случае едва ли придется искать ее, если она будет наготове.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*