Тибетцы вскоре поняли, что свойственники Лхавсан-хана отнюдь не лучше его самого. Церин Дондуб сменил правительство и назначил деси своего ставленника Лхагьял Рабтэна. Второй Далай-лама VI Еше Гьяцо был низложен и посажен под арест. Какое-то время его содержали в медицинском дацане Чагпори, построенном Сангье Гьяцо, затем, кажется, увезли в Китай, где он и умер в 1725 г. Полханэ, который поддерживал Лхавсан-хана, пытали, но не казнили, поскольку он был личным другом нового деси. В плену у джунгаров находился один из сыновей Лхавсан-хана — Сунца. Жена Сунца бежала на Кукунор. Отсюда она направила Кан-си просьбу освободить Тибет от джунгаров. Кажется, что Кан-си только и ожидал такой просьбы. В 1718 г. в Тибет двинулась армия под командованием генерал-губернатора г. Сиань Эрентая и генерала Селена. Миновав Цайдам, цинская армия вступила в Тибет и дошла до Нагчука. Но здесь ее поджидали джунгарские и тибетские войска. Армия Цинов была разгромлена, оба генерала убиты. Однако положение джунгаров тоже было непрочным. Они казнили нескольких известных лам школы Ньингмапа и стали разорять монастыри этой школы. Это вызвало недовольство тибетского населения. Джунгары контролировали Центральный Тибет, Уй, но Цзан и Нгари не были под их властью. Далай-лама VII Кэлсан Гьяцо находился в монастыре Кумбум под покровительством маньчжуров. От джунгаров отмежевался Панчен-лама, и им не удалось закрепиться в Шигацэ, На западе, в Гартоке, правитель этого города Канченнэ готовил против джунгаров восстание. В 1719 г. новые маньчжурские армии из Урумчи и Синина через Кам двинулись в Тибет. Одной из армий командовал 14-й сын Кан-си Юн Ти. Ему и генералу Ян Синю было приказано доставить Кэлсан Гьяцо из Кумбума в Лхасу. Пока цинские войска двигались к столице Тибета, Канченнэ и Полханэ подняли антиджунгарское восстание. С востока к Лхасе подходила вторая цинская армия под командованием Гарби. До этого она подавила восстание местного населения, которое возглавляли правители Литана и Батанга. Предчувствуя скорое поражение, джунгары разграбили Лхасу и ушли на северо-запад. Но еще до подхода цинских армий отряды Полханэ и Канченнэ заняли Лхасу. Произошло это осенью 1720 г. Генерал Ян Синь привез Далай-ламу VII, который был водворен в Лхасе. Панчен-лама посвятил его в гецулы. Кан-си пожаловал Далай-ламе VII золотую печать. На ней по-маньчжурски, по-тибетски и по-монгольски было написано: «Печать Далай-ламы VI». Двух прежних Далай-лам VI — Цаньян Гьяцо и Еше Гьяцо для Кан-си отныне не существовало. Проджунгарское правительство было арестовано. Генерал Ян Синь реформировал высший орган управления Тибетом. Был окончательно упразднен пост деси. Верховными правителями Тибета стали калоны (министры). Главным стал Канченнэ, получивший титул дайцин батур. Вторым по старшинству — правитель Конпо Нгабо, остальными назначены Лумпанэ, Джаранэ, а вскоре и Полханэ. Все калоны являлись светскими лицами, тем самым реальная власть Далай-лам была ограничена. Напротив дворца Потала была возведена стена с надписью «Восстановление мира в Тибете». А чтобы мир был прочнее, стены Лхасы разрушили, в городе разместили цинский гарнизон, который возглавил монгол Цеван Норбу. Китайские авторы так расценивают действия цинских генералов в 1720 г.: «Кан-си [из] цинской династии умиротворил Тибет... изгнал из Тибета армию джунгаров, укрепил юго-западную границу, обеспечил единство родины» [Сицзан цзянъши, 1993, с. 209]. В 1723 г. Кан-си умер. В Лхаое размещался 3-тысячный цинский гарнизон, китайские войска находились также в городах Литан и Чамдо. Была восстановлена система почтовых станций, и на станциях от Лхасы до Литана тоже были размещены цинские отряды. Все тибетские территории к востоку от Батанга и Литана были отторгнуты от Тибета и включены в состав цинской провинции Сычуань. Однако в том же, 1723 г. новый цинский император Юн-чжэн счел нужным вывести цинские войска из Лхасы, оставив только гарнизон в тысячу человек в Чамдо. В Лхасу прибыл чиновник лифанъюанъ (управление подчиненными иноземцами) Орай, чтобы поддержать Канченнэ, недовольного уходом цинских войск из Лхасы. Орай и Канченнэ совершили совместную поездку в Нгари. В 1723 г. против Цинов подняли восстание хошуты Кукунора, которых возглавил Лхавсан Дацзинь, внук Гуши-хана. Его отец имел китайский титул цинъ-ван, а после гибели Лхавсан-хана присвоил себе и китайский титул покойного — сицзан ханъван. Цинские войска разгромили хошутов, и регион Кукунора также был присоединен к Цин. Юн-чжэн своим указом определил допустимые размеры монастырских построек и число монахов в каждом из монастырей. Лхавсан Дацзинь бежал в Джунгарию. Он был в родстве с одним из тибетских калонов, и цинский двор опасался, что часть тибетской знати поддержит Лхавсан Дацзиня. Поэтому 2-тысячный отряд цинских войск, развивая успех на Кукуноре, вступил в Тибет. Та часть тибетцев, которая шла за Полханэ, сотрудничала с цин-скими войсками. Полханэ помог цинским войскам подавить восстание хошутов Кукунора и находился там до тех пор, пока Лхавсан Дацзинь не был изгнан в Джунгарию. Управлявшие Тибетом колоны не только не были едины, но почти открыто враждовали друг с другом. На одной стороне были Канченнэ и Полханэ, которые ориентировались на Цин, с другой — Нгабопа, родственник Лхавсан Дацзиня, и Джаранэ, которые опирались на Уй. К ним примыкал и Лумпанэ, дочь которого приходилась женой отцу Далай-ламы. В докладе одного чиновника цинскому двору от 1727 г. сообщалось: «Ведущие чиновники Тибета не в ладах друг с другом. Далай-лама умен, но еще слишком молод... Калоны ненавидят его отца... Далай-лама и Канченнэ, выступая друг против друга, неизбежно вызовут беспорядки» [Yа Hanzhang, 1994, р. 97]. В 1724 г. по совету цинского двора Канченнэ начал преследование сторонников школы Ньингмапа. Полханэ не поддержал его. А когда стало ясно, что Канченнэ не прекратит преследований Ньингмапа, Полханэ, опасаясь дурных последствий, под предлогом болезни жены покинул Лхасу и уехал в Цзан. Отсутствием Полханэ воспользовались другие калоны. 7 августа 1727 г. совет калонов собрался на заседание в храме Джокан. Во время заседания Канченнэ был схвачен и убит на месте, а его охрана перебита, дом был разграблен, две его жены убиты. Из Лхасы были посланы люди убить и Полханэ. Но Полханэ был предупрежден об опасности и уехал в Нгари. Там он собрал 9-тысячную армию для похода на Лхасу. В очередной раз Тибет оказался ввергнут в гражданскую войну. На первых порах Полханэ терпел поражения. Но через короткое время ему удалось овладеть г. Шигацэ. Калоны из Лхасы двинули свои войска в Цзан. Ожесточенные бои развернулись за г. Гьянцэ, но они не принесли победу ни одной из сторон. И Панчен-лама и Далай-лама VII пытались примирить враждующих. Поначалу они имели успех. Обе противные стороны отвели свои войска от Гьянцэ и произвели обмен пленными. Однако Полханэ в действительности не желал примирения, он использовал это время для сосредоточения своих сил и нанесения внезапного удара. Ему помогли хошуты, кочевавшие в долине р. Дам, и монахи трех главных монастырей. Враг был разбит, и 3 июля 1728 г. войска Полханэ вошли в Лхасу. Калонов, врагов Полханэ, бросили в тюрьму, а затем в ноябре публично подвергли жестокой казни линъчи — медленному и долгому отрезанию от казнимого частей его плоти. Семьи казненных калонов отправили в ссылку. Далай-ламу VII и его отца также выслали из Лхасы в Гартар близ Литана. Все эти события привели к тому, что цинский двор направил в Тибет новый контингент войск — армию численностью в 11 тыс. человек. Полханэ оказался под защитой китайских солдат, а Тибет заплатил за это немалую цену — Литан, Батанг и Дацзянлу были включены в территорию пров. Сычуанъ, Гьялтан — пров. Юньнань, а на севере 40 групп тибетцев-кочевников подчинили Синину. Области Цзан и Нгари были «подарены» цинским двором Панчен-ламе. В ведении лхасского правительства были оставлены только области уй и Чамдо. По верному замечанию Я Ханъ-чжана, «таким образом власть тибетских правящих группировок естественно была ослаблена и оказалась в большем подчинении у цинского двора» [ibid, р. 98-99]. Именно в это время «в Тибете образовались два режима — местное тибетское правительство, возглавляемое Далай-ламой, и другое — панчен-пхаран, возглавляемое Панчен-ламой. Оба находились под надзором комиссара-резидента — императорского правителя, амбаня, как он именовался по-тибетски, назначаемого цинским правительством» [ibid, р. 102]. Чуть позже Далай-ламу VII перевезли из Питана в г. Тайнин — и так возили с места на место под предлогом защиты от джунгаров, боясь, что джунгары захватят его и увезут к себе. В 1728 г. в Лхасе был размещен цинский гарнизон из 1500 солдат. С этого года началось постоянное пребывание цинских гарнизонов в Лхасе и правление в Тибете Полханэ.

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть I. История Тибета до XIX в.

52. Сосредоточив войско в одном месте и разбив лагерь у Кордубы, он сообщил солдатам на сходке о поручениях, полученных от Цезаря, и обещал им дать после переправы в Мавретанию по сто сестерциев. При ...

Ни для кого не секрет, что мифы разных стран в той или иной мере похожи друг на друга. Но в древнегреческой мифологии есть один миф, равных которому не встречается ни в одной из мировых культур. Главн...

Ша́мбала — мифическая страна в Тибете или окрестных регионах. Согласно древней тибетской карте в словаре Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation, которую смогли интерпретировать ...

Еще статьи из:: Мировая история Тайны мира